Page 183 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 183

наше   понятіе    такъ   же  единично,     какъ   единичепъ     и  соответствую-                               ждалъ,     что   всякой    едииичпой       вещи    соотвЕтствуетъ        только   ей

                      іцій  ему    самый    фактъ,     ибо   нашими     чувствами     мы   можемъ     вос-                           одной    принадлежащее,         ея   собственное      единичное     понятіе,    еди-
                      принимать,       а   следовательно        и   сознавать      только     единичные                              ничная      мысль,     какъ     ея   сознаніе,     ибо    въ   опытЕ     всЕ   вещи
                     факты,—и       вотъ   это-то   сущее,   сознанное     умомъ     человѣ ка   вообще,                             представляются        намъ    только     единичными.        Иаоборотъ,       всякое
                      и  есть   понятіе,    которое    потому    такъ    же единично,      какъ    едини-                            ионятіе,    всякая    мысль     имЕетъ    соотвЕтствующій        себЕ    въ   опытЕ
                     чепъ    и   соотв тствующій        ему    фактъ.                                                                единичный       предмете,       которыми,      и   опредЕляется,        обусловли-
                                       ѣ
                           Итакъ      Антисоенъ       отвергъ      Сократовы       всеобщія     понятія,                             вается    въ  нашемъ      умЕ его      понятіе.    Поэтому     всякій    предмете,
                     а   следовательно       и  Платоновы       идеи,    какъ    развитіе    этихъ   Со-                             представляемый        еоотвЕтствующимъ          ему   поиятіемъ,     можетъ     быть
                     кратовыхъ       вееобщихъ      понятій.                                                                         нрсдставленъ       только     этимъ    именно     единичнымъ        понятіемъ,      а
                           Когда    Платонъ      передъ    Антисоеномъ       или,  по другимъ       извЕ-                            не  какимъ-либо       другимъ.     Такимъ      образомъ      единичное      нонятіе

                     стіямъ,     передъ     Діогеномъ       говорилъ     однажды       объ    идеяхъ     и                           и  единичный       предмете     взаимно     себЕ     соотвЕтствуютъ:        каждое
                     между     прочимъ      называлъ     идею    стола    (т.-е.  всеобщую       умозри-                             единичное      понятіе    имЕетъ     свой  единичный      предмете,     и  каждый
                     тельную     сущность     его)   стольностыо,      идею    кубка—кубочностыо,                                    единичный      предмете—свое          единичное      понятіе.
                     идею    человѣ ка—челов чностыо,             Аитисоеиъ      или   Діогенъ    возра-                                  Напротивъ,       нЕтъ   вееобщихъ        понятій     въ   смыслЕ      понятій,
                                                   ѣ
                     зить   ему:   „явижуэтошг          (т.-е.   единичный)      столъ,    но   не  вижу                            общихъ      для   многихъ      единичныхъ       предметовъ,       т.-е. въ   смыслЕ
                     стольности;     я   вижу    этотъ      кубокъ,      но   не   вижу    кубочности;                              видовыхъ      и   родовыхъ      понятій.    Поэтому     о  всякомъ     единичиомъ
                     вижу    этого    челов ка,      но    не   вижу    человЕчности".—На            это                            нредметЕ      нельзя    ничего     болЕе     утверждать,     /кромЕ     собственно
                                             ѣ
                     ІІлатонъ    замЕтилъ      ему:    „это    оттого,     что   у  тебя   есть    глаза,                           ему    соотвЕтствующаго         единичнаго      поіштія     (хотя   затЕмъ     отри-
                    чтобы     видЕть    этотъ    столъ,    кубокъ     и    проч.,    но    нЕтъ     того,                           цать    о  немъ    можно     все   прочее).    Если    иасъ     спросятъ:      какая
                    чЕмъ    можно     было    бы   видЕть   (созерцать)     столыюсть,      кубочноеть                              это   вещь?    то   мы    можемъ     отвЕчать    только:    это—такая-то        вещь;
                    и   т.  д.  (т.-е.    нЕтъ   ума, ибо      только     умъ     созерцаете       само-                            нагіримЕръ,      это   золото;    а  нельзя   отвЕчать:     она   такова-то, .-е.
                                                                                                                                                                                                                   т
                    сущія     идеи,    какъ    всеобщую      сущность     единичностей,       а  чувства                            имЕетъ     такіе-то     различные      признаки,     качества.    ВЕдь    качества,

                    восиришшаютъ         только   единичности) .                                                                    приписываемый         одной    вещи,     могутъ     принадлежать        и  другимъ
                                                                    "
                         Допуская      одни     какъ    бы    единичныя       понятія,      Аитисоеиъ                               вещамъ;       вслЕдствіе     такихъ      качествъ,      общихъ       нЕсколышмъ
                    иолагалъ,      что    непосредственное          воспріятіе      внѣшними       чув-                             вещамъ,       вещи     были    бы    однородны,      а  потому     были    бы    воз-

                    ствами    виЕшнихъ,        чувственныхъ,        единичныхъ         предметовъ      и                            можны      видовыя,     родовыя,     вообще     всеобщія     понятія.    Но    этой-
                    есть    единственное        возможное        познаніе      для    ума     человЕка                              то   возмояшости        и   не   допускаете       Антисоенъ,       а  потому     та-
                    вообще;     ибо только      единичные      факты,     представляющіеся         намъ                             кихъ    общихъ      качествъ,    по   Антис епу,       вовсе    не   существует!»,
                                                                                                                                                                                  ѳ
                    въ   опытЕ,      имЕютъ       реальность,       дЕйствительность         и   досто-                             или    они    не   реальны.      Реальна       только     единичная       вещь,     а
                    вЕрность.      Поэтому     у  него    пбнятія    уже перестали        быть    т мъ,                             потому     о  каждой     единичной       вещи      возможно      сказать     только
                                                                                                   ѣ
                    чѣмъ    они    были     у   Сократа     —   результатами       индукціи,      обоб-                             одно,     а   нельзя     сказать     о    ней    многаго,      или    для    одного
                    щеніями,      и   СлЕдовательно        перестали      быть   всеобщими        поня-                             нодлежащаго         есть    только    одно     сказуемое,      какъ    ему     соот-
                   тиями,    а  превратились       въ   понятія      единичныя.       СлЕдовательно                                 вЕтствующее.        Притомъ       сказуемое       о   соотвЕтствуюіцемъ         ему
                   и   Сократова       метода,     индукція,      составляющая         сущность     его                             подлежащемъ        можетъ     быть    только     такое,   которое     совершенно
                   діалектики,       ставъ     излишнею        для    Антисѳ ена,     была      отверг-                             тождественно       съ   нимъ.    Какое    же   это   тождественное      съ   подле-
                   нута    имъ    въ  его   діалектикЕ;      ибо     индукція     доводите     до   вее-                            жащимъ      сказуемое,      или чтЬ же       можно      утвердительно       сказать
                   общихъ      понятій,     а   Антисоенъ       отвергъ     ихъ и    замЕнилъ еди-                                  объ   единичной      вещи     такого,     чтобы    это   сказуемое     было тож-

                   ничными      понятіями.      Въ    самомъ    дЕлЕ    Антисоенъ       прямо    утвер-                             дественно     съ   подлежаіцимъ,        такъ     что   ни    въ  какомъ      случаЕ
   178   179   180   181   182   183   184   185   186   187   188