Page 207 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 207

особенными       законами      и  учрежденіями;       для   своей   полной     неза-
                      висимости      они   должны      жить,    ограничиваясь       самыми     крайними                               самодовлѣнія      человѣка-индивида,          ибо   такое    самодовлѣніе       есть
                      поіребностями,        жить    безъ    брака    и   безъ   собственныхъ       дѣтей                              своего    рода    исключительный,          противообщественный            эгоизмъ,
                      вообще     безъ   семейства     и  безъ    государства.      Къ   такой-то     про-                             какъ   эгоизмъ     отрицательный,         въ  противоположность          исключи-

                      стой    сообразнаго     съ  природою,      естественна™       состоянія    должны                              тельному      же,   но   положительному        эгоизму,     заключавшемуся         въ
                                                                                                                                                       добра
                                                                                                                                     опредѣленіи
                      возвратиться      люди;    а  если   люди     къ   этому    не   возвратятся      то                           деніи    (^воѵ ^).         кирениковъ,      поставлявшихъ        его   въ  наслаж-
                     мудрецъ      среди    нихъ    долженъ      жить    въ  общеніи     только     съ'са-
                     мимъ     собою,    какъ    самодовлѣющій,        абсолютно       самообладающій                                       Вообще     въ  ученіи   циниковъ     мы   встрѣчаемъ      очевидное     само-
                     И   свободный.                                                                    А                             противорѣчіе       въ  томъ,    что    съ   одной     стороны     они    возстаютъ

                          Требуя    для    мудреца    абсолютнаго       отреченія     отъ   государства                              противъ     удовольствія,     наслажденія,       а  съ   другой   стороны      осво-
                                                                                                                                                          ѣ
                     съ  цѣ лью    достиженія      абсолютной       свободы,     Діогенъ    не   прида-                              бождаютъ      челов ка     отъ   всякихъ     общественныхъ        узъ   и   обязан-
                     вал!   никакого      значенія    тому,     чтб   такъ   высоко     цѣнили     греки                             ностей,     дозволяя     ему    наслаждаться        своимъ     собственнымъ        я,
                     —   гражданской        и  политической        свободѣ,     доведя    и  въ    этомъ                             своимъ     надменнымъ       эгоизмомъ.
                     отношенш       до  крайности       Антисѳеново       презрѣніе      къ   граждан-                                    Замѣтимъ,      что   и  въ   послѣдующее         время,    именно     во   вре-

                    ской    полноправности        и   къ  благородству      по  рожденію;      ибо  Діо-                             мена   первыхъ      римскихъ      императоровъ,      встр чаются       еще,    какъ
                                                                                                                                                                                                ѣ
                    генъ   считалъ    безразличным!        для   мудраго     даже   личную      свободу                             послѣдніе     остатки     цинической      школы,     н которые      циники;     такъ
                                                                                                                                                                                           ѣ
                    челов ка     и   противное     ей   рабство,    говоря,     что   мудрецъ,     даже                             напримѣръ,        упоминается        о  другѣ    стоика      Сенеки,      Димитріи
                           ѣ
                    будучи     въ   рабств ,     есть    собственно      естественный       господинъ                               (Деметріусѣ),      который      въ  цоловинѣ      перваго    столѣтія    по   P.   X.
                                            ѣ
                    своего    мнимаго     господина;      ибо   мудрому      такъ    же   невозможно                                принялъ     имя    и  образъ   жизни    древняго    циника,     и  о   Демонакс ,
                                                                                                                                                                                                                       ѣ
                    быть   рабомъ,      какъ     немудрому      —   свободными        Поэтому      и  на                            жившемъ       въ  началѣ     ІІ-го  столѣтія,    во   времена     извѣстнаго      са-
                    самомъ    дѣ лѣ  Діогенъ,     бывши    самъ    нѣкоторое     время    въ  рабствѣ                               тирика    Луціана,      какъ    о  такомъ    циникѣ,     который,      будучи    да-

                    ооращался      съ   своимъ    господиномъ       не   иначе,    какъ   повелитель-                               лекъ   отъ  односторонностей         прочихъ     циниковъ,      со  стремленіемъ
                   нымъ     тономъ.                                                                                                 къ  жизни,    сообразной      съ  природой      и  разумомъ,      соединялъ      Со-

                         Посл дующіе        циники,     представителями       которыхъ      были    Ме-                             кратову    кротость     и  любовь     къ   истинѣ.
                               ѣ
                   недемъ,     Менишіъ       и  непосредственные         ученики     Діогена—Кра-                                        Вообще       что  касается     цинической       философской       школы      въ
                   тесъ    Ѳивскій    и   Стильпонъ      Мегарскій,      довели    до   крайности      и                            ея  неизвращенномъ          еще     до    крайности      видѣ,    то   она   вошла
                   то  неуваженіе,       которое     Антисоенъ       питалъ    къ   теоретическимъ                                  впослѣдствіи      въ  составъ    стоической      философской       школы,     осно-
                   изслѣдованіямъ;       такъ    что   они   презирали      вообще     всѣ   теорети-                              вателемъ      которой     былъ     циникъ     Зенонъ,      родомъ      съ   острова

                   чески    познанія.      Съ    другой    стороны      до  такой     же   крайности                               Кипра,     непосредственный          ученикъ      циника     Кратеса Ѳ ивскаго,
                   довели     они   и  Антис еново        начало    —   самодовлѣніе,       неимѣніе                               непосредственна™           ученика      Діогена     Синопскаго,       о   которомъ
                                               ѳ
                  потребностей,        равнодушіе       ко    всему    внѣ шнему,       пренебрегая                                мы   сказали,     что   онъ   былъ    непосредственнымъ          ученикомъ      Ан-
                  всѣми     оощественными        обычаями      и   нравами,     всѣми    приличіями                                тисѳена.     Можно      сказать,   что   уже    въ  ученіи    основателя      цини-
                                                                                                                                                                ѳ
                  до   того,   что  они    отправляли     публично     всѣ  естественный      потреб-                              ческой    школы,     Антис ена,       именно     въ  гордомъ     презрѣніи      удо-
                  ности;   тогда-то    въ  особенности      и   стали   называть    ихъ   циниками                                 вольствій,    наслажденій,       въ  борьбѣ    противъ     нашихъ      вожделѣній
                                                                                                                                                               противъ
                                                                                                                                                                                    чувственной
                                                                                                                                                    вообще
                                                                                                                                                                           нашей
                                                                                                                                                                                                     природы,
                                                                                                                                   и
                                                                                                                                                                                                                   уже
                                                                                                                                      страстей,
                  отчего    и  произошли      нын шиія      выраженія:      циникъ,     циническій                                 заключается      ядро    всего    стоицизма)
                                                   ѣ
                  безстыдный.                                                                          '
                                                                                                                                                                                                        съ
                                                                                                                                                                                                             положи-
                                                                                                                                        Разсматривая
                                                                                                                                                                            философское
                                                                                                                                                           циническое
                                                                                                                                                                                              ученіе
                       Всѣ    вышеизложенные          результаты     были    неизбѣжными        выво-                              тельной    точки    зрѣнія,     мы   находимъ      въ   немъ    особенно      зам -
                  дами    изъ  постановленнаго          циниками      онредѣленія      добра,    какъ                              чательнымъ      слѣдующее:                                                        ѣ
   202   203   204   205   206   207   208   209   210   211   212