Page 191 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 191

правильная      р чь,    составленная      изъ  соединенія      точныхъ,     ясныхъ
                                      ѣ
                   и   сравненныхъ        между     собой   собственныхъ      именъ,    назваиій     еди-                             истолкованію       словъ   и   выраженій,      и   что   вообще    она   находится
                                                                                                                                                                                                                   ѣ
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                   ничных!,       вещей,     предметовъ.       ГІо    и  до  этого    результата,     до                              во  внутренней       связи   съ   его   діалектикой.     Въ самомъ      д л ,    если
                                                                                                                                             ѳ
                   создані   і   такой    науки,      философіи,     какъ     системы,     не   дошелъ                               Антис енъ       и  заимствуете       у  Сократа     нѣкоторыя      мысли     о  боже-
                                                                                                                                                             ѣ
                                                                                                                                         ѣ
                   Антис     енъ.   Причина      этого    заключается      не только    въ томъ,     что,                            ств ,    то  не   съ  т мъ,    чтобы     прилагать     ихъ,    подобно     Сократу,
                                                                                                                                                         ѣ
                   но   характеру       своей    діалектики,      Антис енъ,       подобно      софисту                              къ   жизни,    къ  д ятельности       человѣческой,      а  чтобы   истолковывать
                                                                          ѳ
                   ІІроклу,     обратилъ     все   свое   вниманіе     на   зиаченіе    словъ,   на  ихъ                             миѳы,     какъ    символы     философскихъ        мыслей,    и чтобы     подвергать
                                                                                                                                                                               ѣ
                   уяснеиіе,     истолкованіе,      но   въ  особенности       въ  томъ,    что   Анти-                              критикѣ     ходячія     религіозныя      в рованія      и  преданія.    Такъ    внут-
                                                                                                                                                                                     ѳ
                   с енова    діалектика     приняла     преимущественно          иаправленіе      поле-                             ренне    связана     была    физика     Ангис ена       съ  его  діалектикой.     Съ
                    ѳ
                   мическое,     а   полемикой      онъ   занялся     потому,    что  его   діалектика                               другой    стороны,      его  физика     была   связана    и  съ  его  этикой.   Такт,
                                                                                                                                                                                                       добродѣтелыіый
                                                                                                                                                            что
                                                                                                                                                                                          и вмѣстѣ
                   была    по   преимуществу        отрицательною.                                                                   оиъ   утверждалъ,    другъ  мудрецъ     (знающій    какъ    у друзей    все   общее,
                                                                                                                                                                              а
                                                                                                                                                                   боговъ;
                                                                                                                                     человѣкъ)
                                                                                                                                                   есть
                                                                                                                                                                                  такъ
                        Въ    самомъ    дѣлѣ,    опасаясь     открыть      свободный      достуиъ    къ                              то  мудрецъ      не  можетъ      имѣть     ни    въ    чемъ     недостатка,     оиъ
                   паукѣ    всякимъ    неосновательиымъ         предиоложеніямъ         и  строимымъ                                 „довлѣетъ      самъ   себѣ"",    какъ   и   божество.     Отсюда      можно     было
                  на   нихъ    пустымъ     системамъ,     Антисеенъ       иорицалъ     всякое    усиліе                              бы   вывести    и   такое   заключеніе,       что   нравственность,       а   следо-
                  ума   возвыситься     надъ   опытными      позианіями,     отрицалъ     всякіе   акты                              вательно    и   этика    находилась     у  Антис ена      въ  связи  съ   религіею,
                  мышлеиія,       которыми     умъ   ндіпъ   преобразуете       едииичныя      понятія                              т.-е.   была    на   ней   основана.     Но    это  ѳ  заключеніе   нев рно:     какъ
                                                                                                                                                                                                            ѣ
                  и   достигаете      до   всеобщихъ       видовыхъ       и  родовыхъ      попятій    и                             ие   основывалъ       Сократъ     этики    на   религіи,    такъ    не  основывать
                  идей.    Такой    иолемическій       (особенно     въ отяошеніи       къ   Платону)                               ее   на   религіи    и  Антис енъ.       Напротивъ,       мы   знаемъ,     что    соб-
                                                                                                                                                                    ѳ
                  и  отрицательный         характеръ     діалектики     Антис ена      сближалъ его                                 ственно     отправною      точкою,     основою      нравственности,        а  следо-
                                                                                ѳ
                  съ   софистами      и  отдалялъ     отъ    Сократа.     Отсюда      существенное,                                 вательно    и  этики,    у  Аіггисѳ ена    былъ   самъ    человѣкъ,    ибо   усовер-
                  огромное      отличіе    его   отрицательной         діалектики      отъ   положи-                                шепствованіе       истинной      нашей      человѣческой       природы,      натуры
                  тельной    діалектики       Сократа;     отсюда     его   оппозиція,      полемика                                онъ   поставляете       въ  зависимость       отъ   насъ   еамихъ,    отъ   нашихъ

                  противъ     Платоновых!,        идей;    отсюда     почти     полное     отсутствіе                               собственныхъ,       просв щенныхъ          истиннымъ      знаніемъ    усилій,  тру-
                                                                                                                                                                ѣ
                  физики    (философіи      природы)      въ   его   философіи      и  неразвитость                                 довъ;   онъ    находите      достаточную        опору     для     нравственности,
                 его   этики.                                                                                                       добродѣтели       челов ка      въ  самомъ     же    челов к ,      въ   его   внут-
                                                                                                                                                             ѣ
                                                                                                                                                                                                ѣ
                                                                                                                                                                                                   ѣ
                       Весьма     замѣчательно       однако,     что  уже    Антис енъ       опредѣ-                                ренней    силѣ,    энергіи,    и  поэтому      не   ищете    принципа,       основы
                                                                                     ѳ
                 лилъ:    1)   самое    опредѣленіе,      дсфииицію,       какъ    іюказаиіе     того,                              нравственности,      добродѣтели      внѣ   челов ка,    въ сферѣ     религіозной.
                                                                                                                                                                                       ѣ
                 чѣмъ    предмете      былъ    или чтЬ опт,       есть,  и  2) знанье,    а  именно:
                 знаніе    есть   истинное      (правильное)       мнѣніе      по    разуму,    т.-е.                                    „Наша      душа"    (отождествленная        у  него   съ умомъ),     говорилъ
                 отчетливое,     съ   ноказаніемъ       его  разумнаго       осповаиія.                                            онъ,    „ведете     насъ   къ   добродѣтели      посредствомъ       знанія,    науки

                      (Физгіка.    Объ Антисѳеиовомъ            міросозерцаніи       почти     ничего                              и   посредствомъ        нашихъ      собственныхъ        усилій,     трудовъ.    Отъ
                 ие   говорятъ     намъ    древніе,   потому,     конечно,     что оно     не   пред-                              души     исходите     все  наше    достоинство.     Искать     соответствующих!,
                                                                                                                                            богатствъ
                                                                                                                                                          значите
                                                                                                                                                                      возвышаться,
                                                                                                                                   душѣ
                 ставляло    собою     ничего    оригинальна™.         Поэтому      и   физика    его                              впередъ;     оставлять     ихъ   въ  небреженіи      совершенствоваться,        идти
                                                                                                                                                                                                   унижаться, пор
                                                                                                                                                                                        значите
                 вообще     не  была    развита     систематически.        Въ    источникахъ      мы
                 находимъ      только   отдѣлыіыя     натурфилософскія         мысли    Антисѳ ена;                                титься,    идти   назадъ".     Вотъ    почему     никакая     древняя    языческая
                ішрочемъ      и   изъ  нихъ    уже   мы  можемъ     заключить,     что  его  физика                                философія      не  настаивала     болѣе   Антисѳеновой        на очищеиіи      души
                имѣетъ      одинаковый       характеръ       съ   его   діалектикой,      а  именно                                нашей     посредствомъ      освобожденія       ея изъ-подъ    зависимости      тѣ ла,
                                                                                                                                                         ѣ
                                                                                                                                                  ѣ
                полемическій       и  отрицательный,       и  также   направлена      къ  уяспонію,                                плоти    и  вс хъ   т лесныхъ,      земиыхъ     благъ,    вообще    отъ   чувствен-
                                                                                                                                                                                                                 1
                                                                                                                                   ности.   Правда,     такъ-называемая         гностическая        философія - г о ,
   186   187   188   189   190   191   192   193   194   195   196