Page 181 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 181

повелѣ ніе.     Впосл дствіи      а иняне      построили     здѣсь   же   на  обще-                            слей   и   на  жизнь     древнихъ,     особенно      римлянъ.       Уже    поэтому
                                            ѣ
                                                         ѳ
                     ственный      счетъ    гимназію,      посвятивъ      ее  Геркулесу      и   назвавъ                            Антисѳеново       этическое     учеиіе    заслуживаете       особеннаго     нашего
                     Кштосаргомъ.        Вотъ     въ   этой-то     гимназіи    и  училъ     Антис енъ,                              вниманія.     Но    кромѣ    того    важна     и    его  своеобразная       діалек-
                                                                                                    ѳ
                     отчего     его   школа      была     прозвана      Киносаргсжою;        но   вскорѣ                            тика;   она   важна     не   только    потому     что она     была   основою его
                     аѳ иняне    стали    называть     ее   школшо       кииическою,      т.-е.   просто                            этигш,   но   еще    въ   особенности      и   потому,   что   въ  ней   мы   иахо-
                     собачьего,    для    обозначенія      характера     ученія    и   въ  особенности                              димъ    зародышъ      того   философскаго        учеиія,   которое     въ   средиіе
                     жизни    послѣдователей        этой   школы,     извратившихъ       ученіе    своего                           вѣ ка   называлось     поминализмомг и противополагалось                 реализму

                     основателя;     еамихъ     же   последователей        этихъ    прозвали     хо г;—                             въ   особенномъ      смыслѣ      этого   слова    (номинализмъ        и  реализмъ
                                                                                                    ѵ
                     собаками,      откуда     и  произошло       слово    киникъ или       циникъ,—                                почти    полтысячелѣтія       господствовали       въ   средневѣковой        схола-
                    потому     что   какъ    собаки    лаютъ     и  кусаются,      такъ   и  они   р зко                            стической     философіи,      имѣя    огромное     вліяніе    особенно     на   тео-
                                                                                                     ѣ
                     и ѣ дко    говорили     всѣмъ    въ   глаза    тб,   чтб  считали     правдою,     и                          логію    этого    времени,     вслѣдствіе     нераздѣльности       ея   съ  средне-
                    потому      что    они    жили     какъ    собаки,    отличаясь     грубымъ     без-                            вѣковою      философіею).

                    стыдствомъ       въ  своемъ     образе     жизни.     Непосредственный         уче-
                                                                                                                                                                                  физики,
                                                                                                                                         Что
                    никъ      Антисоена,      Діогенъ     Синопскій,       и   некоторые        изъ    его                         отличается   касается      Антисѳеновой      въ   ней   есть то   она   вообще    не
                                                                                                                                                                                                 нѣкоторыя
                                                                                                                                                   оригинальностью,
                                                                                                                                                                                                                мысли,
                                                                                                                                                                            но
                    последователей         даже     тщеславились        именемъ       собакъ     (xovs.;),
                                                                                                                                                                              въ
                                                                                                                                                              введеніемъ
                                                                                                                                                         бы
                                                                                                                                    служащія
                                                                                                                                                                                             именно
                                                                                                                                                                                   этику,
                                                                                                                                                  какъ
                    говоря,     что    они    действительно        собаки     въ  томъ    смыслѣ,    что                           переходъ      къ   ней отъ     Антисѳеновой         діалектики.      составляющія
                    прямо      говорятъ      правду      всѣмъ     въ   глаза     и  что   учатъ    жить
                    сообразпо       съ   природой.       Ученики       Антисоена       называли     себя                                 Такимъ      образомъ      мы    раземотримъ       сначала      существенное
                                                                                                                                   содержаніе
                                                                                                                                                                                                            всего
                                                                                                                                                                                                                    его
                    также     антисѳснгщми.                                                                                        философскаго     Антисѳеиовой         діалектики,      какъ    основы   словъ   объ
                                                                                                                                                                   потомъ
                                                                                                                                                        ученія;
                                                                                                                                                                                             н сколько
                                                                                                                                                                               скажемъ
                          Изъ    иеносредствепныхъ           учениковъ       Антисоена        наиболѣе                             его    физикѣ,     для    прямого       перехода      къ   ѣ  этикѣ,  и   наконецъ
                    пзвѣстенъ      Діогенъ     Сипопскій,       который    жилъ    въ  бочке,    лежав-                            остановимся       преимущественно          на    Антисѳеиовой       этик ,    а  все
                                                                                                                                                                                                             ѣ
                    шей    на   дворе    одного    храма.    Какъ     Антисѳ енъ,    такъ    и  Діогенъ                            это   обозрѣніе     заключимъ      краткимъ      указаніемъ      на дальпѣйшую
                    были    люди    образованные       и  имѣли    право    на  иазваніе    философа,                              судьбу    цинизма.     О   верховномъ       же   иринципѣ      философіи      Анти-
                    мыслителя.       Но    позднейшіе       циники      были     людьми       грубыми,                             соена     вообще      говорить      собственно      нечего,     потому     что    онъ
                    необразованными.         Они-то     и  довели    до крайности       ученіе    Анти-                            тотъ    же,   какъ    и  у  Сократа;      однакоже      для   уразумѣиія      Анги-
                    соена,    извративъ     его   особенно     въ   приложеніи      къ   жизни,    такъ                            соеновой      діалектики      необходимо        упомянуть,       что    Сократовъ
                    что   циническая       школа     потеряла       всякое     къ   себѣ    доверіе    и                           субъективизмъ       доведепъ      Антисѳеномъ        до  крайней      односторон-
                    уваженіе.      Отдалившись        отъ    учепія     Антисоена,       эти    циники                             ности,    отчего    и  вся   его   діалектика      получила       крайне-субтек-
                    стали   почитать     основателемъ      ихъ   школы     не  Антисоена,      a  болѣе                            тивное     направленіе.
                    къ  нимъ     подходящаго       по   образу    жизни    Діогена    или   же  самого                                  Дгалектика.         Принявъ       Сократовъ       верховный        принципъ,
                    Иракла     (Геркулеса),      какъ    идеалъ    тяжкихъ     трудовъ,    сопряжен-                               т.-е.  умъ  челов ка,     какъ   разумнаго,    мысляіцаго     существа     вообще,
                                                                                                                                                      ѣ
                    ныхъ    съ   тѣми    лишеніями,      въ   которыхъ      циники     вообще     пола-                            Антисоеиъ,      подъ    вліяніемъ     софистовъ,      довелъ    этотъ   принципъ
                    гали   сущность      жизни    мудреца.      Но    впослѣдствіи      Антис еновы
                                                                                                ѳ
                                                                                                                                                крайности,
                   осноішыя      этическія     начала    нашли    себѣ   болѣе   достойныхъ       пред-                            до   такой   вообще     есть что  утверждалъ,      будто   субъективная      мысль
                                                                                                                                                                                           соотвѣ тствующая
                                                                                                                                   человѣка
                                                                                                                                                                           единичная,
                                                                                                                                                                  мысль
                                                                                                                                                                                                                   еди-
                   ставителей       въ   стоикахъ,      ибо   стоическая      философская        школа                             ничному     же   факту,    явленію,     предмету     въ опытѣ,      воспринимае-
                   (о   ней мы     скажемъ      въ  VI    отдѣлѣ    первой     части)   вытекла    изъ                             мому    нашими      чувствами,     и    что   потому     поиятіе    челов ческое
                                                                                                                                                                                                              ѣ
                   школы      цинической,      а  именно     изъ   ученія    Антис енова.       Ученіе                             вообще      не   есть    понятіе     всеобщее      въ             Сократа,    т.-е.
                                                                                     ѳ
                                                                                                                                                                                          смыслѣ
                   же   и   жизнь    стоиковъ      имѣли     огромное     вліяніе    на  образъ мы-                                не   есть  обобщеніе      многихъ     единичных!       фактовъ,    а,  напротивъ,
   176   177   178   179   180   181   182   183   184   185   186