Page 180 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 180

какъ  Платонъ,  ученикомъ  и  послѣдователемъ  Сократа,  то  несо-
 мненно  од нимъ  изъ  первостепеішыхъ—тому  необходимо  прочи-
 тать  сочипеніе  Дельбрика  (Delbrück,  „Xenophon",  Bonn,  1829),  2.  Киники,  или  циники.

 написанное  преимущественно  съ  цѣлыо  защитить  Ксенофоита
 отъ  обвиненій,  взведенныхъ  на  него  гиперкритическимъ  исто -  Киники  (по-гречески)  или  циники  (по-латыни,—  неизвест-
                                                                                    ѣ
 рикомъ  Нибуромъ,  знаменитым?,  авторомъ  „Римской  Исторіи"  ная  латинскому  алфавиту  греческая  буква  к  зам неиа  латин-
 (.Niebuhr,  „Kömische  Geschichte",  Berlin,  1828).  скою  буквою  с)  образовали  особую  преемственную  философ-
                                                           сократиковъ.
                                    односторонних!,
                                                                                    основателемъ
                         школу
                                                                               Е я
                скую
 Между  тѣмъ  какъ  Ксенофонтъ  остановился  па  той  сторонѣ  бьглъ  Антис енъ,  одинъ  изъ  непосредственных!,  и  любимѣй-
                                ѳ
 Сократова  опредѣленія  добра,  по  которому  Сократъ  смѣшиваетъ  шихъ  учениковъ  Сократа,  родившійся  въ  Аоинахъ,  приблизи-
 доброе  съ  полезным!,  и  развилъ  эту  сторону,  но ие  восполнилъ  тельно  за  4 4 0  л.  до  P.  X .  Изъ  многихъ  сочинепій  Антисоена
 Сократова  учеыія  никакими  ученіями  другихъ  философовъ  и  ие
 основалъ  особой  философской  школы,  нѣ которые  сократики  до  насъ  дошли  только  немногіе  отрывки,  которые  впрочем!
 взяли  другія  стороны  Сократова  опредѣленія  добра  и  также  восполняются  указаніями  на  ученіе  циниковъ  Платона,  Ари-
 развили  ихъ,  но  старались  уже  восполнить  Сократово  учеиіе  стотеля,  Ксенофоита  и  другихъ;  отрывки  эти  собралъ  и  издалъ
 ученіями  другихъ  философовъ,  и  основали  особыя  одиосторон-  Винкельманъ  (Winkelmann.  Zürich,  1842).

 пія  сократическія  философскія  школы:  Аптисоеиъ—кпническую,  Антисѳ енъ  познакомился  съ  Сократомъ  и  его  ученісмъ
 или  циническую,  Аристиппъ  —  пиренекую,  или киренайскую,  и  уже  въ  возмужаломъ  возраст ,  а  юношей  онъ  былъ  учени-
                                                        ѣ
 Эвклидъ—мегарскую.   комъ  и  послѣдователемъ    софиста    Горгія;    этимъ     и  объясняется
                                                             какъ
                                                                     Сократа,
                                        на
                                                                                  такъ
               особенное
 Циническая,  или циническая,  школа  была  изъ  нихъ  самая  стовъ;  но  вліяніе  того  его  ученіе  знакомъ  но  крайней  и  софи-
                                                     былъ
                                                                                                 съ
                                              онъ
                             кромѣ
 развитая,  и  по  характеру  своего  учеиія,  а  также  по  образу  принципом!,  элейской  школы,  почему  и этотъ  принципъ  мѣрѣ
                                                                                           отчасти
 жизни  ея  последователей  была  ближайшею  къ Сократову  учепію;  оказалъ  вліяніе  на  его  ученіе.
 поэтому  мы  и  начнемъ  съ  этой  школы.  Школа,  основанная  Антис еномъ,  была  прозвана  циниче-
                                                        ѳ
 Киренская,  или  киренайская,  школа  по  своему  характеру  скою,  или собственно  киническою,  потому  что  онъ  обыкновенно
 была  отдалена  отъ  Сократова  ученія  и въ особенности  отъ Со-  излагалъ  свое  учепіе  въ одной  изъ  гимназій,  называемой  Кино-
 кратова  образа  жизни,  но  приблизилась  къ  цинической  школѣ  саргъ  и  находившейся  за стѣнами  А ипъ.  Слово
                       (Kovoaàpysç)
                                                                                   ѳ
 въ  своихъ  крайиихъ  результатах!,,  а  потому  и  мы  сближасмъ  Киносаргъ  производятъ  отъ  двухъ  гречесиихъ  словъ:  1)  xovôç—
 ее  съ  цинической  школой  и  ставимъ  на  второмъ  м стѣ  тѣмъ
 ѣ
                                                                                    ѵ
 болѣе,  что   родительный       падежъ       отъ    существительнаго         хош —собака         и
                                                                                          «pyôç—
                                                            отъ
                                                                   прилагательнаго
                                                падежъ
                   àpyov—родительный
               2)
 Мегарская  школа,  возвысившая  Сократовы  всеобіція  по-  бѣлый  и  быстрый,  потому  что,  когда  что-либо  быстро
                               ѣ
 нятія  до  идей  не  только  отличныхъ  отъ  единичных!,  вещей,  но   движется,  вм стѣ  пестрые  цв та  сливаются  въ  одинъ  бѣлый
                             то
                                   всѣ
                                                         ѣ
 и  имѣюіцихъ  отдѣлыюе  отъ  нихъ,  объективное  бытіе,  какъ  бытіе  цвѣтъ.  Слѣ довательно  Киносаргъ  значить  гимыазія  быстро  Мну-
 самосущее,  в чное,  а  не  преходящее,  тѣмъ  самымъ  приблизи-  щей  и  потому  бѣлой  собаки.  Действительно,  древнее  преданіе
 ѣ
 лась  къ  Платонову  учеиію  объ  идеяхъ,  составляя  непосред-  гласило,  что  нѣк/го  Діомосъ  хот лъ  принести  близъ  этого  м ста
                                                          ѣ
                                                                                              ѣ
 ственный  переходъ  къ  нему;  а  потому  мы  даемъ  этой  школѣ  жертву  Геркулесу;  вдругъ  откуда  то  явилась  собака,  схватила
 третье  и  нослѣдпее  мѣсто  въ  этомъ  обозрѣніи  односторонних!,  приготовленную  жертву,  быстро  унесла  ее,  но  послѣ  бросила.
 сократическихъ  философскихъ  птколъ.  Испуганный  Діомосъ  спросилъ  оракула:  чтЪ ему  д лать?  Ора-
                                                                                   ѣ
 Итакъ  начнемъ  съ  киниковъ,  или  циниковъ.  кулъ  повелѣлъ  ему  построить  храмъ  Геркулесу  на томъ  самомъ
              м стѣ ,   гдѣ   собака     бросила     жертву,     и  Діомосъ     исполнил!,    это
                ѣ
   175   176   177   178   179   180   181   182   183   184   185