Page 186 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 186

оно  не  могло  бы  быть  сказано  ни  о  какой  другой  вещи? Это   лизму),  а  приверженцы  его,  схоластики,  были  названы  реали-
 есть  имя  (ovofj.a)  или  названіе  самой  вещи.  Поэтому  всякому  стами.  Поэтому  можно,  пожалуй,  сказать,  что)  Платонъ  былъ
 подлежащему  можно  придать  только  такое  утвердительное  ска-  первый  реалистъ/хотя  реализма  былъ  развита  со  всею  опре-
 зуемое,  которымъ  обозначается  самое  имя,  названіе  подлежа-  деленностью  толыго  въ  средиіе  вЬка.  Ожесточенная  борьба,

 щего  и  ничего  болѣе.  Антис еенх  и  утверждаетъ,  что,  говоря  переходившая  иногда  въ  кровавый  стычки,  между  номинали-
 ѳ
 иапримѣръ  о  серебр ,  можно  сказать  только,  что оно  серебро,  стами  и  реалистами,  тянется  черезъ  всѣ  почти  средніе  вЬка и
 ѣ
 т.-е,  только  назвать  его  по  имени;  говоря  о  человѣ к ,  можно  никогда  пе  была  собственно  окончена  какимъ-либо  соглаше-
 ѣ
 сказать  только,  что  это—человѣ къ;  о  добрѣ  — что  это  добро;  ніемъ,  а  прекратилась  только  отъ  того,  что эта  борьба  всЬхъ
 а  нельзя  сказать,  напримѣръ:  человека  добръ,  ибо  сказуемое:  утомила  и  всемъ  надоела.
 „добръ",  не  тождественно  съ  подлежаіцимъ:  „человека".  Впрочемъ  Антисѳ енъ  допускала  различіс  между  вещами,

 (Зам чу,  что  взгляда  философовъ  на  всеобщія  понятія,  т. е.   а  следовательно  и  различіе  въ  выражепіи  ихъ,  различіе  въ
 ѣ
 понятія  родовъ  и  видовъ  вещей,  предметовъ,  что  они не  суть  сказуемыхъ  о  нихъ,  какъ  о  подлежаіцихъ,  смотря  по  тому,
 действительно,  реально  сущее,  а  только  мысленно  сущее,  какъ  есть  ли  вещь  простая,  элементарная,  или  же  сложная,  со-
 отвлеченія  нашего  ума,  или  какъ  выражались  схоластики,  что  ставленная  изъ  н сколышхъ  элемеитовъ.  „Простое  (говоритъ
                                           ѣ
 „entia  iiniversalia*  суть  не  что  иное,  какъ  назвапія,  имена  Аптисѳ епъ)  можетъ  быть  обозначено  только  простымъ  выра-
 вещей,  предметовъ  (itomina  rerum)  или  звуки  голоса, .-е.   женіемъ,  т.-е.  однимъ  именемъ,  названіемъ,  какъ  одиимъ  соот-
 т
 слова,  которыя  мы  употребляема  для  обозначенія  сходства  вЬтствующимъ  сказуемымъ.  Сложное  же  должно  быть  обозна-
 между  собою  единичныхъ  предметовъ,  чтобы  такимъ  образомъ  чено  сложиымъ  же  выраженіемъ  или  речью—Хбуо;  (собственно
 множество  ихъ  подвести  подъ  общее  имъ  названіе,  подъ  обіцій  то,  чтб  называется  у  насъ  въ  грамматике  предложеніемъ),
 имъ  видъ  и  далѣе  родъ—такой  взгляда  названа  былъ  схола-  которая  есть  соединеніе  многихъ  имена,  названій,  сказуемыхъ,
 стиками  иоминализмомг  (nominalismus,  отъ  слова:  ношен,  no-  изъ  которыхъ  каждымъ  обозначается  каждая  простая  вещь,

 mma—имя,  имена),  a  среднев ковые  приверженцы  его  были  входящая  въ  состава  сложной,  a  следовательно  всеми ими,
 ѣ
 названы  номиналистами.  Поэтому  можно,  пожалуй,  сказать,  вместе  взятыми,  обозначается  вся  вещь,  составленная  изъ
 что  первымъ  номиналистомъ  былъ  Антис енъ.  многихъ  простыхъ  вещей,  какъ  изъ  своихъ  элементовъ.  На-
 ѳ
 •Впрочемъ  первый  ученый,  развившій  этотъ  взгляда  со  примеръ  о  золоте  можно  сказать  только,  что  золото  есть  зо-
 всею  определенностью,  былъ  французскій  философъ  и  теологъ  лото,  а  о  какой-нибудь  вещи,  сделанной  изъ  золота,  напри-
 X I  в ка  Госселенъ  (Rossellin).  Хотя  номинализма  былъ  осуж-  меръ  о  золотой  часовой  цепочке  можно  повести  целую  рѣчь,
 ѣ
 дена  римско-католической  церковью  на  церковномъ  соборе,  которая  будете  составлена  изъ  ряда  многихъ  имена,  назваиій,
 бывшемъ  въ  Соассонѣ  въ  1 0 9 2  г.,  однакоже  впослѣдствіи  какъ  сказуемыхъ,  —  цепь  золотая,  часовая,  кольчатая  и  т.  д.

 (въ  X I V  столѣтіи)  онъ  былъ  со  всею  силою  возстановлеиъ  Но  изъ  логики  мы  знаемъ,  что  соединеніе  подлежащаго  со  ска-
 апглійскимъ  философомъ  и  теологомъ  Онкамомъ  (Occam)  и  зуемымъ  составляете  суждепіе;  если  же  утвердительное  сказуемое
 пріобрѣлъ  себѣ  много  приверженцевъ  между  схоластиками,  всегда  должно  быть  тождественно  съ  подлежаіцимъ,  то  отсюда
 которые  потому  и  названы  были  номиналистами.  необходимо  следуете,  что,  не  можетъ  быть  другого  утверди-

 Противоположный  тому  взгляда  философовъ  вообще,  но  тельна™  сужденія,  кроме  тождественна™  съ подлежащимъ; на-
 которому  всеобщія  понятія  суть  действительно  сущія  вещи,  примеръ  должно  сказать:  золото  есть  золото,  а  нельзя  сказать
 предметы  (res),  названа  былъ  также  въ  средніе  в ка,  въ  про-  золото  есть  металла,  ибо металла  не одно  и то же,  что  золото.
 ѣ
 тивоположность  номинализму,  реализмомъ  (этотъ  взгляда ле-  Поэтому  все  свое  ученіе  о взаимномъ  соотношеніи  между  субъ-
 с
 дуете  отличать  отъ  реализма,  противополагаема™  нынѣ  идеа-  ективною  мыслью,  единичнымъ  понятіемъ,  выраженіемъ  его,  на-

                                                                                          12*
   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190   191