Page 197 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 197

человЕку     дЕятелыюсти        души.     Мудрецу      достаточно      его   субъек-                             пользовались       только    а инскіе     граждане,     родившіеся       отъ   брака
                    тивна™      добродѣтелыіаго        сознанія,     такъ    что   общество      съ его                              лицъ,    бывшихъ       также  ѳ  полноправными         гражданами.        Самъ    же
                    нравами      и  обычаями,      законами     и   учрежденіями      не  можетъ     свя-                            Антисоенъ       не   былъ    такимъ     полногіравнымъ       гражданином!, ро-

                    зывать    его;   онъ—гражданинъ           міра.    Народная     религія    для  муд-                             дившись     отъ  незаконна™,      въ  греческомъ     смыслЕ,    брака,   а  именно:
                    реца   также   не есть   связывающій       его  авторитете.     По  свидетельству                                отъ   отца—аѳ инянина           и  отъ    матери-инородки        ( ракіянки     или
                                                                                                                                                                                                       ѳ
                    Цицерона,      Аитисоеиъ       говорилъ:      „много    есть    боговъ,    чтимыхъ                               фригіянки).     Антисоенъ      говорилъ:    „Одна     добродЕтель      есть  истин-
                    народомъ,      по   въ  природѣ      одинъ    только    богъ".                                                   ное    благородство;       единственное        же    отличіе,    заслуживающее
                         Изъ    всего    своего    этическаго     ученія     циники     вывели     такое                             того,   чтобы    мы   его  искали,    это—стремленіе        къ   самоусовериген-

                    общее    заключеніе,      что  все,  кромѣ    добродЕтели      и порока,    должно                               ствоваиію,     пріобрЕтенію       мудрости".
                   быть    безразлично     для   человЕка.    Только    тотъ   человЕкъ—говорили                                          Вообще      добродЕтель      считалъ      онъ   такимъ     истинным! бла-
                   они—свободенъ          и   счастливъ,    кто  превыше     богатства    и бѣдности,                                гомъ,    что    кто    разъ    пріобрЕлъ      его,   тотъ   уже    не   потеряете,
                   превыше       страданій     и  наслажденій,        превыше      жизни    и   смерти.                              тому   уже    ничего    не   остается     болѣе     желать,     ибо онъ
                   Посредствомъ        аскезиса     и труда    душа   наша    уменьшите       тЕлесныя                               самодовлѣетъ       и  вполнЕ     свободенъ.                                 вполнѣ

                   потребности       и  принудите       тѣло    повиноваться       себЕ,   обезпечигъ                                     „А    что   можетъ     быть   пріятнЕс",      говорилъ      онъ,    „какъ    не
                   свою    свободу      и  свое   достоинство,       пріобрѣтетъ       превосходный                                 свобода,      какъ    не    досугъ,     дозволяющій        мнЕ    всякую     минуту
                   качества     мудраго:    твердость,    стойкость,    выдержанность,        терп ніе                              видЕть     и  слышать      тЬ,  чтЪ наиболЕе        достойно    быть    видЕниымъ
                                                                                                    ѣ
                   въ   лишепіяхъ      и   страданіяхъ,      мужество,     энергію,     силу,  т.-е. тЕ                             и   слышаннымъ,        именно     проводить      ц лые     дни   съ   Сократомъ".
                                                                                                                                                                                       ѣ
                   качества,     славные     нримЕры     которыхъ      явили   Ираклъ     (Геркулссъ)                                     Поэтому      если    Антисоенъ        и   совЕтуетъ,     иапримЕръ,       быть
                   и   Сократъ.                                                                                                     праведнымъ        и   справедливымъ,        то  именно     потому,     что   правда

                        Слово:    аскезисъ     (ющак),      отъ   котораго     произведено       обще-                              и  справедливость        даетъ    намъ    независимость,       свободу;    ибо    она
                   употребляемое        нынЕ    слово:   аскетизмъ,      происходить      отъ  глагола:                             даетъ    намъ    внутреннее      спокойствіе,      миръ    и  этимъ    доставляете

                   ОЗЗХЕШ —искусно        и   старательно       перерабатывать,         обработывать                                намъ    истинное      внутреннее      душевное      веселье.
                   грубые    матеріалы    и  въ  этомъ    упражняться.       СлЕдовательно        Анти-                                   „ДобродЕтель       (говорилъ      Антисоенъ)        есть   источник!     вну-
                   соенъ    принимаете       т ло    за  грубый,     необработанный         матеріалъ                               тренняго     мира    и   совершешіаго        душевнаго     спокойствія,      потому
                                              ѣ
                   и  требуете,     чтобы    душа     искусно    и   старательно     обработала его                                 что   н тъ    ничего,    что   могло    бы   поразить    мудраго     и  показаться
                                                                                                                                           ѣ
                   посредствомъ       долгихъ    упражпеній,       такъ    чтобы   оно   какъ   можно                               ему   чрезвычайным!.         Между     тѣмъ    какъ    другіе   люди,    вслЕдствіе
                   меньше     изъявляло      потребностей      и во всемъ      повиновалось      душЕ.                              алчных!      пожеланій,       вождслѣній,       похотей,     вслѣдствіе     страха,

                        О   богатствѣ     особенно     говорилъ    Антисоенъ,      что   его  значеніе                              всегда    зависятъ     отъ    подобныхъ       себЕ    и  отъ    ударовъ     судьбы,
                   зависите    только     отъ   состоянія     нашей     души.    Если    душа     наша                              рока;   между     тЕмъ    какъ    они   всегда    рабы—одинъ         мудрец!,     не
                   владЕетъ     сама    собой,   и  СлЕдовательно        воздержна       и  умЕренна                                зная   этихъ    вожделѣпій       и  страха,    всегда    свободенъ      и   незави-

                  въ   своихъ     пожеланіяхъ,       то   она    всегда     довольствуется       тЕмъ,                             сим!.    Ему    нечего     бояться    и  нечего     ожидать     отъ  фортуны.     Въ
                  чЕмъ    она    владЕетъ,     ибо иначе      она   не  найдете     въ мірЕ    ничего,                             самомъ      себЕ  находите      онъ  свое   счастье.    Мудрый     самъ    довлЕетъ
                  что   могло    бы   удовлетворить      ея  ненасытную       алчность,    жадность.                               себЕ,    потому    что    принадлежащее          другимъ     людямъ      принадле-
                   „Вообще      (говаривалъ      Антисоенъ)       безъ   добродЕтели      не   могутъ                              жите     и  ему".
                  насъ    сдЕлать     счастливыми      богатства,      какъ    и  вообще     вн шнія                                     Согласно      съ    общим!      принципомъ        философіи      Антис ена,
                                                                                                ѣ
                                                                                                                                                                                                                  ѳ
                  блага".                                                                                                          это   значите,     что   мудрецъ,      какъ    и  всякій    человЕкъ,     владЕетъ
                       Пренебрегая        богатствомъ,      Аитисоеиъ       презиралъ      и   приви-                              только    тѣмъ,    что   есть   его  собственное,     съ нимъ     тождественное,
                  легіи    рожденія,      насм хаясь        надъ    полноправіемъ,         которымъ                                чтЬ   внутри     его,  ч мъ     онъ   довлЕетъ     самъ    себЕ,   не   .завися   ни
                                                ѣ
                                                                                                                                                            ѣ
   192   193   194   195   196   197   198   199   200   201   202