Page 204 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 204

дарства/  Антисоенъ  даже  прямо  указывалъ  главную  причину
 этого  упадка  А инскаго  государства,  нападая  на  самую  основу  есть  напряженный  трудъ,  и  только  та  радость  заслуживаетъ
 ѳ
 тогдашняго  аѳ инскаго  демократико  -  охлократическаго  образа  одобренія,  которая  есть  послѣдствіе  такого  труда.  Самая  же
                                                                              ѣ
 н
 правленія,  а  именно—на  всеобщую  подачу  голосовъ  и а  избра-  пріятная  радость  возникаетъ  изъ  благонам реннаго  презрѣ нія
                                                          свобода
                                                   какъ
                                            такъ
                                                                                 въ
                                                                                     возможно
                                                                                                   ббль-
                                                                    состоите
 ніе  вс хъ  по жребію  въ государственный  должности.  В ъ  этомъ  удовольствій.  Но  потребностей,  то  и  трудъ  состоите  также  въ
 ѣ
                    шемъ
                             отсутствіи
 смыслѣ  разъ  серьезно  совѣтовалъ  онъ  аѳ инянамъ  издать  такой
 законъ,  что  ослы—не  ослы,  а  лошади.  Когда  ему  замѣтили,  тѣлесномъ  и  духовномъ  упражненіи,  имѣющемъ  цѣ лыо  освобо-
 что  онъ  говорите  нелѣпость,  то  онъ  объяснилъ  свои  слова  та-  диться  сколько  возможно  болѣе  отъ  жизненныхъ  потребностей.
 кимъ  образомъ:  „в дь  выбираете  же  вы  себѣ  въ  полководцы  И  такъ  какъ  эти многоразличным  потребности  и  удовольствія
 ѣ
 людей,  которые  ничего  не  смыслятъ,  и  все  право  которыхъ  возникли  вмѣстѣ  съ культурою,  то  у  нихъ  выступаете  противо-
                                                           и натурой,
                                             культурой
                                    между
 быть  полководцами  основывается  на  одномъ  избраніи".  положность нихъ  какъ  нѣчто  свойственное въ силу  которой  доброе
                                                                           челов ку,
                                                                                         а
                                                                                             дурное—
                    является
                                у
                                                                                  ѣ
 Софистическая  противоположность  между  природой  (србац)  какъ  н что  чуждое  ему.  Поэтому  мудрецъ  будетъ  возвышаться
                             ѣ
 и  ЗіШЪномъ  (V6[AOC) ,  говоритъ  Виндельбандъ  (Windélbancl,  надъ  нравами  образованна™  міра,  тѣмъ  болѣе,  что  этотъ  міръ
 u
 „Geschichte  der  alten  Philosophie",  Nördlingen,  1888),  „де-  етѣ сняетъ  его  внутреннюю  независимость. Йо  такъ  какъ  добро-
                                                                           (
 лается  принципомъ  у  циниковъ;  все,  опредѣляемое  людскими  дѣтель  есть  жизнь,  завоеванная  человѣкомъ  помощью  труда
                                                              себѣ
 положительными  законами,  считается  неестественнымъ  и  частью  и  усилій,  жизнь  возможно  свободная  отъ  потребностей,  то  само
 излишнимъ,  частью  гибельнымъ,  и  среди  полноты  и  красоты  собою  разум ется,  что  добродѣтель  достаточна  для  эвдемоніи
                                     ѣ
 греческой  цивилизаціи  циники  проповѣдуютъ  возвращеиіе  къ  (счастья),  и  что  верховное  благо  есть  добродѣтельная  жизнь".
 естественному  состоянію,  которое,  вм стѣ  съ устраненіемъ  опас-  Заключимъ  все  наше  разсматриваніе  Антис енова  философ-
 ѣ
                                                                                  ѳ
 "
 ностей  культуры,  лишилось  также  вс хъ  ея  благодѣяній .   скаго  ученія  представленіемъ  того,  какъ  оно  извратилось  у его
 ѣ
 „По  ученію  циниковъ",  говоритъ  Тило  {Thilo,  „Kurze  послѣдователей.
 pragmatische  Geschichte  der  Philosophie",  erster  Theil.  Cö-  Уже  Діогенъ  Синопскій  (родомъ  изъ  г.  Синопа  въ  Понтѣ ,
 then,  1876),((нравственная  свобода  заключается  не  въ  согласіи  на  берегу  Чернаго  моря,  прожившій  около  9 0  л тъ),  выдаю-
                                                                                      ѣ
 пожеланія  и  воли  съ разумнымъ  пониманіемъ,  но  она  есть  не-  щійся  непосредственный  ученикъ  Антисоена,  отчасти  извра-
 зависимость  отъ  разнообразныхъ  потребностей  роскошной  и  го-  тилъ  ученіе  и  образъ  жизни  своего  учителя,  такъ  что  съ  него
 няющейся  за  наслажденіями  жизни.  Но  это  не  есть  зависи-  уже  цинизмъ  получаете  значеніе  не  столько  особаго  философ-
 мость  воли  отъ  нравственныхъ  идей,  которая,  въ  силу  созна-  скаго  ученія,  сколько  особаго  образа  жизни.  Но  въ  особен-
 тельна™  согласія  воли  съ  ними,  становится  свободою,  а это   ности  вдались  во  всѣ  крайности  въ  томъ  и  другомъ  отно-
 есть  только  внутренняя  необузданность  воли,  надъ  которой  не  шеніи  неоциники  (новоциники),  рядъ  которыхъ  продолжается
 господствуютъ  сильныя  пожеланія,  и  которая,  вслѣ дствіе  та-  до Ѵ -го столѣтія  по  Р .  X .
 кого  господства  надъ  нею,  чувствовала  бы  себя  какъ  бы те-  Діогенъ  отвергъ  уже всякое  знаніе,  а  именно:  и  познанія
 ряющеюся  во  вн шнихъ  обстоятельствахъ.  Поэтому  циники  или  искусства,  бывшія  у  грековъ  общеобразовательными,—гим-
 ѣ
 могли  пойти  такъ  далеко,  что  полагали  нравственную  свободу  настику  и  музыку,—и  всѣ  спеціальныя  познанія  или  собственно
 въ  независимости  отъ  нравовъ  цивилизованна™  міра.  Но  такая-  науки,  каковы:  математика,  астрономія  и  проч.  Вмѣ стѣ  съ  тѣмъ

 то  свобода  и  есть  для  нихъ  верховное  благо.  Въ  этомъ  нахо-  онъ  отвергъ  и  всю  діалектику,  какъ  теорію  познаванія,  и фи-
 дятъ  свое  объясненіе  ихъ  воззрѣнія,  переданный  намъ.  В ъ  зику,  признавъ  ихъ  вовсе  безполезными  для  доброй  д ятель-
                                                                                             ѣ
 глазахъ  циниковъ  уже  и  наслажденіе  удовольствіемъ  есть  само  ности  мудраго,  и  потому  остановился  только  на этикѣ.  Но  онъ
 по  себѣ  н что  дурное.  Поэтому,  въ  ихъ же  глазахъ}  доброе  довелъ  Антис еновъ  этическій  принципъ  до  крайности.
 ѣ
                                   ѳ
   199   200   201   202   203   204   205   206   207   208   209