Page 187 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 187

званіемъ,     словомъ,     р чыо     съ   одной    стороны—и       между     вещью,
                                                 ѣ
                    предметомъ,       фактомъ      съ   другой    стороны     Антис еиъ        выразилъ                                въ   ея   простотѣ,     т.-е.  единичности,       ибо  въ  составъ    такого    опре-
                                                                                      ѳ
                                                                                                                                         ѣ
                    въ   такой    формулѣ:      „мысль      (ионятіе,    слово,    р чь)   есть   изъяв-                               д ленія     входятъ     множество      качествъ,     признаковъ      вещи;    следо-
                                                                                    ѣ
                                                                                                                                                                          ѣ
                    леніе    того,   чтЪ   было    или чтö     есть   (факта)   " .(ТГтимъ   Антисѳ енъ                                вательно     сказуемое      есть  н что   множественное,        между    тѣ мъ  какъ
                                                                                                                                                                                        ѣ
                    хотѣ лъ    сказать,    что   нашъ    умъ   ни   о  чемъ    больше     не   мыслитъ,                                его   подлежащее        есть  единичное;      сл дователыю        они    несоответ-
                    ничего     болѣе    не  понимаете,       а  потому     и  не   знаете,     и    нашъ                               ственны,      нетождественны.
                    языкъ     ничего    болѣе    не   выражаете,       кромѣ    того   только,     какая                                    Въ    этомъ    отношеніи       на   Антисоена       подѣйствовало        ученіе
                    вещь    есть   или была?      и  что   потому     мы   должны      ограничиваться                                  элейцевъ.     Элейцы      утверждали,     что   единое    сущее   не   ограничено,
                    только    такимъ     утвердителыіымъ          сужденіемъ,       которое,      будучи                               не  опредѣляемо;      Антисоенъ       призналъ     за сущее    единичныя      вещи'

                    едино    и   неизменно,      какъ     сама     единичная      вещь,      выражаете                                 а  потому     и утверждалъ       о нихъ,   что  онѣ   не  ограничены,      не опре-
                    только,    что   она    есть   не  болѣе     какъ    сама    же   она,   т.-е.    про-                             деляемы.    Далѣ е   Антисоенъ      считалъ   невозможными        ложныя     мысли.
                    износите      о  ней   только    тождественное        суждение?)                                                  Ложная      мысль,     по  его   мыѣнію,     есть   мысль     о  томъ,   чего   нѣ тъ,

                          Не   признавая       другихъ      сужденій,     кромѣ      тождественныхъ,                                  чтЬ   не   есть   сущее,     а  можно     ли   мыслить     и  выразить     то.   чего
                    Антисоенъ       не   могъ    признавать—и        въ  самомъ     дѣлѣ    не  призна-                                нѣ тъ?   Мы    всегда    мыслимъ      о  томъ,    что   есть,  о  сущемъ;    а  какъ
                    валъ— возможности         такъ-   пазываемыхъ       „реалыіыхъ      оиред леній",                                 скоро    мы    мыслимъ      лишь    о  томъ,    что   есть,   то  мы    не   можемъ
                                                                                                ѣ
                    а  также     ложныхъ      мыслей     и   реальныхъ      противорѣчій;      сл дова-                               выразить     этого    иначе,    какъ    однимъ     только   образомъ,     т.-е.  соб-
                                                                                                  ѣ
                    тельно    онъ    не   признавалъ       и  иныхъ     споровъ,      кромѣ     споровъ                               ственнымъ       его  именемъ,      названіемъ,      какъ    тождественнымъ         съ
                    о  словахъ.     Реальныя       опредѣленія,      или  тЬ,  чтЬ  собственно     назы-                              нимъ.     Итакъ      истина    есть    выраженіе       единичной      вещи,     какъ

                    вается    въ   логикѣ    опредѣленіями,        дефинициями, невозможны по                                         сущаго,     какъ    реальнаго,     а  то, что   называется      ложною     мыслью,
                    Антисосну,      потому    что  реальное    опредѣлеnie     есть  суждеыіе,     въко-                              будучи    выраженіемъ       несущаго,     нереальнаго,      вовсе  не   есть  мысль.'
                    торомъ    опред ляющее,        т.-е.  сказуемое,    не   тождественно      съ опре-                                    Если    невозможны       ложныя     мысли,   то  невозможны       и реальныя
                                      ѣ
                    дѣляемымъ,       т.-е.   съ  подлежащимъ;         именно    опредѣляющее,        ска-                             противорѣчія,     a  слѣдовательно      невозможны       и  другіе  споры,    кроме
                    зуемое    есть  родовое     понятіе,   а  видовая    разность—опредѣ ляемое,                                      споровъ     о  словахъ.     Въ   самомъ     дѣлѣ,   если   намъ   и  кажется    (ду-

                    подлежащее.       Антисоенъ     могъ    допустить—и       въ самомъ     дѣлѣ   допу-                              малъ  ..Антисоенъ),      что   кто-либо    противоречите        намъ     и  потому
                    скалъ—только        такъ-называемыя         ыоминалышя        опредѣленія      пред-                             споритъ      съ  нами    о  чемъ-либо      реалыюмъ,       сущемъ,     то  это  намъ
                    метовъ,    т.-е.   опредѣленія,      состояіція     только    въ   уясненіи    слова                             только    такъ    кажется;     собственно      же   вся его    ошибка—въ        сло-
                    или    имени,      назваиія     вещи,    и  съ  этою     цѣлыо     онъ   допускалъ                               вахъ,    въ   названіяхъ      вещи,    т.-е. онъ    мыслите      объ   одной еди-
                    сближеніе      единичныхъ       вещей,     предметовъ       между     собою;    такъ                             ничной     вещи,    а   говорите     о  другой.    Напротивъ,      если  два   чело-
                    что   опредѣленіе       у   Антисоена      есть   только     объясненіе     или    же                            века    говорятъ     въ  самомъ     деле    объ   одномъ     и томъ    же   единич-
                    перечисленіе       многихъ     единичныхъ        предметовъ,      вещей,    сравии-                              номъ    предмете,      объ   одномъ     и  томъ    же сущемъ,      реальномъ,     то

                    ваемыхъ      между     собою;   такъ    напримѣръ,      серебро   можно     сравни-                              они   непременно        и  выражаются       одними     и  теми   же  словами,    ибо
                    вать   съ   другими     металлами,      особенно     съ   оловомъ,     говоря, что                               всякій    предмете      можетъ     быть    выраженъ      только    однимъ     обра-
                    серебро     похоже     па   олово    своимъ    цвѣтомъ,     и т. д. О   реальныхъ                                зомъ,   т.-е.   тождественнымъ         съ   нимъ    сказуемымъ,        а  следова-
                    же   опред леніяхъ        Антисоенъ      отзывался,      что  они   суть   не  болѣе                             тельно    не  можетъ     быть   между    ними    противоположности,         проти-
                                 ѣ
                    какъ    наборъ    словъ,    пустая   болтовня,    вовсе   не  выражающая       того,                             ворЬчія,    не   можетъ    быть   и спора.   Если    же  они   выражаются       раз-

                    что    есть   единичная       вещь.     Ц лая     р чь,    цѣлое     предложеніе,                               лично,    то   это  значите,     что   они не говорятъ       объ   одномъ    и томъ
                                                              ѣ
                                                                        ѣ
                    посредствомъ       которыхъ     реально     опредѣляютъ       единичную       вещь,                             же    предметѣ,     или же     что оба они или одинъ             изъ   нихъ    гово-
                    слитикомъ     сложны      (думалъ    Антисоенъ),      чтобы    представить     вещь                             рите    собственно      пи  о   чемъ,    о  несущемъ;     следовательно       и  тутъ
                                                                                                                                    между     ними    нЬтъ    противоречия,      а   потому    н тъ    и  спора    о  су-
                                                                                                                                                                                                 ѣ
   182   183   184   185   186   187   188   189   190   191   192