Page 182 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 182

повел ніе.  Впосл дствіи  а иняне  построили  здѣсь  же на  обще-  слей  и  на  жизнь  древнихъ,  особенно  римлянъ.  Уже  поэтому
 ѣ
 ѣ
 ѳ
 ственный  счетъ  гимназію,  посвятивъ  ее  Геркулесу  и  назвавъ  Антисѳеново  этическое  учеиіе  заслуживаете  особеннаго  нашего
 Кштосаргомъ.  Вотъ  въ  этой-то  гимназіи  и  училъ  Антис енъ,  вниманія.  Но  кромѣ  того  важна  и  его  своеобразная  діалек-
 ѳ
 отчего  его  школа  была  прозвана  Киносаргсжою;  но  вскорѣ  тика;  она  важна  не  только  потому  что она  была  основою его
 а иняне  стали  называть  ее  школшо  кииическою,  т.-е.  просто  этигш,  но  еще  въ  особенности  и  потому,  что  въ  ней  мы  иахо-
 ѳ
 собачьего,  для  обозначенія  характера  ученія  и  въ  особенности  димъ  зародышъ  того  философскаго  учеиія,  которое  въ  средиіе
 жизни  послѣдователей  этой  школы,  извратившихъ  ученіе  своего  вѣ ка  называлось  поминализмомг и противополагалось  реализму

 основателя;  еамихъ  же  последователей  этихъ  прозвали  хо г;—  въ  особенномъ  смыслѣ  этого  слова  (номинализмъ  и  реализмъ
 ѵ
 собаками,  откуда  и  произошло  слово  киникъ или  циникъ,—  почти  полтысячелѣтія  господствовали  въ  средневѣковой  схола-
 потому  что  какъ  собаки  лаютъ  и  кусаются,  такъ  и  они  р зко  стической  философіи,  имѣя  огромное  вліяніе  особенно  на  тео-
 ѣ
 и ѣ дко  говорили  всѣмъ  въ  глаза  тб,  чтб  считали  правдою,  и  логію  этого  времени,  вслѣдствіе  нераздѣльности  ея  съ  средне-
 потому  что  они  жили  какъ  собаки,  отличаясь  грубымъ  без-  вѣковою  философіею).

 стыдствомъ  въ  своемъ  образе  жизни.  Непосредственный  уче-
                                                               физики,
                     Что
 никъ  Антисоена,  Діогенъ  Синопскій,  и  некоторые  изъ  его  отличается касается  Антисѳеновой  въ  ней  есть то  она  вообще  не
                                                        но
                                                                                            мысли,
                                                                              нѣкоторыя
                               оригинальностью,
 последователей  даже  тщеславились  именемъ  собакъ  (xovs.;),
                              какъ
                                      бы
                                                               этику,
                                           введеніемъ
                                                                         именно
                                                          въ
 говоря,  что  они  действительно  собаки  въ  томъ  смыслѣ,  что  служащія  къ  ней отъ  Антисѳеновой  діалектики.  составляющія
                переходъ
 прямо  говорятъ  правду  всѣмъ  въ  глаза  и  что  учатъ  жить
 сообразпо  съ  природой.  Ученики  Антисоена  называли  себя  Такимъ  образомъ  мы  раземотримъ  сначала  существенное
                содержаніе
                                                                                         всего
                                                                                                его
 также  антисѳснгщми.  философскаго Антисѳеиовой     діалектики,      какъ    основы    словъ   объ
                                                                         н сколько
                                                            скажемъ
                                                потомъ
                                    ученія;
 Изъ  иеносредствепныхъ  учениковъ  Антисоена  наиболѣе  его  физикѣ,  для  прямого  перехода  къ  ѣ  этикѣ,  и  наконецъ
 пзвѣстенъ  Діогенъ  Сипопскій,  который  жилъ  въ  бочке,  лежав-  остановимся  преимущественно  на  Антисѳеиовой  этик ,  а  все
                                                                                         ѣ
 шей  на  дворе  одного  храма.  Какъ  Антисѳ енъ,  такъ  и  Діогенъ  это  обозрѣніе  заключимъ  краткимъ  указаніемъ  на дальпѣйшую
 были  люди  образованные  и  имѣли  право  на  иазваніе  философа,  судьбу  цинизма.  О  верховномъ  же  иринципѣ  философіи  Анти-
 мыслителя.  Но  позднейшіе  циники  были  людьми  грубыми,  соена  вообще  говорить  собственно  нечего,  потому  что  онъ
 необразованными.  Они-то  и  довели  до крайности  ученіе  Анти-  тотъ  же,  какъ  и  у  Сократа;  однакоже  для  уразумѣиія  Анги-
 соена,  извративъ  его  особенно  въ  приложеніи  къ  жизни,  такъ  соеновой  діалектики  необходимо  упомянуть,  что  Сократовъ
 что  циническая  школа  потеряла  всякое  къ  себѣ  доверіе  и  субъективизмъ  доведепъ  Антисѳеномъ  до  крайней  односторон-
 уваженіе.  Отдалившись  отъ  учепія  Антисоена,  эти  циники  ности,  отчего  и  вся  его  діалектика  получила  крайне-субтек-
 стали  почитать  основателемъ  ихъ  школы  не  Антисоена,  a  болѣе  тивное  направленіе.
 къ  нимъ  подходящаго  по  образу  жизни  Діогена  или  же  самого  Дгалектика.  Принявъ  Сократовъ  верховный  принципъ,
 Иракла  (Геркулеса),  какъ  идеалъ  тяжкихъ  трудовъ,  сопряжен-  т.-е.  умъ  человѣ ка,  какъ  разумнаго,  мысляіцаго  существа  вообще,
 ныхъ  съ  тѣми  лишеніями,  въ  которыхъ  циники  вообще  пола-  Антисоеиъ,  подъ  вліяніемъ  софистовъ,  довелъ  этотъ  принципъ

 гали  сущность  жизни  мудреца.  Но  впослѣдствіи  Антис еновы
 ѳ
                             крайности,
 осноішыя  этическія  начала  нашли  себѣ  болѣе  достойныхъ  пред-  до  такой  вообще  есть что утверждалъ,  будто  субъективная  мысль
                                                        единичная,
                                                                                               еди-
               человѣка
                                                                       соотв тствующая
                                              мысль
                                                                              ѣ
 ставителей  въ  стоикахъ,  ибо  стоическая  философская  школа  ничному  же  факту,  явленію,  предмету  въ опытѣ,  воспринимае-
 (о  ней мы  скажемъ  въ  VI  отдѣлѣ  первой  части)  вытекла  изъ  мому  нашими  чувствами,  и  что  потому  поиятіе  челов ческое
                                                                                           ѣ
 школы  цинической,  а  именно  изъ  ученія  Антисѳ енова.  Ученіе  вообще  не  есть  понятіе  всеобщее  въ  Сократа,  т.-е.
                                                                       смыслѣ
 же  и  жизнь  стоиковъ  имѣли  огромное  вліяніе  на  образъ мы-  не  есть  обобщеніе  многихъ  единичных!  фактовъ,  а,  напротивъ,
   177   178   179   180   181   182   183   184   185   186   187