Page 173 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 173

вся  д ятелыіость       Сократа      сводится     къ   тому,   что   и   примѣромъ                              своихъ     сочиненіяхъ       проводилъ      мысль,     что   истинно-полезное         и
                         ѣ
                  своимъ,    и   ученіемъ      онъ   былъ    полезет     всемъ,    съ   к мъ     прихо-                           есть   нравственное,       а  вредное      есть   безнравственное.         А   теперь
                                                                                         ѣ
                  дилось    ему    сходиться;      а    потому    вся    Ксенофонтова         апологія,                           заіцитникомъ       этого   учеиія    явился    знаменитый        соотечественникъ
                  защита    Сократа,      па   томъ    именно     и  основана,     что   вся  деятель-                            Ьентама,     Джонъ-Стюартъ           Милль.     Въ   небольшой       статье     своей,
                  ность   и   жизнь     Сократа     были    полезны      другимъ.                                                 помещенной         въ    извѣстномъ       англійскомъ       журнале        „Eraser's

                       Въ    „Пире"     Сократъ      является     полезнымъ       своимъ     собеседшг-                           Magazine"       и   потомъ     отпечатанной       отдельно      подъ     заглавіемъ:
                  гсамъ   далее   среди    попойки      и   прочихъ      увеселеній.                                              „utilitarianism",       Милль     весьма    ясно   определяете      значеніе    этого
                       Въ    „Экономике"        цель    всей    деятельности      домохозяевъ       есть                         ученія,    показываете       связь    его   съ   нравственностью         и  правомъ,

                 польза.                                                                                                         и   старается     доказать,     что   польза    и   есть  именно     истинный      вер-
                       Существенный         смыслъ     совѣ товъ,     иреподаваемыхъ          Симотш-                            ховный      принципъ      нравственности,         правды     и  справедливости        и
                 домъ    Гіероыу,     таковъ:     будь    полезет    другимъ,     тогда    будешь    по-                         права.
                 лезет     и   себе.                                                                                                   Современный       же   представитель       анти-утилитаризма—Уэвелль

                       Наконецъ       „Киропедія"         есть    осуществленіе       этого     совета.                          —утверждаете,          напротивъ,      что  человекъ     долженъ     стремиться     къ
                 Киръ     былъ     полезет     другимъ,      а  черезъ    то   и   себе.                                         тому,    чтобы    поступать      праведно      (right),   чтб    противополагаете
                       Ионявъ,     что   доброе     есть    полезное,      Ксенофонтъ       понималъ                             онъ   полезному,      какъ    бы    ни   были    вредны,     даже    гибельны     отъ

                 и   верховное     добро   въ смысле     наибольшей       пользы;     добродетель—                               того   послѣдствія       для   него    самого    и  для   другихъ,      вообще    для
                 въ   смысле     годности      человека     быть    полезнымъ       себе  и  другимъ;                            всего   міра.    Но   современный        метафизикъ       Феррье     старался    при-
                 нравственный        долгъ—въ        смысле      обязанности       быть    полезнымъ                             мирить     утилитаризмъ       и  аити-утилитаризмъ.          Онъ находилъ         обѣ
                 другимъ,      а  черезъ    то   и  себѣ ;  словомъ,     понятіе   о  добромъ,     какъ                         эти   теоріи   односторонними        крайностями       и  примирялъ      ихъ   такимъ
                 полезному       Ксенофонтъ       провелъ    черезъ    все  свое  этическое     ученіе,                         образомъ:      челов къ      прежде     всего    долженъ      быть   человѣкомъ,      а
                                                                                                                                                      ѣ
                 какъ    провелъ      черезъ    него    свое   неопределенное         понятіе    добра                          затѣ мъ    уже    счастливымъ       человѣкомъ.        Къ    сущности,      природѣ,
                 Сократъ.                                                                                                       натурѣ     человѣка    принадлежите        сила   мышленія,      или   умъ,   и  само-
                      Мало     того,    поскольку      Ксенофонтъ       касался     другихъ     частей                          сознаніе.     Затѣмъ     человѣкъ      имѣетъ    способность      чувствовать     удо-

                 философіи,—діалектики             и  физики,—въ         особенности       по   поводу                          вольствия,     наслажденія       и  неудовольствія,       страданія;    но  это   чув-
                 передачи       Сократовыхъ        пріемовъ       и  Сократовыхъ         отдѣльныхъ                             ствованіе     не   есть   уже   свойство,    существенно       отличающее        чело-
                 мыслей     и   изреченій,     Ксенофонтъ        и  здесь    проводилъ      принцип!,                           в ка    отъ   прочихъ     животныхъ.        Следовательно       верховное      добро,
                                                                                                                                 ѣ
                 полезности.      Словомъ,       принципомъ        всего    философскаго        ученія                          какъ   конечная      цѣль   человѣческой      деятельности,      должно     состоять
                 Ксенофонта       было   то же    поиятіе,    какъ    и  у Сократа,     т.-е.  понятіе                          прежде     всего   въ   томъ,    чтобы    сохранить      и  развить,     усовершен-

                 добра,—отчего        мы   и назвали     Ксенофонта       сократжомъ;        но  этотъ                          ствовать    свою    сущность,      свою    природу,     натуру,    т.-е.  свою   силу
                 принципъ      добра,     оставленный       Сократомъ      въ   неопределенности,                               мышленія,      или ума, и       свое   самосозиаиіе;      въ   этомъ    и   состоите
                 былъ   односторонне       определеиъ      Ксенофолтомъ,         какъ   полезное,—                              нравственная       обязанность      человѣка,     въ этомъ     и состоите     добро-
                отчего     мы   можемъ      назвать     Ксепофонта       одностороннимъ          сокра-                        дѣтель,     а  не   въ   стремлепіи      къ   счастью.

                тикомъ,     первымъ     нредставителемъ        той  этической     системы,    которая                                Однакоже       человѣкъ     способенъ      также     и  къ   удовольствію,      а
                называется      утилитаризмомъ.                                                                                следовательно       способенъ     въ этомъ     смыслѣ    стремиться     къ   счастью,

                      Въ   новейшее      время    утилитаризмъ,      или   ученіе,   основывающее                              къ   тому,    чтб   называется      благомъ.      И  въ самомъ     д лѣ    онъ   стре-
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                нравственность       на   пользѣ,    какъ    верховном!,     благѣ   (summum Ъо-                               мится     къ   благу,     къ!  счастью,     какъ    своему,     такъ     и  другихъ;
                num),     было    въ  особенности      развито    великимъ     англійскимъ      фило-                          поэтому     его   дѣ ятелыюсть      обусловливается        пользою,     приносимою
                софом!»-юристомъ          Ісреміею     Бептамомъ,       который    также    во  всѣ хъ                         имъ    самому     себѣ    и  другимъ      людямъ,     или    интересами        своими
   168   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178