Page 199 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 199

отъ   чего   вн ншяго,        какъ    отъ     такого,    что   въ   свою    очередь                              досгаточно     боровшійся      съ   чувственными         наслажденіями,       при-
                                     ѣ
                     ие   зависите     отъ   него.   Мы    увидимъ,       какъ    впослѣдствіи       была                             шедши     къ   полному     самообладанію        и  самодовлѣнію,       ие   боится
                     извращена       эта  мысль     циникомъ      Діогеномъ       Синопскимъ                                          уже   этихъ     наслажденій       и   можетъ     безпаказанно       пользоваться
                          Аптисоенъ       пе   отвергалъ.     что   и  дружба      есть   также     благо                             ими.   Поэтому     мудрый      имѣетъ    право    наслаждаться        всѣми   удо-
                     для   добродѣтсльнаго         мудреца,      и   что   оиъ, несмотря        на   свое                            вольствіями,      не  противными        добродѣтели       и   не   оставляющими
                     самодовлѣніе,       нуждается       въ    друзьяхъ.       „Но    (говорилъ    онъ)                              по   себѣ   никакого      раскаянія.     Но   надобно     искать     удовольствія,

                     мудрый     привязывается         въ  особенности       къ   тѣмъ,   кто   достоинъ                              слѣдующаго       за трудомъ,      а  не удовольствія,      вынуждающаго         насъ
                     его  дружбы.      Наиболѣе      же   достоииъ     дружбы       мудраго      мудрый                              къ    лѣ ности".
                     же   и  добродѣ телышй.         Поэтому      всѣ    мудрые,      добродѣтельные                                       При   этомъ   подъ   удовольствіями,      которыми      безопасно     можетъ
                     соединены      узами     взаимной      дружбы;      между     ними     образуется,                              наслаждаться       добродѣтельный         мудрецъ,      Антис енъ       разумѣетъ
                                                                                                                                                                                                     ѳ
                    относительно        ихъ     чувствованій      и   стремленій,     тѣ сное,    нераз-                             не   одни    только    душевныя      удовольствія,      доставляемыя,       напри-

                    рывное     общеніе.     Да    сблизятся     же    мудрые     между    собою,    какъ                             м ръ,    дружбою      съ людьми      добродѣтельными,        занятіемъ     науками
                                                                                                                                       ѣ
                    братья,    ибо общеніе        между     соединившимися         братьями      надеж-                              и  т.  п.;   онъ дозволяете        добродѣтельному        мудрецу     ѳсѣ    неиро-
                    н е    всякой    твердыни!"                                                                                      тивныя      добродѣтели       удовольствія,      даже     чувственныя,      потому
                      ѣ
                          Итакъ      истинны я    внутреннія      блага     мудреца,     добродѣтель-                                что   находите      ихъ   неопасными       для   добродѣтели      мудреца;     лишь

                    наго    суть:   самообладаніе,       самодовлѣніе,       свобода,     благородство                               бы   только    самообладаніе,       самодовлѣніе,      независимость,      свобода
                    души,     внутренній       миръ     и    наконецъ      дружба      съ   такими    же                             никогда     не   оставляли     его;  лишь     бы   онъ   былъ   такъ    благоразу-
                    людьми,     какъ    и   ОІІЪ  самъ,    т.-е.    добродетельными,          мудрыми.                               менъ,     чтобы    не    создавать     для   себя     страданій     и  сожалѣнія,
                    Но   этого     мало:    благодаря       добродѣтели,      и   всѣ   прочія    блага,                             какъ    послѣдствій     такихъ     удовольствій;    а  впрочемъ      всѣ удоволь-
                    т.-е.  и блага    вн шиія,    ііринимаютъ      для  добродѣтельнаго        мудреца                               ствія   для добродѣтельнаго         мудреца      и  вообще    всѣ   его  поступки
                                        ѣ
                    уже   другой     характеръ,      отличный      отъ   того,   какой    они   имѣютъ                               безразличны,      ибо    если    онъ   истинно     добродѣтельный        мудрецъ,

                    сами    но  себ ,    такъ   что   ему уже      не   возбраняется       пользованіе                               то  онъ уже непогрѣшимъ,            не  можетъ      сдѣлать    ничего     дурного;
                                    ѣ
                    этими    впѣпшими       благами.      Конечно,      добродѣтельный         мудрецъ                               онъ,    такъ    сказать,     безгр шенъ,        святъ.    Ему      позволительно
                                                                                                                                                                         ѣ
                    не  шцетъ     этихъ    внѣ шнихъ      благъ,   но они   для   него   и  не  опасны;                              даже    и  то,  чтЬ    запрещается        человѣческими        постановленіями,
                    его  мудрость      научаете      его    пользоваться      ими    какъ    сл дуетъ,                               напримѣръ       похитить,      когда   нужно,     священные       предметы     или
                                                                                                ѣ
                    и  т мъ    придаете      имъ совершенно         новый      характеръ.       „Богат-                              ѣ сть  человѣческое       мясо.
                        ѣ
                    ства   (говорите     Аптисоенъ),      равно    какъ   и прочія    блага,   хороши                                     Таково      Антис еново        этическое      ученіе     въ    собственномъ
                                                                                                                                                             ѳ
                    или   дурны,     смотря     по    тому,   какъ    мы    ими пользуемся;        сами                              смыслѣ,    въ отличіе    отъ  экономики       и политики.       Теперь     остается
                   же    по   себѣ   они    не    имѣютъ      никакого     безусловна™        достоин-                              намъ      сказать     немногое      о   мысляхъ     Антис ена,       относящихся
                                                                                                                                                                                                ѳ
                   ства,   т.-е.   они безразличны         въ   нравственномъ        отношеніи.    Все                              къ   особеннымъ       частямъ     этики   въ обширномъ        смыслѣ,    а  именно:
                   дѣло    въ   томъ,   какъ    умъ   нашъ    относится     къ  нимъ.    Самооблада-                                къ   экономикѣ       и  къ   политикѣ.
                   иіе,   самодовлѣніе      и   свобода,     какъ    независимость        отъ    вн ш-                                    Экономика.      Согласно      общему     принципу       своей  этики   (само-
                                                                                                    ѣ
                   няго,    суть   причины      того,   что   душевное       спокойствіе      мудреца                               обладанію,      свободѣ,    независимости       отъ  всего   внѣ іпняго),     Апти-
                   не   смущается      ни   вожделѣніемъ        пріобрѣсти     эти  внѣ шнія     блага,                             соенъ     освобождаете       мудреца     отъ   вс хъ    семейныхъ,       кровныхъ
                                                                                                                                                                                      ѣ
                   ни   печалью     объ   ихъ    утратѣ ".                                                                          узъ,   говоря:     „слѣдуетъ     почитать     добродѣтельнаго         болѣе,   чѣмъ

                         „Для    челов ка,     еще    только   стремяіцагося       къ   добродѣгели,                                роднаго".     Поэтому     Антисоенъ     сов туетъ     искать   общенія,    дружбы
                                        ѣ
                                                                                                                                                                                ѣ
                   къ   мудрости     (а  не   достигшаго       ея),    чувственныя       наслажденія                                именно      съ    добродѣтельньтми        мудрецами,        ибо    такой     только
                   искусительиы       и  опасны;     но   достигшій     мудрости     и  добродѣтели,                                общественный        союзъ    добродѣтельныхъ        мудрецовъ      онъ    считаете

                                                                                                                                           ш                                                                    13
   194   195   196   197   198   199   200   201   202   203   204