Page 192 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 192

правильная  р чь,  составленная  изъ  соединенія  точныхъ,  ясныхъ
 ѣ
 и  сравненныхъ  между  собой  собственныхъ  именъ,  назваиій  еди-  истолкованію  словъ  и  выраженій,  и  что  вообще  она  находится
                                                                                            ѣ
 ничных!,  вещей,  предметовъ.  ГІо  и  до  этого  результата,  до  во  внутренней  связи  съ  его  діалектикой.  Въ самомъ  д лѣ ,  если
                          ѳ
 создані  і  такой  науки,  философіи,  какъ  системы,  не  дошелъ  Антис енъ  и  заимствуете  у  Сократа  нѣкоторыя  мысли  о  боже-
                      ѣ
                                         ѣ
 Антис  енъ.  Причина  этого  заключается  не только  въ томъ,  что,  ств ,  то  не  съ  т мъ,  чтобы  прилагать  ихъ,  подобно  Сократу,
                                      ѣ
 но  характеру  своей  діалектики,  Антис енъ,  подобно  софисту  къ  жизни,  къ  д ятельности  человѣческой,  а  чтобы  истолковывать
 ѳ
 ІІроклу,  обратилъ  все  свое  вниманіе  на  зиаченіе  словъ,  на  ихъ   миѳы,  какъ  символы  философскихъ  мыслей,  и чтобы  подвергать
                                                            ѣ
 уяснеиіе,  истолкованіе,  но  въ  особенности  въ  томъ,  что  Анти-  критикѣ  ходячія  религіозныя  в рованія  и  преданія.  Такъ  внут-
                                                                 ѳ
 сѳ енова  діалектика  приняла  преимущественно  иаправленіе  поле-  ренне  связана  была  физика  Ангис ена  съ  его  діалектикой.  Съ
 мическое,  а  полемикой  онъ  занялся  потому,  что  его  діалектика   другой  стороны,  его  физика  была  связана  и  съ  его  этикой.  Такт,
                                         что
                                                                                   добродѣтелыіый
                                                                       и вмѣстѣ
 была  по  преимуществу  отрицательною.  оиъ  утверждалъ, другъ мудрецъ  (знающій  какъ  у друзей  все  общее,
                                                           а
                                                              такъ
                                                боговъ;
                 человѣкъ)
                                есть
 Въ  самомъ  дѣлѣ,  опасаясь  открыть  свободный  достуиъ  къ  то  мудрецъ  не  можетъ  имѣть  ни  въ  чемъ  недостатка,  оиъ
 паукѣ  всякимъ  неосновательиымъ  предиоложеніямъ  и  строимымъ  „довлѣетъ  самъ  себѣ"",  какъ  и  божество.  Отсюда  можно  было
 на  нихъ  пустымъ  системамъ,  Антисеенъ  иорицалъ  всякое  усиліе  бы  вывести  и  такое  заключеніе,  что  нравственность,  а  следо-
 ума  возвыситься  надъ  опытными  позианіями,  отрицалъ  всякіе  акты  вательно  и  этика  находилась  у  Антис ена  въ  связи  съ  религіею,
 мышлеиія,  которыми  умъ  ндіпъ  преобразуете  едииичныя  понятія  т.-е.  была  на  ней  основана.  Но  это ѳ  заключеніе  невѣ рно:  какъ
 и  достигаете  до  всеобщихъ  видовыхъ  и  родовыхъ  попятій  и  ие  основывалъ  Сократъ  этики  на  религіи,  такъ  не  основывать
 идей.  Такой  иолемическій  (особенно  въ отяошеніи  къ  Платону)   ее  на  религіи  и  Антис енъ.  Напротивъ,  мы  знаемъ,  что  соб-
                                                ѳ
 и  отрицательный  характеръ  діалектики  Антис ена  сближалъ его   ственно  отправною  точкою,  основою  нравственности,  а  следо-
 ѳ
 съ  софистами  и  отдалялъ  отъ  Сократа.  Отсюда  существенное,  вательно  и  этики,  у  Аіггис ена  былъ  самъ  человѣкъ,  ибо  усовер-
                                                     ѳ
 огромное  отличіе  его  отрицательной  діалектики  отъ  положи-  шепствованіе  истинной  нашей  человѣческой  природы,  натуры
 тельной  діалектики  Сократа;  отсюда  его  оппозиція,  полемика  онъ  поставляете  въ  зависимость  отъ  насъ  еамихъ,  отъ  нашихъ

 противъ  Платоновых!,  идей;  отсюда  почти  полное  отсутствіе  собственныхъ,  просв щенныхъ  истиннымъ  знаніемъ  усилій, тру-
                                            ѣ
 физики  (философіи  природы)  въ  его  философіи  и  неразвитость  довъ;  онъ  находите  достаточную  опору  для  нравственности,
 его  этики.    добродѣтели       челов ка      въ   самомъ     же    челов к ,      въ  его    внут-
                                                                                ѣ
                                         ѣ
                                                                             ѣ
 Весьма  замѣчательно  однако,  что  уже  Антис енъ  опредѣ-  ренней  силѣ,  энергіи,  и  поэтому  не  ищете  принципа,  основы
 ѳ
 лилъ:  1)  самое  опредѣленіе,  дсфииицію,  какъ  іюказаиіе  того,  нравственности,  добродѣтели  внѣ  челов ка,  въ сферѣ  религіозной.
                                                                   ѣ
 чѣмъ  предмете  былъ  или чтЬ опт,  есть,  и  2) знанье,  а  именно:
 знаніе  есть  истинное  (правильное)  мнѣніе  по  разуму,  т.-е.  „Наша  душа"  (отождествленная  у  него  съ умомъ),  говорилъ
 отчетливое,  съ  ноказаніемъ  его  разумнаго  осповаиія.  онъ,  „ведете  насъ  къ  добродѣтели  посредствомъ  знанія,  науки

 (Физгіка.  Объ Антисѳеиовомъ  міросозерцаніи  почти  ничего  и  посредствомъ  нашихъ  собственныхъ  усилій,  трудовъ.  Отъ
 ие  говорятъ  намъ  древніе,  потому,  конечно,  что оно  не  пред-  души  исходите  все  наше  достоинство.  Искать  соответствующих!,
 ставляло  собою  ничего  оригинальна™.  Поэтому  и  физика  его  душѣ  богатствъ  значите  возвышаться,  совершенствоваться,  идти
 вообще  не  была  развита  систематически.  Въ  источникахъ  мы  впередъ;  оставлять  ихъ  въ  небреженіи  значите  унижаться, пор
 находимъ  только  отдѣлыіыя  натурфилософскія  мысли  Антис ена;  титься,  идти  назадъ".  Вотъ  почему  никакая  древняя  языческая
 ѳ
                                                                             на очищеиіи
                              не
                                                          Антисѳеновой
                                                  болѣе
                                                                                               души
               философія
                                  настаивала
 ішрочемъ  и  изъ  нихъ  уже  мы  можемъ  заключить,  что  его  физика
               нашей
                                                                                                ѣ
 имѣетъ  одинаковый  характеръ  съ  его  діалектикой,  а  именно  плоти  и посредствомъ  освобожденія  ея изъ-подъ  зависимости  т ла,
                                                                                   отъ
                                                                                         чувствен-
                           всѣ хъ
                                                   земиыхъ
                                    т лесныхъ,
                                                                         вообще
                                                               благъ,
 полемическій  и  отрицательный,  и  также  направлена  къ  уяспонію,  ѣ
               ности.    Правда,     такъ-называемая        гностическая        философія - г о ,
                                                                                              1
   187   188   189   190   191   192   193   194   195   196   197