Page 188 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 188

званіемъ,  словомъ,  р чыо  съ  одной  стороны—и  между  вещью,
 ѣ
 предметомъ,  фактомъ  съ  другой  стороны  Антис еиъ  выразилъ  въ  ея  простотѣ,  т.-е.  единичности,  ибо  въ  составъ  такого  опре-
 ѳ
                     ѣ
 въ  такой  формулѣ:  „мысль  (ионятіе,  слово,  р чь)  есть  изъяв-  д ленія  входятъ  множество  качествъ,  признаковъ  вещи;  следо-
 ѣ
                                                       ѣ
 леніе  того,  чтЪ  было  или чтö  есть  (факта) " .(ТГтимъ  Антисѳ енъ  вательно  сказуемое  есть  н что  множественное,  между  тѣ мъ  какъ
                                                                     ѣ
 хотѣ лъ  сказать,  что нашъ  умъ  ни  о  чемъ  больше  не  мыслитъ,  его  подлежащее  есть  единичное;  сл дователыю  они  несоответ-
 ничего  болѣе  не  понимаете,  а  потому  и  не  знаете,  и  нашъ  ственны,  нетождественны.
 языкъ  ничего  болѣе  не  выражаете,  кромѣ  того  только,  какая  Въ  этомъ  отношеніи  на  Антисоена  подѣйствовало  ученіе
 вещь  есть  или была?  и  что  потому  мы  должны  ограничиваться  элейцевъ.  Элейцы  утверждали,  что  единое  сущее  не  ограничено,
 только  такимъ  утвердителыіымъ  сужденіемъ,  которое,  будучи  не  опредѣляемо;  Антисоенъ  призналъ  за сущее  единичныя  вещи'

 едино  и  неизменно,  какъ  сама  единичная  вещь,  выражаете  а  потому  и утверждалъ  о нихъ,  что  онѣ  не ограничены,  не опре-
 только,  что  она  есть  не  болѣе  какъ  сама  же  она,  т.-е.  про-  деляемы.  Далѣ е  Антисоенъ  считалъ  невозможными  ложныя  мысли.
 износите  о  ней  только  тождественное  суждение?)  Ложная  мысль,  по  его  мыѣнію,  есть  мысль  о  томъ,  чего  нѣ тъ,

 Не  признавая  другихъ  сужденій,  кромѣ  тождественныхъ,  чтЬ  не  есть  сущее,  а  можно  ли  мыслить  и  выразить  то.  чего
 Антисоенъ  не  могъ  признавать—и  въ  самомъ  дѣлѣ  не  призна-  нѣ тъ?  Мы  всегда  мыслимъ  о  томъ,  что  есть,  о  сущемъ;  а  какъ
 валъ— возможности  такъ-  пазываемыхъ  „реалыіыхъ  оиред леній",  скоро  мы  мыслимъ  лишь  о  томъ,  что  есть,  то  мы  не  можемъ
 ѣ
 а  также  ложныхъ  мыслей  и  реальныхъ  противорѣчій;  сл дова-  выразить  этого  иначе,  какъ  однимъ  только  образомъ,  т.-е.  соб-
 ѣ
 тельно  онъ  не  признавалъ  и  иныхъ  споровъ,  кромѣ  споровъ  ственнымъ  его  именемъ,  названіемъ,  какъ  тождественнымъ  съ
 о  словахъ.  Реальныя  опредѣленія,  или  тЬ,  чтЬ  собственно  назы-  нимъ.  Итакъ  истина  есть  выраженіе  единичной  вещи,  какъ

 вается  въ  логикѣ  опредѣленіями,  дефинициями, невозможны по   сущаго,  какъ  реальнаго,  а  то, что называется  ложною  мыслью,
 Антисосну,  потому  что  реальное  опредѣлеnie  есть  суждеыіе,  въко-  будучи  выраженіемъ  несущаго,  нереальнаго,  вовсе  не  есть  мысль.'
 торомъ  опредѣ ляющее,  т.-е.  сказуемое,  не  тождественно  съ опре-  Если  невозможны  ложныя  мысли,  то  невозможны  и реальныя
 дѣляемымъ,  т.-е.  съ  подлежащимъ;  именно  опредѣляющее,  ска-  противорѣчія,  a  слѣдовательно  невозможны  и  другіе  споры,  кроме
 зуемое  есть  родовое  понятіе,  а  видовая  разность—опредѣ ляемое,  споровъ  о  словахъ.  Въ  самомъ  дѣлѣ,  если  намъ  и кажется  (ду-

 подлежащее.  Антисоенъ  могъ  допустить—и  въ самомъ  дѣлѣ  допу-  малъ ..Антисоенъ),  что  кто-либо  противоречите  намъ  и  потому
 скалъ—только  такъ-называемыя  ыоминалышя  опредѣленія  пред-  споритъ  съ  нами  о  чемъ-либо  реалыюмъ,  сущемъ,  то  это  намъ
 метовъ,  т.-е.  опредѣленія,  состояіція  только  въ  уясненіи  слова  только  такъ  кажется;  собственно  же  вся его  ошибка—въ  сло-
 или  имени,  назваиія  вещи,  и  съ  этою  цѣлыо  онъ  допускалъ  вахъ,  въ  названіяхъ  вещи,  т.-е. онъ  мыслите  объ  одной еди-
 сближеніе  единичныхъ  вещей,  предметовъ  между  собою;  такъ  ничной  вещи,  а  говорите  о  другой.  Напротивъ,  если  два  чело-
 что  опредѣленіе  у  Антисоена  есть  только  объясненіе  или  же  века  говорятъ  въ  самомъ  деле  объ  одномъ  и томъ  же  единич-
 перечисленіе  многихъ  единичныхъ  предметовъ,  вещей,  сравии-  номъ  предмете,  объ  одномъ  и  томъ  же сущемъ,  реальномъ,  то

 ваемыхъ  между  собою;  такъ  напримѣръ,  серебро  можно  сравни-  они  непременно  и  выражаются  одними  и  теми  же  словами,  ибо
 вать  съ  другими  металлами,  особенно  съ  оловомъ,  говоря, что   всякій  предмете  можетъ  быть  выраженъ  только  однимъ  обра-
 серебро  похоже  па  олово  своимъ  цвѣтомъ,  и т. д. О  реальныхъ  зомъ,  т.-е.  тождественнымъ  съ  нимъ  сказуемымъ,  а  следова-
 же  опредѣ леніяхъ  Антисоенъ  отзывался,  что  они  суть  не  болѣе  тельно  не  можетъ  быть  между  ними  противоположности,  проти-
 какъ  наборъ  словъ,  пустая  болтовня,  вовсе  не  выражающая  того,  ворЬчія,  не  можетъ  быть  и спора.  Если  же  они  выражаются  раз-

 что  есть  единичная  вещь.  Ц лая  р чь,  цѣлое  предложеніе,  лично,  то  это  значите,  что  они не говорятъ  объ  одномъ  и томъ
 ѣ
 ѣ
 посредствомъ  которыхъ  реально  опредѣляютъ  единичную  вещь,  же  предметѣ,  или же  что оба они или одинъ  изъ  нихъ  гово-
 слитикомъ  сложны  (думалъ  Антисоенъ),  чтобы  представить  вещь  рите  собственно  пи  о  чемъ,  о  несущемъ;  следовательно  и тутъ
                 между    ними     нЬтъ   противоречия,       а  потому    н тъ    и   спора    о  су-
                                                                             ѣ
   183   184   185   186   187   188   189   190   191   192   193