Page 181 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 181
повелѣ ніе. Впосл дствіи а иняне построили здѣсь же на обще- слей и на жизнь древнихъ, особенно римлянъ. Уже поэтому
ѣ
ѳ
ственный счетъ гимназію, посвятивъ ее Геркулесу и назвавъ Антисѳеново этическое учеиіе заслуживаете особеннаго нашего
Кштосаргомъ. Вотъ въ этой-то гимназіи и училъ Антис енъ, вниманія. Но кромѣ того важна и его своеобразная діалек-
ѳ
отчего его школа была прозвана Киносаргсжою; но вскорѣ тика; она важна не только потому что она была основою его
аѳ иняне стали называть ее школшо кииическою, т.-е. просто этигш, но еще въ особенности и потому, что въ ней мы иахо-
собачьего, для обозначенія характера ученія и въ особенности димъ зародышъ того философскаго учеиія, которое въ средиіе
жизни послѣдователей этой школы, извратившихъ ученіе своего вѣ ка называлось поминализмомг и противополагалось реализму
основателя; еамихъ же последователей этихъ прозвали хо г;— въ особенномъ смыслѣ этого слова (номинализмъ и реализмъ
ѵ
собаками, откуда и произошло слово киникъ или циникъ,— почти полтысячелѣтія господствовали въ средневѣковой схола-
потому что какъ собаки лаютъ и кусаются, такъ и они р зко стической философіи, имѣя огромное вліяніе особенно на тео-
ѣ
и ѣ дко говорили всѣмъ въ глаза тб, чтб считали правдою, и логію этого времени, вслѣдствіе нераздѣльности ея съ средне-
потому что они жили какъ собаки, отличаясь грубымъ без- вѣковою философіею).
стыдствомъ въ своемъ образе жизни. Непосредственный уче-
физики,
Что
никъ Антисоена, Діогенъ Синопскій, и некоторые изъ его отличается касается Антисѳеновой въ ней есть то она вообще не
нѣкоторыя
оригинальностью,
мысли,
но
последователей даже тщеславились именемъ собакъ (xovs.;),
въ
введеніемъ
бы
служащія
именно
этику,
какъ
говоря, что они действительно собаки въ томъ смыслѣ, что переходъ къ ней отъ Антисѳеновой діалектики. составляющія
прямо говорятъ правду всѣмъ въ глаза и что учатъ жить
сообразпо съ природой. Ученики Антисоена называли себя Такимъ образомъ мы раземотримъ сначала существенное
содержаніе
всего
его
также антисѳснгщми. философскаго Антисѳеиовой діалектики, какъ основы словъ объ
потомъ
ученія;
н сколько
скажемъ
Изъ иеносредствепныхъ учениковъ Антисоена наиболѣе его физикѣ, для прямого перехода къ ѣ этикѣ, и наконецъ
пзвѣстенъ Діогенъ Сипопскій, который жилъ въ бочке, лежав- остановимся преимущественно на Антисѳеиовой этик , а все
ѣ
шей на дворе одного храма. Какъ Антисѳ енъ, такъ и Діогенъ это обозрѣніе заключимъ краткимъ указаніемъ на дальпѣйшую
были люди образованные и имѣли право на иазваніе философа, судьбу цинизма. О верховномъ же иринципѣ философіи Анти-
мыслителя. Но позднейшіе циники были людьми грубыми, соена вообще говорить собственно нечего, потому что онъ
необразованными. Они-то и довели до крайности ученіе Анти- тотъ же, какъ и у Сократа; однакоже для уразумѣиія Анги-
соена, извративъ его особенно въ приложеніи къ жизни, такъ соеновой діалектики необходимо упомянуть, что Сократовъ
что циническая школа потеряла всякое къ себѣ доверіе и субъективизмъ доведепъ Антисѳеномъ до крайней односторон-
уваженіе. Отдалившись отъ учепія Антисоена, эти циники ности, отчего и вся его діалектика получила крайне-субтек-
стали почитать основателемъ ихъ школы не Антисоена, a болѣе тивное направленіе.
къ нимъ подходящаго по образу жизни Діогена или же самого Дгалектика. Принявъ Сократовъ верховный принципъ,
Иракла (Геркулеса), какъ идеалъ тяжкихъ трудовъ, сопряжен- т.-е. умъ челов ка, какъ разумнаго, мысляіцаго существа вообще,
ѣ
ныхъ съ тѣми лишеніями, въ которыхъ циники вообще пола- Антисоеиъ, подъ вліяніемъ софистовъ, довелъ этотъ принципъ
гали сущность жизни мудреца. Но впослѣдствіи Антис еновы
ѳ
крайности,
осноішыя этическія начала нашли себѣ болѣе достойныхъ пред- до такой вообще есть что утверждалъ, будто субъективная мысль
соотвѣ тствующая
человѣка
единичная,
мысль
еди-
ставителей въ стоикахъ, ибо стоическая философская школа ничному же факту, явленію, предмету въ опытѣ, воспринимае-
(о ней мы скажемъ въ VI отдѣлѣ первой части) вытекла изъ мому нашими чувствами, и что потому поиятіе челов ческое
ѣ
школы цинической, а именно изъ ученія Антис енова. Ученіе вообще не есть понятіе всеобщее въ Сократа, т.-е.
ѳ
смыслѣ
же и жизнь стоиковъ имѣли огромное вліяніе на образъ мы- не есть обобщеніе многихъ единичных! фактовъ, а, напротивъ,