Page 202 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 202

крѣпкимъ,  твердымъ,  а  не  союзъ  естественный,  природный.
 О  бракѣ  Антисѳ енъ  говоритъ  лишь  какъ  о  плотскомъ  союзѣ:  него  более  святы,  нежели  все  писанные  законы".  И  это  со-
 „мудрый  женится,  чтобы  имѣть  д тей".  Но  онъ  возвышаете  вершенно  последовательно:  истиннымъ  нравственнымъ  союзомъ
 ѣ
 этотъ  союзъ  для  добродѣтельнаго  мудреца  въ  союзъ  дружбы,  между  людьми  призналъ  онъ  дружбу  между  добродетельными
 союзъ  нравственный,  и  потому  прибавляете:  „мудрый  женится  мудрецами,  следовательно  союзъ,  основанный  на  нравствен-
 на  наилучше  образованной  д вушкѣ  (т.-е.  добродѣтельной,  муд-  ности,  руководящійся  нравственнымъ  закономъ.  Поскольку  го-
 ѣ
 рой);  онъ  будетъ  и  любить  ее,  ибо  только  мудрый  знаетъ,  сударство  не  есть  такой  нравственный  союзъ,  поскольку  его
                                                    не
 что  слѣдуетъ  любить".  положительные  законы   есть  согласуются       съ   нравственными        за-
                              государство
                                                                                            мудреца;
                                                                      добродетельна™
                                                                 для
                                                         союзъ
                                              не
                   конами,
 Но  Антис евъ  отговаривала  отъ  женитьбы  всѣ хъ,  кто  законы  такого  государства  недостойны  его  уваженія  и  необяза-
 ѳ
 спрашивала  о  томъ  его  сов та.  Онъ  поставляла  имъ  следую-  тельны  для  него.  Поэтому-то  независимость  добродетельна™
 ѣ
 щую  дилемму:  „если  ты  женишься  на  красивой,  то  будешь  мудреца  отъ  такого  государства  и  отъ  его  законовъ,  какъ  истин-
 наслаждаться  ею  сообща  съ  другими;  а  если  женишься  на  ную  свободу,  Антисѳ енъ  противополагаете  мнимой  свободе,  ко-
 безобразной,  то  будешь  только  досадовать".  Это  не  противо-  торою  гордился  аѳинскій  гражданина,  и  которая  именно  и  со-
 речите  однако  вышесказанному  его  возведенію  брака  въ  нрав-  стояла  въ  свободной  его  деятельности  въ  сфере  такого  госу-
 ственный  союзъ:  Антисѳ енъ  смотрите  на  бракъ  добродетель-  дарства,  которое  не  есть  нравственный  союзъ,  и  въ  подчинены
 наго  мудреца  какъ  на  союзъ  нравственный,  и  высоко  ставите  законамъ  такого  государства,  хотя  сами  граждане  и  участвуютъ
 женщину  въ  такомъ  союзе;  но  о  браке  какъ  о  плотскомъ  въ  ихъ  составлены,  и  въ  этомъ  видятъ  свою  истинную  свободу.

 союзе  онъ  не  можетъ  не  относиться  иначе,  а  потому  жен-
 щину  въ  такомъ  союзѣ  онъ  ставите  низко.  Освобождая  добродетельна™  мудреца  отъ  всякихъ  узъ  та-
 Смотря  на  бракъ  какъ  на  плотской  союзъ,  Антис енъ  кого  государства  и  такихъ  законовъ,  которые  не  соответство-
 ѳ
                                        ѳ
 если  и  порицала  прелюбодЬяніе,  т.-е.  нарушеніе  супружеской  вали  ему,  Антис енъ  не  возбуждала  въ  своихъ  ученикахъ  же-
 верности,  то  лишь  потому,  что  оно  подвергаете  прелюбодея  ланія  принимать  деятельное  участіе  въ  делахъ  такого  государ-
 разнымъ  опасностямъ.  Смотря  на  бракъ  съ  той  же  точки  ства.  Напротивъ,  когда  его  спросили:  насколько  следуете  при-
                                            общественныхъ
                                                                 делахъ?
                                                                            —
                                       въ
                            участіе
 зр нія,  онъ  прямо  дозволяла  временныя  связи  съ  женщинами  нимать „настолько,  насколько  мы  приближаемся Антисѳ енъ  отве-
 ѣ
                  чала:
                                                                                  къ
                                                                                       огню,—если
 вне  брака,  если  оне  извиняются  обоюдною  склонностью  и
 оправдываются  взаимнымъ  согласіемъ  мужчины  и  женщины  на  вы  будете  слишкомъ  далеко  отъ  огня,  то  почувствуете  холода,
 такую  связь,  ибо  стоите  только  унизить  бракъ  до  воззренія  a  если  слишкомъ  близко,  то  обожжетесь".  Она  часто  показывалъ,
                                                                                         ѳ
 на  него  какъ  на  плотское  соединеніе  съ  целью  рожденія  какъ  пороки  и  безпорядки  въ  государстве  (именно  А инскомъ)
 детей,  и  уже  не  будетъ  основанія  не  допускать  такого  же  дЬлаютъ  государство  мало-достойнымъ  того,  чтобы  добродетель-
                                                    полное,
                                                                                     добровольное
                                                               невынужденное,
 соединенія  и  вне  брака.  ный  мудрецъ  принимала При  этомъ,  намекая     на  истинную      при-
                            въ
                 участіе
                                     делахъ.
                                его
 Политика.  И  въ  политике,  согласно  общимъ  основамъ  чину  видимаго  упадка  А инскаго  государства,  онъ  говорилъ:
                                                   ѳ
 своей  этики,  Антис енъ  освобождаетъ  добродетельна™  мудреца  „те  государства  уже  ногибшія,  где  нельзя  отличать  злыхъ  отъ
 ѳ
 отъ  всякаго  подчиненія  государственнымъ  законамъ  и  учреж-  добрыхъ,  ибо  государство  не  можетъ  существовать  безъ  добро-
 деніямъ,  даже  отъ  всякаго  къ  нимъ  уваженія,  признавая  вер-  детели".  Другими  словами,  такое  государство  не  можетъ  быть
 ховнымъ  авторитетомъ  надъ  государствомъ  нравственный  за-  нравственнымъ  союзомъ:  сущность  государства  есть  добро,  следо-
 кона.  „Мудрый  (говоритъ  онъ)  правите  государствомъ  по  пра-  вательно  оно  должно  осуществлять  добро;  если  же  оно  не  осу-
 виламъ  добродетели,  а  не  по  писаннымъ  законамъ.  Обязан-  ществляете  его,  то  и  не  можетъ  существовать.  Такую  идею
 ности,  налагаемый  на  мудраго  добродетелью,  должны  быть  для  добра  поставила  Платонъ  въ  основу  своего  образцоваго  госу-


                                                                                           13*
   197   198   199   200   201   202   203   204   205   206   207