Page 211 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 211

ныхъ    предметовъ       и  наслажденій;       ибо   кто"привязанъ       къ  богат-                            комъ    большая     важность       именно     тому,    отъ   чего   они   же    сами
                      ствам!,    къ   удовольствіямъ,       для  сознанія   того   сущее—это       вн ш-                             отрекаются".
                                                                                                      ѣ
                      ше   единичные       предметы,     какъ    н что    реальное,      следовательно                                     „Если    я  къ   чему-либо      действительно      равнодушен!,       то  мнѣ
                                                                   ѣ

                                                                                                                                                                                                   не
                                                                                                                                                                                                                      на-
                                                                                                                                                                                                        придавая,
                                                                                                                                                                      къ
                                                                                                                                                     равнодушно
                                                                                                                                                                                   относиться,
                     в н шняго«      МЫШЛеШ       Т 0 Г °  Ч е Л 0 Б Ѣ  К а  Н е  С В 0 б 0 Д І Ю ''  а  з а в и с ™ °               и  следуетъ   никакой     важности    нему   или   другой     одежд*,     какъ   это
                       С
                          ѣ
                                                                                                                                     пример!,
                                                                                                                                                                            той
                          Въ    самомъ      д л ,    моментъ      такой    независимости,        свободы                             д*лали    циники,     носившіе      верхнюю       одежду     безъ   нижней,      во-
                                                ѣ
                                             ѣ
                     сознашя,      мышленія      есть  моментъ     существенный,       но  только    какъ                            преки    тогдашнему       обычаю.     Подобнаго      рода   предметы    не   стоять
                     моментъ,     на   которомъ      не   слѣдуетъ     останавливаться,         полагая                             того,   чтобы     умъ   нашъ     занимался       ими:    одежда      определяется
                     будто    въ  немъ-то     и   есть   вся  истина.                                     '
                          „Циники       же   (продолжает!       Гегель)    фиксировали       этотъ    мо-                           вообще      требованіемъ        климата,    а   зат*мъ     случаемъ,     модою,     а
                     ментъ,    вмѣсто    того   чтобы    сдѣлать     его   текучимъ,     полагая     сво-                           вовсе    не   разумомъ.     Не   мое    д*ло   выдумывать      что-либо    въ  этомъ
                     боду   сознашя      въ  действительном!        отреченіи      отъ  всего    излиш-                             отношеніи:      слава    Богу,   выдумали      за  меня    уже    другіе.   Покрои
                    няго     Они    поняли     свободу    лишь    какъ    абстрактную,      неподвиж-                               моего    платья    уже    опред*ленъ;      ми*    остается    предоставить       это
                    ную     самостоятельность          сознанія,     не   предающагося         удоволь-                             мн*нію     другихъ;     портной      сошьетъ     уже   мн*    платье    какъ    сле-
                    с т в и ю   и  не   занимающагося          никакими       жизненными        шітене-                             дуетъ.     Главное,     это—равнодушіе          къ   мод*.    Зависимость        отъ
                    сами    .                                                                        1                              моды,    вообще     отъ   обычая     все-таки    лучше,    нежели     зависимость
                                                                                                                                    отъ   природы     (потому     что   мода    есть    все-таки     д*ло   свободной
                          „Напротивъ,       истинная    свобода     не   состоитъ    въ   томъ    чтобы
                    бѣжать     удовольствій,     чтобы    не   иметь    никакихъ      интересов!      но                            воли,   а  все   природное      есть   сл*дствіе    вн*шней      необходимости

                    въ  томъ,     чтобы     сознаніе,     будучи     со  всѣ хъ    сторонъ     опутано                              а  не   свободы)".
                    всеми    возможными        реальностями,        возвысилось      бы   надъ    ними                                   „ІІритомъ      къ   тому,   чтб   называется      образованностью,        при-
                    было   отъ   нихъ     независимо".                                                  '                           надлежит!      осуществленіе       ея  въ   возможно     бблыпемъ      разнообра-
                         „Свобода,      въ  которой     циники     полагали     предназначеніе       че-                           зш    потребностей      и  способовъ     къ  ихъ   удовлетворен^,         такъ   что
                   ловека,     есть   свобода    отрицательная          свойства,    а  именно-     они                            это   есть   результат!     приложенія      разума.    Съ    моральной     стороны

                   полагали     свободу     только    въ   лишеніяхъ.        Уменьшить       до  край-                             можно      проповедовать        противъ      роскоши,      противъ      множества
                   ности    свои   потребности-это          только    абстрактная     свобода     Кон-                             потребностей;       но  въ   государств*      должны     свободно     развиваться
                   кретная     же   свобода    состоитъ     въ   томъ,   чтобы   хотя   и  относиться                              вс*   способности,      вс*   иаправленія,      сколь   возможно     шире,   и  вся-
                   равнодушно        къ    потребностям!,       но   не   избегать     ихъ,   а   оста-                            кій   индивидъ     долженъ      им*ть    возможность       по  своей    вол*   при-
                   ваться    свободнымъ      въ   наслаждеяіяхъ       и  пребывать    въ  нравствен-                               нимать    въ   томъ    участіе.   Главное     при    этомъ—придавать          всему
                   ности,   принимая       участіе   въ   жизни    другихъ     людей.    Напротивъ                                 не  бол*е    значенія,      какъ    сколько    того    требуетъ     самый     пред-
                  абстрактною        свободою     уничтожается       нравственность:        индивидъ                               мет!   или    вообще     не  придавать      значенія     ни   тому,   чтобы     вла-

                  входить     внутрь     своей    субъективности        (становится      эгоистомъ)                                деть   вещью,     ни   тому,   чтобы     не  влад*ть     ею".
                  следовательно       она   есть   моментъ      безнравственности".                                                     „Вообще      независимость,        которою      хвалились     циники,     есть

                        „Повидимому         весьма    верно,     что   потребности       ставятъ    въ                            не   что   иное   какъ    зависимость      особаго    рода.    Отказываться      отъ
                  зависимость      отъ   природы      свободу    духа,    и  что   эту  зависимость                               дѣятельной      жизни    —    значить    отказываться       отъ   той   сферы,    въ
                  слѣдуетъ    доводить     до   minimum.     Но   уже   этотъ  minimum      является                              которой     пребываетъ       элемента      положительной        свободы,     духов-
                                                                                                                                  ности
                                                                                                                                           .
                                                                                                                                                                                                                J
                  чѣмъ-то     неопределенным!;         зат*мъ     придавать      такую     важность
                  лишешямъ,       неим*нію      потребностей,       значить    ставить   себя   опять                                  Приведем!       зд*сь   же    весьма   интересное      и  оригинальное       за-
                  въ  зависимость      отъ   вн*шняго;      ибо    циниками      придается     слиш-                              мъчаніе     о  циникахъ      Б,   П.   Ярогиа    изъ   его   сочиненія:       Исто-
                                                                                                                                  рш   идеи    естественнаго      права"     (С.-Петербург!        1881    г.)".
   206   207   208   209   210   211   212   213   214   215   216