Page 201 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 201

крѣпкимъ,       твердымъ,      а   не    союзъ     естественный,       природный.
                     О   бракѣ    Антисѳ енъ      говоритъ     лишь    какъ    о  плотскомъ       союзѣ:                               него   более    святы,    нежели     все   писанные      законы".      И   это   со-
                     „мудрый      женится,     чтобы     имѣть     д тей".     Но    онъ   возвышаете                                  вершенно      последовательно:        истиннымъ       нравственнымъ        союзомъ
                                                                     ѣ
                     этотъ   союзъ     для   добродѣтельнаго         мудреца     въ   союзъ     дружбы,                                между     людьми     призналъ      онъ   дружбу     между      добродетельными
                     союзъ    нравственный,       и  потому     прибавляете:       „мудрый      женится                                мудрецами,       следовательно       союзъ,     основанный       на    нравствен-
                     на   наилучше      образованной      д вушкѣ     (т.-е.  добродѣтельной,       муд-                               ности,   руководящійся        нравственнымъ        закономъ.      Поскольку      го-
                                                            ѣ
                     рой);    онъ    будетъ     и   любить      ее,  ибо   только    мудрый      знаетъ,                               сударство     не   есть   такой    нравственный         союзъ,    поскольку      его
                                                                                                                                                                       не
                     что  слѣдуетъ      любить".                                                                                       положительные        законы    есть  согласуются       съ  нравственными         за-
                                                                                                                                                                                     для
                                                                                                                                                                                          добродетельна™
                                                                                                                                                                                                                мудреца;
                                                                                                                                                                            союзъ
                                                                                                                                       конами,
                                                                                                                                                  государство
                                                                                                                                                                  не
                          Но    Антис евъ       отговаривала        отъ    женитьбы       вс хъ,      кто                             законы     такого    государства     недостойны     его  уваженія      и  необяза-
                                        ѳ
                                                                                             ѣ
                    спрашивала        о  томъ    его  совѣ та.   Онъ     поставляла      имъ    следую-                               тельны      для    него.    Поэтому-то      независимость       добродетельна™
                    щую     дилемму:      „если    ты    женишься        на   красивой,     то   будешь                               мудреца     отъ  такого    государства     и  отъ  его  законовъ,     какъ   истин-
                    наслаждаться        ею    сообща      съ    другими;     а  если    женишься       на                             ную   свободу,    Антис енъ       противополагаете        мнимой     свободе,    ко-
                                                                                                                                                                ѳ
                    безобразной,      то   будешь     только    досадовать".       Это   не   противо-                                торою    гордился    аѳинскій    гражданина,       и   которая     именно     и  со-
                    речите     однако     вышесказанному         его   возведенію     брака   въ   нрав-                              стояла    въ   свободной      его   деятельности      въ   сфере    такого     госу-
                    ственный      союзъ:    Антис енъ        смотрите      на  бракъ     добродетель-                                 дарства,    которое    не   есть  нравственный       союзъ,    и   въ  подчинены
                                                    ѳ
                    наго   мудреца      какъ   на   союзъ    нравственный,        и  высоко     ставите                               законамъ     такого    государства,     хотя   сами   граждане      и  участвуютъ
                    женщину        въ   такомъ      союзе;     но   о  браке     какъ    о  плотскомъ                                 въ  ихъ  составлены,       и  въ   этомъ   видятъ    свою    истинную      свободу.
                    союзе     онъ    не    можетъ      не  относиться      иначе,    а  потому     жен-
                    щину     въ  такомъ     союзѣ     онъ   ставите     низко.                                                             Освобождая       добродетельна™        мудреца      отъ   всякихъ     узъ   та-
                         Смотря      на    бракъ     какъ     на    плотской     союзъ,    Антис енъ                                  кого   государства      и  такихъ     законовъ,     которые     не   соответство-
                                                                                                   ѳ
                                                                                                                                                            ѳ
                    если   и  порицала      прелюбодЬяніе,        т.-е.  нарушеніе       супружеской                                 вали    ему,   Антис енъ       не  возбуждала      въ   своихъ    ученикахъ      же-
                   верности,       то   лишь    потому,     что   оно   подвергаете       прелюбодея                                 ланія    принимать      деятельное     участіе    въ  делахъ    такого     государ-
                   разнымъ       опасностямъ.        Смотря      на   бракъ      съ   той   же    точки                              ства.   Напротивъ,       когда   его  спросили:     насколько      следуете     при-
                                                                                                                                                участіе
                                                                                                                                                                                                —
                                                                                                                                                           въ
                                                                                                                                                                                     делахъ?
                                                                                                                                                               общественныхъ
                                                                                                                                                                                                           ѳ
                   зр нія,    онъ    прямо    дозволяла     временныя       связи    съ   женщинами                                  нимать   „настолько,     насколько      мы   приближаемся      Антис енъ       отве-
                      ѣ
                                                                                                                                                                                                      къ
                                                                                                                                     чала:
                                                                                                                                                                                                          огню,—если
                   вне     брака,     если    оне    извиняются       обоюдною       склонностью       и
                   оправдываются         взаимнымъ      согласіемъ      мужчины      и  женщины       на                             вы   будете    слишкомъ      далеко    отъ   огня,   то   почувствуете      холода,
                                                                                                                                                                      то
                                                                                                                                                            близко,
                                                                                                                                              слишкомъ
                                                                                                                                       если
                                                                                                                                     a
                   такую     связь,    ибо    стоите     только    унизить     бракъ    до   воззренія                               какъ   пороки     и  безпорядки      обожжетесь".       Она   часто   показывалъ,
                                                                                                                                                                          въ
                                                                                                                                                                              государстве
                                                                                                                                                                                               (именно
                                                                                                                                                                                                           А инскомъ)
                   на    него    какъ     на    плотское      соединеніе      съ   целью     рожденія                                                                                                        ѳ
                   детей,     и   уже    не    будетъ    основанія     не   допускать      такого    же                              дЬлаютъ     государство     мало-достойнымъ         того,   чтобы   добродетель-
                                                                                                                                                                        полное,
                                                                                                                                                                                                         добровольное
                                                                                                                                                                                  невынужденное,
                   соединенія      и  вне   брака.                                                                                   ный    мудрецъ     принимала    При    этомъ,   намекая     на   истинную      при-
                                                                                                                                                    его
                                                                                                                                                         делахъ.
                                                                                                                                     участіе
                                                                                                                                               въ
                        Политика.         И   въ   политике,      согласно     общимъ       основамъ                                 чину   видимаго      упадка     А инскаго       государства,      онъ   говорилъ:
                                                                                                                                                                       ѳ
                   своей   этики,    Антис енъ      освобождаетъ       добродетельна™         мудреца                                „те   государства      уже   ногибшія,     где   нельзя    отличать    злыхъ    отъ
                                             ѳ
                   отъ   всякаго    подчиненія      государственнымъ          законамъ      и  учреж-                               добрыхъ,      ибо  государство      не   можетъ    существовать       безъ   добро-
                   деніямъ,    даже    отъ   всякаго     къ  нимъ     уваженія,     признавая      вер-                             детели".     Другими      словами,     такое   государство      не  можетъ     быть
                   ховнымъ      авторитетомъ        надъ    государствомъ       нравственный        за-                             нравственнымъ       союзомъ:     сущность     государства    есть   добро,   следо-
                   кона.    „Мудрый      (говоритъ     онъ)   правите    государствомъ       по   пра-                              вательно     оно  должно      осуществлять      добро;    если  же   оно   не   осу-
                   виламъ     добродетели,      а  не    по   писаннымъ       законамъ.       Обязан-                               ществляете       его,   то  и   не  можетъ      существовать.       Такую      идею
                   ности,   налагаемый       на  мудраго     добродетелью,       должны     быть   для                              добра    поставила     Платонъ      въ  основу     своего    образцоваго      госу-
                                                                                                                                                                                                              13*
   196   197   198   199   200   201   202   203   204   205   206