Page 205 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 205

Самообладаніе,        самодовлѣніе      и   свободу     мудреца       Діогенъ                            симымъ.      Бракъ     онъ "прямо      совѣтовалъ       замѣнять     случайными,
                     извратила      въ  полное     равнодушіе      ко   всему    внѣшнему,      въ   пол-                           временными       плотскими     связями     между    мужчиною       и  женщиною,
                     ное   безчувствіе     или  безстрастіе,    въ  апатію     (dwuafteta)  и  въ  само-                            съ  общаго      ихъ    согласія,    и  даже     прямо    требовалъ       общности
                     довольство     (ео&археіа);    изъ    опредѣленія      добра,    какъ     лишенія,                             женъ,   a  слѣдовательно       и  общности      дѣтей;    но  по   крайней     м рѣ
                                                                                                                                                                                                                    ѣ
                     т.-е.  неимѣнія       потребностей,       онъ     вывела     требованіе,      чтобы                            и  въ  этомъ     отношеніи       онъ   все   же    имѣлъ     въ   виду     мудреца
                     мудрецъ     намѣренно      искала    полной    нищеты,      низкаго    обществен-                              какъ    идеалъ.
                     на™    положенія,     даже    страданій;     воздержность,       умѣренность      въ                              ^  Разрушая     семейство,     Діогенъ     совершенно      разрушала      и  се-
                     представляющихся         удовольствіяхъ       онъ   довела    до   то™, чтб      на-                          мейную,      т.-е.   частную      собственность.       Онъ часто        повторяла,
                     зывается     въ   этикѣ    ригоризмомъ,       т.-е.  требовалъ      отъ   мудреца                             что   боги   дали    человѣ ку    все,  чтобы    жить    счастливымъ,      и   дока-

                     такой    строгой    жизни,    чтобы    для   него    не  было    ничего     безраз-                           зывала,    что   мудрый     ни   въ   чемъ   не   можетъ     имѣть     недостатка:
                     лична™     въ   нравственномъ       отношеніи,      такъ    чтобы   всякій    шагъ                            „все   принадлежите        богамъ;    боги—друзья        мудраго;     у   друзей—
                     его  былъ    или добрый,       или    дурной.                                                                 все   общее;    слѣдовательно       все  принадлежите       мудрому".       Отсюда
                          Наконецъ       Діогенъ      пояснила      ближайшимъ        образомъ,      чтб                           Діогенъ     вывела      разрушеніе        частной     собственности,        говоря:

                    значитъ     жить    добродѣтелъно,       требуя,   чтобы    человѣкъ     жилъ    со-                           „если   мудрый     берете    что-либо     у  тѣ хъ,  кто    владѣетъ    чѣмъ-либо,
                    образно    съ природой       и  находя,    что  образецъ     такой   жизни     иред-                           то  онъ только      берете    назадъ    свое,  вступаете     во   влад ніе    тѣмъ,
                                                                                                                                                                                                           ѣ
                    ставляютъ      для   него   животныя,       слѣдовательно        между     прочима                             чтб   ему  принадлежите".         Слѣдовательно        по   праву    все   принад-
                    и   собаки.     Впрочемъ      такія   этическія     требованія      свои    Діогенъ                            лежите     собственно      мудрому,     хотя    бы   дрѵгіе    люди     и  владѣли
                    поставляла      еще съ      тою же      ц лью,      какъ   и   Антис енъ,      т.-е.                          тѣмъ     или другимъ       de   facto;   вотъ   почему    мудрый,      имѣя    право
                                                              ѣ
                                                                                          ѳ
                    съ  цѣлыо     достигнуть     независимости,      свободы     отъ   чувственности,                             на   всѣ   вещи,     можетъ     потребовать        отъ  другихъ     людей,      какъ
                    отъ   внѣшыяго,      но   свободы    абсолютной,      ибо   требованія,     постав-                           фактическихъ        влад льцевъ,       во  всякое     время     всего,   какъ   ему
                                                                                                                                                           ѣ
                    ляемыя     Антисѳеномъ,       показались      Діогену    еще     недостаточными                               (мудрецу)      принадлежащего,         какъ    его   собственности.
                    для   достиженія      такой    безусловной      свободы.                                                           Относительно        политики      Діогенъ     прямо    уже    возбраняла,      a

                         Такова    сущность      Діогенова     этическаго     ученія.   Какъ     Анти-                            не  только    не   сов товалъ,     какъ  Антисѳ енъ,     мудрому     вмѣшиваться
                                                                                                                                                         ѣ
                    с енъ    самъ   первый    старался    осуществлять       свое   ученіе    на   дѣлѣ                           въ   государственныя        дѣла,     ибо   онъ   отвергала      даже    и  всякую
                     ѳ
                    въ  своей     жизни,    такъ    и  Діогенъ      старался     строго     исполнять                             возможность       такого    государства       въ  дѣйствительности,         которое
                    свои   требованія;     но   такъ   какъ    они   были   крайностями,       то,   ко-                          было    бы   достойно     мудраго.     „Есть    одно   только    истинное      госу-
                   нечно,    Діогенъ     дошелъ      въ  своей    жизни     до   уродливыхъ       край-                           дарство    (говорилъ     Діогенъ),     достойное    того,   чтобы   мудрый     при-

                   ностей;     образъ    Сократа      съ  его   независимою,        свободною лич-                                нимала    участіе    въ его    правленіи:     это—міръ;      есть  одинъ     только
                   ностью,     бывшій     и  для   Діогена,     какъ    и  для   Антис ена,       идеа-                           правильный      образъ   правленія,     достойный      нашего     удивленія:    это
                                                                                         ѳ
                   ломъ    мудреца,     извратился     у   Діогена    въ каррикатуру,        такъ что                             —тотъ    образъ,    которьшъ     управляется     міръ".   Поэтому     когда   спра-
                   Платонъ      справедливо      назвала     Діогена     „сумасшедшимъ          Сокра-                           шивали      Діогена,    откуда    онъ?—онъ        отвѣчалъ:       „я   гражданина
                   томъ .                                                                                                        міра,    космополита".       При этомъ       подъ    міромъ     (xôop.oç)   Діогенъ
                         "
                        Относительно        экономики      Діогенъ     поступаете       съ   Антисѳ е-                           разумѣлъ      именно     вс хъ    людей    на   землѣ,   управляемыхъ         боже-
                                                                                                                                                            ѣ
                   новымъ     ученіемъ      такъ   же,    какъ   и   съ  его   этикою     въ   обшир-                            ствомъ     премудро,      слѣдовательно      достойнымъ      мудреца     образомъ.
                   номъ    смыслѣ,     т.-е.   доводите      его   до   крайности.       Онъ    совер-                                 Вообще     же   циническое       образцовое,     идеальное      государство

                   шенно     разрушаете      бракъ     и  вообще     семейство.      Такъ    онъ     по-                         есть   собственно      отрицаніе     всякаго     государства;      всѣ   люди,    по
                   здравляете     т хъ,   кто  рѣшился     не  жениться,     или  кто,   женившись,                              мнѣнію     циниковъ,       должны      жить   вм ст ,      какъ    одно   стадо;    а
                                   ѣ
                                                                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                                                                                                   ѣ
                   не  воспитывала      своихъ    дѣтей,   чтобы    оставаться      вполнѣ     незави-                           потому     ни   одинъ    народа     не   долженъ      отдѣляться     отъ    другого
   200   201   202   203   204   205   206   207   208   209   210