Page 190 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 190

щемъ,  реальномъ.  Въ  этомъ  отрицаніи  ложныхъ  мыслей  и  про-

 тиворѣчій,  а  слѣдовательно  и  споровъ,  Антисоенъ  сходится  съ  связь,  такая  тождественность,  что  противорЕчія  и  заблужденія
 софистами.  Но  основанія  такого  отрицанія  были  у  нихъ  суще-  невозможны,  или  что  по  крайней  мѣрЕ  противорѣчія  и  заблуж-
 ственно  различны.  Софисты  отрицали  это  на  томъ  основаніи,  дения  не  реальны,  а  мнимы,  и  потому  вовсе  неестественны,  не-
 что,  по  ихъ  мнЕиію,  истина  неотличима  отъ  неистины,  лжи,—  необходимы  для  нашего  ума,  а,  напротивъ,  истина  есте  есте-
 всякая  мысль,  всякое  сужденіе  есть  въ  одно  и  то  же  время  и  ственное  еостояніе  нашего  ума,  есть  необходимое  уело  іе  его
 истинное,  и  ложное;  всякое  предложеніе,  какъ  сужденіе,  выра-  мышленія;  мнимыя  же  ложныя  мысли  суть  только  послѣдствія

 жающее  мысль,  и  истинно,  и  вмЕстЕ  ложно,  а  СлЕдовательно  преходяіцаго,  временнаго  невниманія  съ  нашей  стороны,  именно
 всегда  равно  противоположному  ему  еужденію,  такъ  что  два  неточности  въ  выраженіи,  въ  словахъ,  или  неяснаго  иониманія
 противоположный  утверждепія  имѣютъ  равную  цЕну;  нротиво-  ихъ  смысла,  значенія.  Поэтому  Антисоенъ  сказалъ  однажды:
 рЕчія  суть  какъ-бы  естественное  состояніе  нашего  ума,  какъ-  „кто  противоположна™  мнѣнія  съ  нашимъ  мнЕніемъ,  того  слѣ-
 бы,  такъ  сказать,  роковое  условіо  нашего  мышленія;  поэтому  дуетъ  не  заставить  замолчать,  а  слЕдуетъ  научить  его,  ибо  не

 доказывать  кому-либо,  что  онъ  заблуждается,  или—чтЬ  все  равно  тЕмъ  можемъ  мы  вылечить  бЕсыующагоея,  что  сами  будемъ  бЕсно-
 —спорить  съ  кѣмъ-либо,  и безполезно,  и  смЕшно,  и  даже  невоз-  ваться".  Это  значите:  нриведемъ  нашего  противника  къ  тому
 можно;  словомъ,  софисты  отрицали  возможность  ложныхъ  мыслей,  чтобы  оиъ  созерцалъ  въ  своемъ  умЕ  то  же  сущее,  ту  же  реаль-
 заблужденій,  противорЕчій  и  споровъ,  потому  что  они  вовсе  пе  ность,  ту  же  единичную  вещь,  какую  созерцаемъ  и  мы;  уяснимъ
 признавали  никакой  истины;  истины  же  они  не  признавали  по-  ему  значеніе  слова,  выражающаго  это  реальное,  эту  единичную
 тому,  что  отрицали  сущее,  реальное;  а  сущее,  реальное  отрицали  вещь.  Тогда  онъ  будетъ  выражаться  о  ней  такъ  же,  какъ  мы
 они  на  томъ  основаиіи,  что  все  непрестанно  измЕняется,  ничто  сами  о  ней  выражаемся,  а  СлЕдовательно  мы  не  будемъ  противо-

 не  остается  равнымъ  себЕ;  во  всемъ,  чті>  существуете,  есть  про-  положна™  съ  нимъ  мнЕнія.
 тивоположности,  а  СлЕдовательно  противоположности  существуют!»  Отсюда,  по  мнЕнію  Антис ена,  слЕдовало,  что  единственный
                                                        ѳ
 и  во  всемъ,  о  чемъ  бы  мы  ни  говорили,  т.-е.  въ  самомъ  под-  снособъ  добыть  истину  состоитъ  въ  изслЕдованіи  истиннаго  зна-
 лежащему  а  потому  и  въ  сказуемому  и  поэтому  противо-  чены,  смысла  словъ  и  въ  выраженіи  каждой  единичной  вещи
 положный  сказуемыя  могутъ  быть  утверждаемы  объ  одномъ  и  ей  соотвЕтствующимъ  словомъ.  Въ  этомъ  и  состоитъ  сущность

 томъ  же  подлежащемъ  съ  равною  достовѣрностыо  или  же—что  діалектики  Антисоена,  или  его  снособъ,  метода  познаванія—въ
 все  равно—съ  равною  недостовЕрностью;  другими  словами,  обо  противоположность  методЕ  Сократовой,  состоящей  въ  восхожденіи
 всемъ  можно  говорить  pro  и  contra.  къ  всеобщимъ  гюнятіямъ  посредствомъ  индукціи.  Поэтому  Анти-
               соенъ    смотрѣлъ      на   надлежащій       выборъ     словъ,    выраженійина
 Напротивъ,  Антисоенъ  отрицалъ  ложныя  мысли  и  реальным  изслЕдованіе,  уясненіе,  толкованіе  истиннаго  смысла,  значенія
 противорЕчія,  а  СлЕдовательно  и  споры,  потому  что  паша  мысль  словъ,  какъ  на  основу  всякаго  истиннаго  знанія.  Такъ  вся  диа-

 опредЕляется,  обусловливается  самою  реальностью,  самимъ  су-  лектика  сводится  у  него  на  практикЕ  къ  вопросамъ  языка,  а
 іцимъ,  именно  единичными  вещами;  СлЕдовательно  умъ  иашъ
 мыслите  о  су щемъ,  объ  единичныхъ  вещахъ  такъ,  какъ  онЕ  вся  діалектика  въ  смыслЕ  теоріи  познаваиія  состоите  въ  ученіи
 суть,  и  потому  не  можетъ  составить  себЕ  ложиаго  суждеиія,  о  языкЕ.
 не  можетъ  заблуждаться,  не  можетъ  утверждать  протнвополож-  Результатомъ  такой  Антисееновой  діалектики  могла  быть
 ныхъ  сказуемыхъ  объ  одномъ  и  томъ  же  подлежащемъ;  всякая  только  такая  философія,  которая  есть  въ  сущности  то,  чтЬ  онъ

 мысль,  всякое  понятіе,  какъ  единичное,  есть  истинное  сознапіе  называете  сложною  рЕчью,  въ  смыслЕ  совокупности  сказуемыхъ,
 соотвЕтствующей  реальности,  едииичнаго  факта;  между  иеиз-  выражающихъ  единичныя  ноиятія,  соотвЕтствующія  единичными!
 мЕпиою  сущностью  вещи,  предмета  и  мыслыо  такая  т сная  вещамъ,  воспринимаемым!,  внЕшними  чувствами.  Поэтому,  по
 ѣ
              Антисѳ ену,     наука,   философія     есть  не  что  иное,   какъ  рЕчь,   именно
   185   186   187   188   189   190   191   192   193   194   195