Page 185 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 185

оно   не   могло    бы   быть    сказано    ни   о   какой    другой    вещи? Это                                 лизму),    а  приверженцы        его,   схоластики,      были    названы      реали-
                    есть   имя    (ovofj.a)  или  названіе      самой     вещи.    Поэтому      всякому                               стами.      Поэтому     можно,     пожалуй,     сказать,     что)  Платонъ     былъ
                    подлежащему         можно     придать    только    такое   утвердительное        ска-                             первый     реалистъ/хотя         реализма     былъ    развита     со  всею     опре-
                    зуемое,    которымъ      обозначается       самое    имя,    названіе     подлежа-                                деленностью        толыго     въ   средиіе     вЬка.    Ожесточенная        борьба,

                    щего    и   ничего    болѣе.    Антис еенх       и  утверждаетъ,       что,  говоря                               переходившая         иногда     въ   кровавый     стычки,     между     номинали-
                                                            ѳ
                    иапримѣръ       о  серебр ,     можно     сказать    только,    что оно    серебро,                               стами   и   реалистами,     тянется     черезъ    всѣ   почти    средніе     вЬка и
                                                ѣ
                    т.-е,   только    назвать     его   по   имени;    говоря    о  человѣ к ,   можно                                никогда    пе   была    собственно       окончена      какимъ-либо        соглаше-
                                                                                             ѣ
                    сказать    только,     что   это—человѣ къ;        о   добрѣ   — что    это   добро;                              ніемъ,   а  прекратилась       только     отъ   того,   что эта    борьба     всЬхъ
                    а  нельзя     сказать,    напримѣръ:      человека      добръ,    ибо   сказуемое:                               утомила     и   всемъ    надоела.
                    „добръ",      не  тождественно        съ  подлежаіцимъ:         „человека".                                            Впрочемъ       Антис енъ        допускала      различіс    между     вещами,
                                                                                                                                                                  ѳ
                        (Зам чу,      что   взгляда    философовъ      на  всеобщія     понятія,    т. е.                            а   следовательно      и    различіе     въ    выражепіи       ихъ,   различіе    въ
                              ѣ
                    понятія     родовъ    и  видовъ     вещей,    предметовъ,      что   они не     суть                             сказуемыхъ       о  нихъ,     какъ     о   подлежаіцихъ,        смотря    по   тому,
                    действительно,       реально     сущее,    а  только    мысленно     сущее,     какъ                             есть   ли   вещь     простая,     элементарная,         или    же   сложная,     со-
                    отвлеченія     нашего     ума,    или   какъ   выражались       схоластики,     что                              ставленная       изъ    н сколышхъ        элемеитовъ.      „Простое       (говоритъ
                                                                                                                                                              ѣ
                    „entia    iiniversalia*    суть    не    что   иное,    какъ    назвапія,     имена                              Аптис епъ)        можетъ      быть    обозначено      только    простымъ      выра-
                                                                                                                                             ѳ
                                                                                                   т
                    вещей,     предметовъ       (itomina     rerum)     или    звуки     голоса, .-е.                                женіемъ,     т.-е.  однимъ      именемъ,     названіемъ,     какъ   одиимъ     соот-
                    слова,     которыя      мы    употребляема        для    обозначенія       сходства                              вЬтствующимъ        сказуемымъ.       Сложное       же   должно     быть    обозна-
                    между     собою    единичныхъ        предметовъ,      чтобы    такимъ     образомъ                               чено   сложиымъ       же   выраженіемъ       или   речью—Хбуо;         (собственно
                    множество      ихъ    подвести     подъ    общее    имъ   названіе,   подъ    обіцій                             то,  чтб   называется       у   насъ     въ   грамматике        предложеніемъ),
                    имъ    видъ   и   далѣе   родъ—такой          взгляда    названа     былъ    схола-                              которая     есть  соединеніе      многихъ     имена,    названій,     сказуемыхъ,
                    стиками     иоминализмомг         (nominalismus,       отъ   слова:   ношен,    no-                              изъ   которыхъ       каждымъ       обозначается        каждая     простая     вещь,

                    mma—имя,         имена),     a    среднев ковые       приверженцы        его   были                              входящая      въ    состава     сложной,      a  следовательно        всеми ими,
                                                               ѣ
                    названы     номиналистами.           Поэтому      можно,     пожалуй,      сказать,                             вместе      взятыми,      обозначается       вся    вещь,     составленная       изъ
                    что   первымъ      номиналистомъ        былъ    Антис енъ.                                                      многихъ      простыхъ     вещей,      какъ   изъ   своихъ      элементовъ.      На-
                                                                            ѳ
                         •Впрочемъ       первый     ученый,      развившій       этотъ    взгляда     со                            примеръ      о  золоте     можно     сказать    только,    что   золото    есть  зо-
                    всею    определенностью,         былъ    французскій      философъ      и   теологъ                             лото,   а   о  какой-нибудь       вещи,    сделанной       изъ   золота,     напри-
                    X I  в ка    Госселенъ     (Rossellin).    Хотя    номинализма        былъ    осуж-                             меръ     о  золотой    часовой     цепочке     можно     повести     целую     рѣчь,
                           ѣ
                    дена     римско-католической           церковью       на   церковномъ       соборе,                             которая     будете    составлена      изъ   ряда   многихъ      имена,    назваиій,
                    бывшемъ       въ    Соассонѣ      въ    1 0 9 2  г.,   однакоже      впослѣдствіи                               какъ    сказуемыхъ,      —   цепь    золотая,    часовая,     кольчатая     и  т.  д.

                    (въ   X I V   столѣтіи)     онъ    былъ     со   всею    силою     возстановлеиъ                                Но   изъ   логики     мы   знаемъ,    что  соединеніе     подлежащаго       со  ска-
                    апглійскимъ       философомъ        и   теологомъ       Онкамомъ       (Occam)     и                            зуемымъ     составляете     суждепіе;     если  же  утвердительное       сказуемое
                    пріобрѣлъ       себѣ    много     приверженцевъ         между      схоластиками,                                всегда    должно     быть   тождественно       съ   подлежаіцимъ,       то  отсюда
                    которые     потому     и  названы     были    номиналистами.                                                    необходимо       следуете,      что,  не   можетъ      быть    другого    утверди-

                         Противоположный            тому    взгляда     философовъ        вообще,    но                             тельна™      сужденія,     кроме    тождественна™        съ подлежащимъ;        на-
                    которому      всеобщія      понятія     суть    действительно       сущія    вещи,                              примеръ     должно     сказать:    золото    есть   золото,    а  нельзя    сказать
                    предметы      (res),  названа     былъ    также    въ   средніе    в ка,   въ  про-                             золото   есть   металла,     ибо металла       не одно     и то же,    что  золото.
                                                                                        ѣ
                                                                                                  с
                    тивоположность       номинализму,        реализмомъ       (этотъ    взгляда ле-                                     Поэтому    все  свое  ученіе   о взаимномъ      соотношеніи      между    субъ-
                   дуете     отличать    отъ   реализма,      противополагаема™          нынѣ     идеа-                            ективною      мыслью,     единичнымъ      понятіемъ,     выраженіемъ      его,    на-

                                                                                                                                                                                                              12*
   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190