Page 214 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 214
„Въ авангардѣ новаго направленія греческой философской
ѣ
мысли (говоритъ г. Ярошъ) выступили циники. Это отнюдь не ской философіи, жившій въ І-мъ в кѣ по P. X . ) подобенъ по-
ѣ
адепты какой-нибудь строго-философской системы. Ихъ дѣло сланнику Юпитера, пришедшему наблюдать д ла людскія. Съ
состояло въ рѣшительномъ, практическомъ протестѣ противъ поднятой рукой, какъ трагическій акгеръ, онъ взываетъ къ
по истинѣ
ихъ
онъ
о
добродѣтеляхъ,
порокахъ;
искусственно-осложнившаяся строя современныхъ челов ческихъ людямъ о ихъ врача челов чества". Сами циники настойчиво
ѣ
наставника
и
ѣ
отношеній. Дыша атмосферой, зараженной духомъ всевозмож- и справедливо называли своимъ патрономъ Геркулеса;
вполнѣ
ныхъ суетныхъ вожделѣній, циники являли собою примѣръ су- они дѣйствительно трудились надъ тяжкимъ дѣломъ очистки
роваго ограниченія челов ческихъ потребностей. Рядомъ съ авгіевыхъ стойлъ общественной греческой жизни. Крайность ихъ
ѣ
пышнымъ дворцомъ циникъ (Діогенъ) помѣщалъ свою бочку пріемовъ, какъ и всякая крайность, вызвана предшествовавшей
и поселялся въ ней, дерзко издѣваясь надъ тревогами и му- противоположною крайностью. Прогрессивный ходъ человѣ че-
ченіями, обуревавшими сердце его богатаго сосѣ да. Среди лю- скихъ судебъ обыкновенно направляется по діагонали парал-
дей, одѣтыхъ въ пурпуръ, рѣзкимъ пятномъ выдѣлялось ру- лелограма противоположныхъ общестзенныхъ сила".
бище циника; его безцеремонное слово и откровенный жестъ
являлись рѣжущимъ дисеонансомъ въ строѣ искусственныхъ „Циническій протеста подготовила дальнѣйшіс шаги фило-
пріемовъ и обычаевъ общественной жизни. Всюду и всегда, софы по пути измѣненій и улучшеній понятій древности,—
словомъ и дѣломъ, циники выступали фанатическими проповѣд- шаги, совершонные подъ знаменемъ Эпикура и Зенона".
никами попранной „естественности". Нельзя отрицать того, Все свое изложеніе ученія цинической школы заключаете
что ихъ проповѣдь переходила разумные предѣлы, что ихъ Целлеръ {Zeller, „Die Philosophie der Griechen", zweiter Theil,
протеста иерѣдко становился дерзостью и оскорбленіемъ. Tö, erste Abt., 1 8 8 9 ) слѣдующими мѣткими словами, которыми
обозначается
что они считали естественностью, являлось часто лишь гор- вмѣстѣ съ тѣмъ отъ циниковъ логическій и историко-генетиче-
скы
киреникамъ:
перехода
„циническая
къ
дымъ аскетизмомъ; преслѣдуя искусственно нагроможденное,
они, въ пылу увлеченія, заносили руку на собственность, семью школа достигла, кажется, лишь ограниченнаго распростране-
чему
устра-
какъ
такъ
нельзя
удивляться,
ея
ны,
требованія
и государство. Все это объясняется т мъ, что циническая про- шали своею строгостью; сверхъ того она была неспособна къ
ѣ
повѣдь естественности имѣла за собой гораздо болѣе добрыхъ научному развитію (ибо эта школа остановилась на именахъ,
нам реній, чѣмъ дѣйствительныхъ, необходимыхъ въ данномъ названіяхъ вещей, предметовъ и не хот ла допустить ника-
ѣ
ѣ
случаѣ познаній. Но какъ бы то ни было, каковы бы ни были кихъ дальнѣйшихъ о нихъ сказуемыхъ, чѣмъ въ самомъ
дѣ лѣ
теоретическія заблужденія и практическія крайности въ дея- и сдѣлала невозможнымъ всякое научное изслѣдованіе), и ея
тельности циниковъ, нельзя не счесть несправедливымъ злобное практическая дѣятельность была почти исключительно отрица-
отношеніе къ нимъ какъ со стороны ихъ современниковъ, на- тельна™ характера; она боролась съ пороками и глупостью
зывавшихъ циника собакою, провожающей лаемъ прохожихъ, людей; она требовала довольства малымъ и воздержанія; но
такъ и со стороны н которыхъ изъ повыхъ ученыхъ, напри- въ то же время она отлучала челов ка отъ человѣка; 'она
ѣ
ѣ
м ръ Дрэпера {Draper, „History of the intellectual develop- ставила человѣка такъ, чтобы онъ былъ вполнѣ самостояте-
ѣ
ment of urope", 1862). Какъ бы ни былъ грубъ и мало ленъ, и тѣмъ открывала простора нравственному высокомѣрію,
E
цѣлесообразенъ жестъ, имѣющій намѣ реніе столкнуть насъ съ суетности и произвольнѣйшимъ капризамъ, которьшъ и не пре-
гибельной дороги, мы все-таки считаема этотъ жестъ друже- минули воспользоваться. Отвлеченная всеобщность сознанія
скимъ и отвѣчаемъ на него благодарностью. Уже въ древнее превратилась, наконецъ, въ произвола индивида, и такимъ
время дѣло циниковъ было многими оцѣнено по достоинству. образомъ цинизма пришелъ въ соприкосновеиіе со своею
„Философъ-циникъ (говоритъ Эпиктетъ, ириверженецъ стоиче- діаметралыіою противоположностью—гедонизмомъ".