Page 184 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 184

наше  понятіе  такъ  же  единично,  какъ  единичепъ  и  соответствую-  ждалъ,  что  всякой  едииичпой  вещи  соотвЕтствуетъ  только  ей

 іцій  ему  самый  фактъ,  ибо  нашими  чувствами  мы  можемъ  вос-  одной  принадлежащее,  ея  собственное  единичное  понятіе,  еди-
 принимать,  а  следовательно  и  сознавать  только  единичные  ничная  мысль,  какъ  ея  сознаніе,  ибо  въ  опытЕ  всЕ  вещи
 факты,—и  вотъ  это-то  сущее,  сознанное  умомъ  человѣ ка  вообще,  представляются  намъ  только  единичными.  Иаоборотъ,  всякое
 и  есть  понятіе,  которое  потому  такъ  же единично,  какъ  едини-  ионятіе,  всякая  мысль  имЕетъ  соотвЕтствующій  себЕ  въ  опытЕ
 чепъ  и  соотв тствующій  ему  фактъ.  единичный  предмете,  которыми,  и  опредЕляется,  обусловли-
 ѣ
 Итакъ  Антисоенъ  отвергъ  Сократовы  всеобщія  понятія,  вается  въ  нашемъ  умЕ его  понятіе.  Поэтому  всякій  предмете,
 а  следовательно  и  Платоновы  идеи,  какъ  развитіе  этихъ  Со-  представляемый  еоотвЕтствующимъ  ему  поиятіемъ,  можетъ  быть
 кратовыхъ  вееобщихъ  понятій.  нрсдставленъ  только  этимъ  именно  единичнымъ      понятіемъ,     а
 Когда  Платонъ  передъ  Антисоеномъ  или,  по другимъ  извЕ-  не  какимъ-либо  другимъ.  Такимъ  образомъ  единичное  нонятіе

 стіямъ,  передъ  Діогеномъ  говорилъ  однажды  объ  идеяхъ  и  и  единичный  предмете  взаимно  себЕ  соотвЕтствуютъ:  каждое
 между  прочимъ  называлъ  идею  стола  (т.-е.  всеобщую  умозри-  единичное  понятіе  имЕетъ  свой  единичный  предмете,  и  каждый
 тельную  сущность  его)  стольностыо,  идею  кубка—кубочностыо,  единичный  предмете—свое  единичное  понятіе.
 идею  челов ка—челов чностыо,  Аитисоеиъ  или  Діогенъ  возра-  Напротивъ,  нЕтъ  вееобщихъ  понятій  въ  смыслЕ  понятій,
 ѣ
 ѣ
 зить  ему:  „явижуэтошг  (т.-е.  единичный)  столъ,  но  не  вижу  общихъ  для  многихъ  единичныхъ  предметовъ,  т.-е. въ  смыслЕ
 стольности;  я  вижу  этотъ  кубокъ,  но  не  вижу  кубочности;  видовыхъ  и  родовыхъ  понятій.  Поэтому  о  всякомъ  единичиомъ
 вижу  этого  человѣ ка,  но  не  вижу  человЕчности".—На  это  нредметЕ  нельзя  ничего  болЕе  утверждать,  /кромЕ  собственно

 ІІлатонъ  замЕтилъ  ему:  „это  оттого,  что  у  тебя  есть  глаза,  ему  соотвЕтствующаго  единичнаго  поіштія  (хотя  затЕмъ  отри-
 чтобы  видЕть  этотъ  столъ,  кубокъ  и  проч.,  но  нЕтъ  того,  цать  о  немъ  можно  все  прочее).  Если  иасъ  спросятъ:  какая
 чЕмъ  можно  было  бы  видЕть  (созерцать)  столыюсть,  кубочноеть  это  вещь?  то  мы  можемъ  отвЕчать  только:  это—такая-то  вещь;
 и  т.  д.  (т.-е.  нЕтъ  ума, ибо  только  умъ  созерцаете  само-  нагіримЕръ,  это  золото;  а  нельзя  отвЕчать:  она такова-то, .-е.
                                                                                               т
 сущія  идеи,  какъ  всеобщую  сущность  единичностей,  а  чувства  имЕетъ  такіе-то  различные  признаки,  качества.  ВЕдь  качества,

 "
 восиришшаютъ  только  единичности) .   приписываемый  одной  вещи,  могутъ  принадлежать  и  другимъ
 Допуская  одни  какъ  бы  единичныя  понятія,  Аитисоеиъ  вещамъ;  вслЕдствіе  такихъ  качествъ,  общихъ  нЕсколышмъ
 иолагалъ,  что  непосредственное  воспріятіе  внѣшними  чув-  вещамъ,  вещи  были  бы  однородны,  а  потому  были  бы  воз-

 ствами  виЕшнихъ,  чувственныхъ,  единичныхъ  предметовъ  и  можны  видовыя,  родовыя,  вообще  всеобщія  понятія.  Но  этой-
 есть  единственное  возможное  познаніе  для  ума  человЕка  то  возмояшости  и  не  допускаете  Антисоенъ,  а  потому  та-
 вообще;  ибо только  единичные  факты,  представляющіеся  намъ  кихъ  общихъ  качествъ,  по  Антис епу,  вовсе  не  существует!»,
                                                              ѳ
 въ  опытЕ,  имЕютъ  реальность,  дЕйствительность  и  досто-  или  они  не  реальны.  Реальна  только  единичная  вещь,  а
 вЕрность.  Поэтому  у  него  пбнятія  уже перестали  быть  тѣ мъ,  потому  о  каждой  единичной  вещи  возможно  сказать  только

 чѣмъ  они  были  у  Сократа  —  результатами  индукціи,  обоб-  одно,  а  нельзя  сказать  о  ней  многаго,  или  для  одного
 щеніями,  и  СлЕдовательно  перестали  быть  всеобщими  поня-  нодлежащаго  есть  только  одно  сказуемое,  какъ  ему  соот-
 тиями,  а  превратились  въ  понятія  единичныя.  СлЕдовательно  вЕтствующее.  Притомъ  сказуемое  о  соотвЕтствуюіцемъ  ему
 и  Сократова  метода,  индукція,  составляющая  сущность  его  подлежащемъ  можетъ  быть  только  такое,  которое  совершенно
 діалектики,  ставъ  излишнею  для  Антис ена,  была  отверг-  тождественно  съ  нимъ.  Какое  же  это  тождественное  съ  подле-
 ѳ
 нута  имъ  въ  его  діалектикЕ;  ибо  индукція  доводите  до  вее-  жащимъ  сказуемое,  или чтЬ же  можно  утвердительно  сказать
 общихъ  понятій,  а  Антисоенъ  отвергъ  ихъ и  замЕнилъ еди-  объ  единичной  вещи  такого,  чтобы  это  сказуемое  было тож-

 ничными  понятіями.  Въ  самомъ  дЕлЕ  Антисоенъ  прямо  утвер-  дественно  съ  подлежаіцимъ,  такъ  что  ни  въ  какомъ  случаЕ
   179   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189