Page 203 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 203

дарства/     Антисоенъ       даже    прямо     указывалъ     главную       причину
                       этого   упадка    А инскаго      государства,     нападая      на  самую     основу                              есть   напряженный         трудъ,    и   только    та   радость      заслуживаетъ
                                           ѳ
                       тогдашняго       а инскаго       демократико     -  охлократическаго         образа                              одобренія,      которая     есть    послѣдствіе     такого    труда.    Самая     же
                                          ѳ
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                                                                                                н
                       правленія,    а  именно—на        всеобщую      подачу    голосовъ    и а    избра-                              пріятная     радость    возникаетъ      изъ   благонам реннаго           презрѣ нія
                                                                                                                                                                                        состоите
                                                                                                                                                                                                     въ
                                                                                                                                                                                                         возможно
                                                                                                                                                                                                                       ббль-
                       ніе  вс хъ    по жребію       въ государственный         должности.      В ъ  этомъ                              удовольствій.     Но   такъ   какъ   свобода   и   трудъ    состоите     также    въ
                               ѣ
                                                                                                                                        шемъ
                                                                                                                                                 отсутствіи
                                                                                                                                                               потребностей,
                                                                                                                                                                                   то
                       смыслѣ     разъ   серьезно     совѣтовалъ      онъ  а инянамъ       издать    такой
                                                                             ѳ
                       законъ,     что   ослы—не       ослы,   а  лошади.      Когда     ему    замѣтили,                               тѣлесномъ      и  духовномъ      упражненіи,      имѣющемъ        цѣ лыо    освобо-
                       что   онъ   говорите     нелѣпость,      то  онъ   объяснилъ      свои   слова   та-                             диться   сколько     возможно      болѣе    отъ   жизненныхъ       потребностей.
                       кимъ    образомъ:      „в дь     выбираете     же   вы   себѣ    въ   полководцы                                И    такъ   какъ    эти многоразличным           потребности      и   удовольствія
                                                 ѣ
                       людей,     которые     ничего     не   смыслятъ,     и  все    право     которыхъ                               возникли     вмѣстѣ     съ культурою,      то   у  нихъ    выступаете      противо-
                                                                                                                                                                 культурой
                                                                                                                                                                               и натурой,
                                                                                                                                       положность
                                                                                                                                                        между
                       быть    полководцами       основывается       на   одномъ     избраніи".                                        является    у  нихъ    какъ   нѣчто   свойственное     въ силу    которой    доброе
                                                                                                                                                                                                             а
                                                                                                                                                                                               челов ку,
                                                                                                                                                                                                                 дурное—
                                                                                                                                                                                                      ѣ
                              Софистическая        противоположность          между    природой      (србац)                           какъ    нѣ что  чуждое     ему.   Поэтому      мудрецъ     будетъ    возвышаться
                       и   ЗіШЪномъ       (V6[AOC) ,   говоритъ       Виндельбандъ         (Windélbancl,                               надъ    нравами     образованна™        міра,   тѣмъ    болѣе,    что   этотъ   міръ
                                                   u
                       „Geschichte       der   alten   Philosophie",      Nördlingen,       1888),    „де-                             ет сняетъ     его  внутреннюю       независимость. Йо         такъ   какъ    добро-
                                                                                                                                                                                               (
                                                                                                                                          ѣ
                       лается    принципомъ       у   циниковъ;      все,   опредѣляемое        людскими                               дѣтель   есть  жизнь,     завоеванная            человѣкомъ      помощью      труда
                                                                                                                                                                                 себѣ
                       положительными        законами,      считается     неестественнымъ       и  частью                              и  усилій,   жизнь     возможно     свободная     отъ   потребностей,      то  само
                       излишнимъ,       частью      гибельнымъ,      и  среди     полноты     и   красоты                              собою     разум ется,      что   добродѣтель       достаточна     для    эвдемоніи
                                                                                                                                                        ѣ
                       греческой     цивилизаціи       циники      проповѣдуютъ         возвращеиіе     къ                             (счастья),    и  что   верховное     благо    есть   добродѣтельная        жизнь".
                       естественному      состоянію,     которое,    вмѣ стѣ   съ  устраненіемъ      опас-                                  Заключимъ      все   наше    разсматриваніе       Антис енова       философ-
                                                                                                                                                                                                      ѳ
                       ностей    культуры,     лишилось      также     вс хъ    ея   благодѣяній .                                    скаго    ученія   представленіемъ        того,  какъ    оно  извратилось      у его
                                                                                                    "
                                                                         ѣ
                            „По     ученію     циниковъ",        говоритъ     Тило     {Thilo,     „Kurze                             послѣдователей.
                       pragmatische       Geschichte      der   Philosophie",      erster    Theil.    Cö-                                  Уже    Діогенъ     Синопскій     (родомъ     изъ   г.  Синопа    въ    Понт ,
                                                                                                                                                                                                                         ѣ
                       then,   1876),((нравственная          свобода    заключается      не  въ   согласіи                            на   берегу    Чернаго     моря,    прожившій       около    9 0  л тъ),    выдаю-
                                                                                                                                                                                                          ѣ
                       пожеланія      и  воли   съ разумнымъ       пониманіемъ,       но   она   есть  не-                            щійся     непосредственный          ученикъ      Антисоена,       отчасти    извра-
                      зависимость       отъ  разнообразныхъ        потребностей       роскошной      и  го-                           тилъ   ученіе   и  образъ     жизни    своего    учителя,    такъ    что   съ   него
                       няющейся       за  наслажденіями        жизни.     Но    это   не  есть    зависи-                             уже   цинизмъ      получаете     значеніе     не  столько     особаго    философ-
                      мость    воли    отъ   нравственныхъ        идей,    которая,    въ   силу    созна-                            скаго   ученія,    сколько     особаго    образа    жизни.      Но    въ    особен-
                      тельна™       согласія    воли    съ  ними,     становится      свободою,     а это                             ности   вдались      во  всѣ    крайности       въ   томъ     и   другомъ     отно-
                      есть   только     внутренняя      необузданность       воли,   надъ    которой    не                            шеніи    неоциники       (новоциники),       рядъ    которыхъ      продолжается
                      господствуютъ         сильныя     пожеланія,      и  которая,      всл дствіе    та-                            до Ѵ -го столѣтія       по   Р .  X .
                                                                                             ѣ
                      кого    господства     надъ    нею,     чувствовала     бы   себя    какъ    бы  те-                                 Діогенъ    отвергъ     уже всякое      знаніе,    а  именно:     и  познанія
                      ряющеюся         во   внѣ шнихъ       обстоятельствахъ.        Поэтому      циники                             или   искусства,     бывшія     у  грековъ    общеобразовательными,—гим-
                      могли    пойти     такъ   далеко,    что   полагали     нравственную        свободу                            настику    и  музыку,—и       всѣ  спеціальныя      познанія     или    собственно
                      въ   независимости      отъ   нравовъ    цивилизованна™         міра.   Но   такая-                            науки,    каковы:   математика,      астрономія     и   проч.   Вмѣ стѣ    съ  тѣмъ

                      то   свобода    и  есть   для   нихъ    верховное     благо.    Въ   этомъ    нахо-                            онъ   отвергъ     и  всю   діалектику,     какъ    теорію    познаванія,     и фи-
                      дятъ     свое   объясненіе      ихъ    воззрѣнія,     переданный        намъ.    В ъ                           зику,   признавъ      ихъ   вовсе    безполезными       для   доброй      д ятель-
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                      глазахъ     циниковъ     уже    и  наслажденіе      удовольствіемъ       есть  само                            ности   мудраго,     и  потому    остановился      только    на этикѣ.     Но   онъ
                      по   себѣ   н что    дурное.      Поэтому,     въ   ихъ же     глазахъ}      доброе                            довелъ    Антис еновъ       этическій     принципъ      до   крайности.
                                    ѣ
                                                                                                                                                       ѳ
   198   199   200   201   202   203   204   205   206   207   208