Page 175 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 175

собственными       и  другихъ     людей.     Въ   этомъ   стремленіи      ко благу,                           утверждаютъ       анти-утилитаристы)?        Этотъ    вопросъ    рЕшается      такъ:

                     счастью    также     состоитъ     верховное      для   него    добро;    въ   этомъ                           верховное      добро,   благо    состоитъ     въ  тождествЕ     счастья    и добро-
                     также    состоитъ     нравственная       обязанность      челов ка.     Но    не   въ                         дЕтели.
                                                                                      ѣ
                     этомъ   состоитъ     добродѣтель.                                                                                  Но    положительная        наука     находить,     что   вопросъ      о   томъ,
                          Часто    случается,      что  между     этими     двумя     стремленіями—                                въ  чемъ    состоитъ     верховное      добро,   благо,    не  рЕшенъ      до  сихъ
                    къ   добродЕтели       и  къ   счастью—не        бываетъ     никакого      столкно-                            поръ    потому,    что   онъ   невЕрно    поставленъ,     именно    будучи    осно-
                    вения;    но  часто    бываетъ     также    и иаоборотъ,      что  эти  стремленія                             ванъ   на   телеологизмЕ,      который      отвергается     положительною       на-

                    приходятъ      въ   столкновеніе      между    собою.   Въ послѣднемъ        случаѣ                            укою,    какъ   несостоятельное       міросозерцаніе.       Смотря     на   факты,
                    стремленіе      къ   счастью      должно     быть    подчинено       добродѣтели,                             явлеиія     въ   мірЕ   какъ    на   рядъ    причинъ    и дЕйствій,     а  не   какъ
                    потому     что   нельзя     быть   счастливымъ         человЕкомъ       безъ   того,                          на   рядъ    средствъ     и  цѣлей,    или признавая        только     причинную,
                    чтобы    не   быть   прежде     человѣкомъ.       А   потому     ученіе    о  нрав-                           кавзалыіую       связь   между     фактами,     а  не телеологическую,         поло-
                    ственности,     этика,    должно    обращать     вниманіе     и  на  добродЕтель,                             жительная      наука     не  вынуждена       даже    ставить    вопросъ:       какая

                    и  на   счастье,   и  сл дователыю       должно     состоять   изъ  двухъ    частей:                          конечная      цѣ ль,   предназначеніе      міра   вообще?    ІІримѣняя      же    это
                                            ѣ
                    изъ   учеиія    о  добродѣтели       и  изъ   ученія    о  счастіи.    Но    добро-                           въ   особенности       къ   человЕку      и  принимая,      что   конечная      цЬлт,
                    дѣтелыо     должно      быть    ограничиваемо        стремлеиіе      къ   счастью,                            человЕческой      дѣятельности       есть   верховное     благо,   добро,    она    не
                    a  сл дователыю        первою     частью    этики    должна      быть   ограничи-                             вынуждена       ставить   дальше    слЕдуюіцій     вопросъ:     въ чемъ    состоитъ
                          ѣ
                    ваема    ея  послЕдняя      часть.    Поэтому     недостаточно      для   человЕка                            верховное      добро,    благо   человЕка;     въ   счастьЕ    ли,  какъ    утверж-
                   быть    только    человЕкомъ,      а  СлЕдовательно      быть   добродЕтельнымъ                                даютъ     утилитаристы,        или    въ  добродЕтели,       какъ    утверждаютъ

                   (какъ   утверждаютъ        анти-утилитаристы),        но человЕку      необходимо                              анти-утилитаристы;        или,   наконецъ,      въ  тождествЕ      ихъ,   какъ  рЕ-
                   быть     и   счастливымъ;       однакоже       недостаточно       человЕку      быть                           шаетъ    Феррье,     воображая,     что   его-то   р шеніе    и избЕгаетъ     одно-
                                                                                                                                                                                      ѣ
                   счастливы мъ      (какъ   утверждаютъ       утилитаристы),       а  должно      быть                           сторонностей       первыхъ      двухъ    рЕгаеній,     будучи     всесторонпимъ;
                   и   добродЕтельнымъ.                                                                                           собственно    же    говоря,    онъ   ничего    не   р шаетъ,     оставляя    въ  той
                                                                                                                                                                                       ѣ
                        Итакъ     нравственную        обязанность       можно     выразить,    форму-                            же    неопредѣленности         вопросъ     о  верховномъ       добр h,   благЕ,    въ
                   лировать    такъ:   будь   добродѣтеленъ,      т.-е.  сохрани    свою    сущность,                             какой    оставилъ     его   и  Сократъ;     ибо   если    сказать,    что   счастье
                   природу,     натуру    и   развивай,     совершенствуй       ее,   совершенствуй                               человЕка     состоитъ    именно       въ  добродЕтели,       что   СлЕдовательно
                   себя,   какъ    существо     мыслящее,       разумное    и  самосозпающее;        но                          добродЕтель       и  составляете      счастье    челоьЕка,     то опять    спраши -
                   вмЕстЕ    съ   тЕмъ    будь   также     и  счастливымъ,       т.-е.  наслаждайся                              вается:    чтЪ же     это   такое     за  счастье,     которое     есть   вмЕстЕ    и

                   всЕми    удовольствіями,       ищи   всякой    пользы,   которыя     не противны                              добродЕтель,      —   и  иаоборотъ,      чтЬ это     за  добродЕтель,       которая
                  добродЕтели,       т.-е.  которыя      не   мЕшаютъ      тебЕ   сохранять     и  раз-                          есть   вмЕстЕ     и  счастье?
                  вивать,    совершенствовать         самого   себя,   какъ  существо     мыслящее,                                    Положительная        паука     не   знаетъ     другого      счастья,
                  разумное      и  самосознающее.       Тогда    добродЕтель      и  счастье   будутъ                            самоудовлетворенія,        и  другой    добродЕтели,      кромЕ    согласія   кромѣ
                                                                                                                                                                                                                чело-
                  тождественны,        т.-е.  тогда   они    соединятся      въ  одно  понятіе    вер-                           вЕка    съ своею    сущностью      въ смыслЕ     гуманности.      Положительная

                  ховнаго     добра,    блага,   какъ    конечной,      верховной      цЕли   человЕ-                            наука    можетъ,      пожалуй,      сказать,     что   счастье    и   добродЕтель
                  ческой   ^дЕятельнѳсти.        Тогда    всесторонне       разрѣшится       вопросъ,
                                                                                                                                                             нравственное,
                  который     не   только    не   былъ    разрЕшенъ      Сократомъ,      но который                              тождественны,       т.-е.  и   состоитъ    въ   а   не  всякое    безъ    различія,
                                                                                                                                 самоудовлетвореніе
                                                                                                                                                                                 согласіи
                                                                                                                                                                                                               дЕя-
                                                                                                                                                                                             человЕческой
                  и  до  сихъпоръ      шікЕмъ    не   р шенъ     удовлетворительно,—вопросъ:                                     тельности     съ   человЕческою       сущностью,       человЕчностыо,        гуман-
                                                       ѣ
                  чтй   есть   верховное     добро,    благо?    состоитъ     ли   оно въ     счастьЕ
                                                                                                                                                                                        и
                  (какъ   утверждаютъ       утилитаристы),       или же въ добродЕтели          (какъ                            ностью.    Но    и  такое    понятіе     о  счастьЕ   есть добродЕтели,     такимъ
                                                                                                                                                                                                        чисто
                                                                                                                                                                                                                фор-
                                                                                                                                                                                             попятіе
                                                                                                                                                        собою
                                                                                                                                                                тождественныхъ,
                                                                                                                                 образомъ
                                                                                                                                              между
   170   171   172   173   174   175   176   177   178   179   180