Page 195 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 195

отозвался,     что   такое    опредѣлеиіе      есть   тавтологія    (тождесловіе),                               даетъ    себя     на   разочарованіе,       раскаяніе,      мученія;      таковы-то
                    которою      ничего    не   объясняется.                                                                         ужасныя      послѣдствія      чувственныхъ       паслажденій,      слишкомъ      сла-
                          Опредѣливъ       ц ль,    назначеніе      всего     челов ческаго       знанія                             быхъ    и   быстро    преходя    щихъ,    чтобы     стоило    терпеть,     страдать
                                                                                     ѣ
                                             ѣ
                    и   всей   человѣческой       жизни,    Антис енъ       долженъ     былъ    опреде-                              изъ-за    нихъ".
                                                                    ѳ
                    лить   и самое   добро,   оставленное      Сократомъ      въ  неопределенности.                                       Самую     любовь—разумеется,           чувственную,       какъ    ее   обыкно-
                    И   вотъ    Антис енъ      определила       эту  цель   соответственно      общему                               венно   понимали     греки—онъ       называла     болезнью     души,   порчею     на-
                                       ѳ
                    принципу      своей   философіи,     по  которому     всякой    единичной     вещи,                              шей   природы.     Напротивъ,      всякое   напряженное       усиліе   надъ    собой
                    предмету,     факту    существенно      только    тб,  чтб  есть  его  собственная                               съ  целыо    остаться   независимымъ       отъ   внешняго,—именно,           борьба
                    принадлежность,         чтб  тождественно        съ   нимъ.    Следовательно        и                            съ  порабощающими           удовольствіями,       съ   чувственностью,        всякое
                    всякому     человеку,     какъ    единичному       существу,    существенно       тб,                            воздержаніе      отъ   внешняго,      какъ   независимость       отъ  него,   всякое
                    чтб   тождественно       съ  нимъ,   т.-е.  чтб  составляете    его   собственную                                лишеніе,    словомъ—подавленіе           чувственности,      есть   добро,    благо,

                    принадлежность,        его  достояніе,    чемъ   онъ   поэтому    владеете,     какъ                             потому    что   такой    грудъ    (тгоѵо;)  и  д лаетъ   человека     свободным!»,
                                                                                                                                                                                    ѣ
                    своею    собственностью.        Чтб   же   это   такое?   Это—его      душа;     она                             независимымъ        отъ   всего    внешняго,      а  следовательно        добродѣ-
                    есть   его  истинная      сущность,       природа;      она   тождественна        съ                             тельнымь      и  счастливима.
                   нимъ;     она   есть   самъ   онъ;    она  его  достояніе;    надъ   самимъ    собой
                                                                                                                                                                                                              обладаете
                                                                                                                                          Добродетельный
                                                                                                                                                                 совершенно
                   оиъ    полный      владыка;     внутри    самого    себя,    своего   л,   въ   душе                              едипственнымъ       истинпымъ      благомъ,  счастлива,   не ибо  онъ   быть   поте-
                                                                                                                                                                                                  можетъ
                                                                                                                                                                                    которое
                   своей    онъ    независима     ни   отъ  чего   внешняго,     вполне    свободенъ;
                                                                                                                                                                                              довлеть
                                                                                                                                                                  Что
                                                                                                                                                                                                                     себе
                                                                                                                                     ряно—добродетелью.
                                                                                                                                                                                                          самимъ
                                                                                                                                                                           ѣ
                   a   потому    тотъ    только    свободенъ,     кто  обладаете     самъ   собой,   кто                            и   не    иметь     потребностей,    м шаетъ      намъ   исканіе      удовольствий,
                                                                                                                                                                            напримеръ
                   самъ    довлеете     себе,   кто   не   служите     ничему    вн шнему,      не  же-
                                                                                    ѣ
                   лаете     ничего     внешняго,      и   потому     не   порабощается         ничѣмъ                               иаслаждеиій,       тб  есть   зло;    чтб   же    намъ     въ   томъ    споспеше-
                                                                                                                                                                                                  трудъ
                   внѣшнимъ.        Въ   этомъ     самодовлѣыіи       и   свободѣ,    независимости                                 ствуете,     напримеръ      напряженный,         тяжелый    нечто     и  неудоволь-
                                                                                                                                    ствіе,
                                                                                                                                                                       все
                                                                                                                                                         добро,
                                                                                                                                                  есть
                                                                                                                                                                    а
                                                                                                                                             тб
                                                                                                                                                                                                          безразличное
                                                                                                                                                                                        есть
                                                                                                                                                                             прочее
                   человека     отъ   всего    внешняго,      и  состоитъ    его  верховное      добро,
                   благо,    счастіе    человека,      его   добродетель,       его    нравственный                                 (ôrôwpcpov),    какъ    напримеръ:       богатство,    почести,     высокое     рож-
                                                                                                                                                                                                     государственной
                                                                                                                                                                                 къ
                                                                                                                                                                   отношеніе
                                                                                                                                                эгоистическое
                                                                                                                                                                                     семейной
                   долга.    Поэтому,      чтобы    быть    добрымъ,      счастливима,       добродѣ-                               деніе    и  ибо  если   кто  предастся     имъ   ради   нихъ  и самихъ,   то  они—
                                                                                                                                    жизни;
                   тельнымъ      и   чтобы    исполнить      свой    долгъ,     человека      долженъ
                   самъ    довлеть     себе,    быть    независимымъ,       свободиымъ        въ   себе                             зло,   становясь     тогда   особенными       цѣлями      и  интересами;      а  если
                   самомъ,     не  долженъ      нуждаться      ни  въ  чемъ,   кроме   такихъ     внут-                             кто   предастся      имъ  какъ   мудрецъ,     вследствіе    философскаго       noun-
                   реннихъ     благъ,    такой    свободы,     такой    независимости       отъ   всего                             Mania,    то  они   —   добро,    ибо   тогда    мудрецъ      не   предается     имъ
                                                                                                                                              ѣ
                   внешняго;      къ   такому    благу    человека     долженъ      стремиться;     все                             какъ    ц лямъ,     а  беретъ     ихъ  какъ   средства,    сохраняя     свою   само-
                  же    прочее    онъ   долженъ     презирать,     какъ-то:    богатство,    почести,                               стоятельность.
                  вообще     все   вн шнія      блага;    онъ  долженъ     воздерживаться,       отка-                                   Антие енъ       говорилъ     также:     „Добро    есть  тб,  чтб   прекрасно,
                                                                                                                                                 ѳ
                                      ѣ
                  зываться      отъ    нихъ,    какъ    отъ.   мнимыхъ,      обмапчивыхъ        благъ.                              зло—тб,     чтб  гнусно.    Стремиться     къ   иаслажденію      есть  зло.  Только
                  Наиболѣе      же    достойное      презрѣнія,     это  —   пріятиое     ощущеніе,                                 то   наслажденіе      имеете    цену,    которое    вытекаете     изъ   философіи,
                  любострастіе,      чувственное      удовольствіе,    наслажденіе      (^Зоѵт?);  оно-                             т.-е.   изъ  внутренней     деятельности      души;    трудъ,    служащій     этому
                  то   и  есть   зло.                                                                                               наслажденію,       есть   добро".
                                                                                                                                         Сущность      добродетели      заключается      въ  самообладаніи.      Добро-
                        „Лучше     (говорилъ     Антис енъ)      съ  ума   сойти,  чЬмъ    предаться                                детель—одна       для   всЬхъ,   именно    —  знаніе.  Разъ    усвоенная,    добро-
                                                         ѳ
                  чувствениымъ       иаслажденіямъ;        они   не   заслуживаюсь      того,   чтобы                               детель    ничѣмъ     неразрушима.      Доброе     есть  наша    принадлежность,
                  протянуть      къ  нимъ     и  одинъ    палецъ.     Предающейся        имъ    осуж-                               а  злое   есть   нечто    намъ    чуждое,    невыводимое      изъ   существенной
   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199   200