Page 214 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 214

„Въ  авангардѣ  новаго  направленія  греческой  философской
                                                                  ѣ
 мысли  (говоритъ  г.  Ярошъ)  выступили  циники.  Это отнюдь  не   ской  философіи,  жившій  въ  І-мъ  в кѣ  по  P.  X . ) подобенъ  по-
                                                                                 ѣ
 адепты  какой-нибудь  строго-философской  системы.  Ихъ  дѣло  сланнику  Юпитера,  пришедшему  наблюдать  д ла  людскія.  Съ
 состояло  въ  рѣшительномъ,  практическомъ  протестѣ  противъ  поднятой  рукой,  какъ  трагическій  акгеръ,  онъ  взываетъ  къ
                                                                                          по истинѣ
                                                               ихъ
                                                                                    онъ
                                                            о
                                       добродѣтеляхъ,
                                                                      порокахъ;
 искусственно-осложнившаяся  строя  современныхъ  челов ческихъ  людямъ  о  ихъ врача  челов чества".  Сами  циники  настойчиво
 ѣ
                  наставника
                                  и
                                                      ѣ
 отношеній.  Дыша  атмосферой,  зараженной  духомъ  всевозмож-  и  справедливо  называли  своимъ  патрономъ  Геркулеса;
                     вполнѣ
 ныхъ  суетныхъ  вожделѣній,  циники  являли  собою  примѣръ  су-  они  дѣйствительно  трудились  надъ  тяжкимъ  дѣломъ  очистки
 роваго  ограниченія  челов ческихъ  потребностей.  Рядомъ  съ  авгіевыхъ  стойлъ  общественной  греческой  жизни.  Крайность  ихъ
 ѣ
 пышнымъ  дворцомъ  циникъ  (Діогенъ)  помѣщалъ  свою  бочку  пріемовъ,  какъ  и  всякая  крайность,  вызвана  предшествовавшей
 и  поселялся  въ  ней, дерзко  издѣваясь  надъ  тревогами  и му-  противоположною  крайностью.  Прогрессивный  ходъ  человѣ че-
 ченіями,  обуревавшими  сердце  его  богатаго  сосѣ да.  Среди  лю-  скихъ  судебъ  обыкновенно  направляется  по  діагонали  парал-
 дей,  одѣтыхъ  въ  пурпуръ,  рѣзкимъ  пятномъ  выдѣлялось  ру-  лелограма  противоположныхъ  общестзенныхъ  сила".
 бище  циника;  его  безцеремонное  слово  и  откровенный  жестъ
 являлись  рѣжущимъ  дисеонансомъ  въ  строѣ  искусственныхъ  „Циническій  протеста  подготовила  дальнѣйшіс  шаги  фило-
 пріемовъ  и  обычаевъ  общественной  жизни.  Всюду  и  всегда,  софы  по  пути  измѣненій  и  улучшеній  понятій  древности,—

 словомъ  и  дѣломъ,  циники  выступали  фанатическими  проповѣд-  шаги,  совершонные  подъ  знаменемъ  Эпикура  и  Зенона".
 никами  попранной  „естественности".  Нельзя  отрицать  того,  Все  свое  изложеніе  ученія  цинической  школы  заключаете
 что  ихъ  проповѣдь  переходила  разумные  предѣлы,  что  ихъ  Целлеръ  {Zeller,  „Die  Philosophie  der Griechen",  zweiter  Theil,
 протеста  иерѣдко  становился  дерзостью  и  оскорбленіемъ.  Tö,  erste  Abt.,  1 8 8 9 )  слѣдующими  мѣткими  словами,  которыми
                                       обозначается
 что  они  считали  естественностью,  являлось  часто  лишь  гор-  вмѣстѣ  съ  тѣмъ отъ  циниковъ  логическій  и  историко-генетиче-
                скы
                                                                  киреникамъ:
                        перехода
                                                                                      „циническая
                                                            къ
 дымъ  аскетизмомъ;  преслѣдуя  искусственно  нагроможденное,
 они,  въ  пылу  увлеченія,  заносили  руку  на собственность,  семью  школа  достигла,  кажется,  лишь  ограниченнаго  распростране-
                       чему
                                                                                             устра-
                                                                 какъ
                                                         такъ
                              нельзя
                                        удивляться,
                                                                         ея
                ны,
                                                                             требованія
 и  государство.  Все  это  объясняется  т мъ,  что  циническая  про-  шали  своею  строгостью;  сверхъ  того  она  была  неспособна  къ
 ѣ
 повѣдь  естественности  имѣла  за  собой  гораздо  болѣе  добрыхъ  научному  развитію  (ибо эта  школа  остановилась  на  именахъ,
 нам реній,  чѣмъ  дѣйствительныхъ,  необходимыхъ  въ  данномъ  названіяхъ  вещей,  предметовъ  и  не  хот ла  допустить  ника-
 ѣ
                                                                        ѣ
 случаѣ  познаній.  Но  какъ  бы  то  ни  было,  каковы  бы ни были   кихъ  дальнѣйшихъ  о  нихъ  сказуемыхъ,  чѣмъ  въ  самомъ
                                                                                               дѣ лѣ
 теоретическія  заблужденія  и  практическія  крайности  въ  дея-  и  сдѣлала  невозможнымъ  всякое  научное  изслѣдованіе),  и ея
 тельности  циниковъ,  нельзя  не  счесть  несправедливымъ  злобное  практическая  дѣятельность  была  почти  исключительно  отрица-
 отношеніе  къ  нимъ  какъ  со  стороны  ихъ  современниковъ,  на-  тельна™  характера;  она  боролась  съ  пороками  и  глупостью
 зывавшихъ  циника  собакою,  провожающей  лаемъ  прохожихъ,  людей;  она  требовала  довольства  малымъ  и  воздержанія;  но
 такъ  и  со  стороны  н которыхъ  изъ  повыхъ  ученыхъ,  напри-  въ  то  же  время  она  отлучала  челов ка  отъ  человѣка;  'она
 ѣ
                                                                   ѣ
 м ръ  Дрэпера  {Draper,  „History  of  the  intellectual  develop-  ставила  человѣка  такъ,  чтобы  онъ  былъ  вполнѣ  самостояте-
 ѣ
 ment  of urope",  1862).  Какъ  бы  ни  былъ  грубъ  и  мало  ленъ,  и  тѣмъ  открывала  простора  нравственному  высокомѣрію,
 E
 цѣлесообразенъ  жестъ,  имѣющій  намѣ реніе  столкнуть  насъ  съ  суетности  и  произвольнѣйшимъ  капризамъ,  которьшъ  и  не  пре-
 гибельной  дороги,  мы  все-таки  считаема  этотъ  жестъ  друже-  минули  воспользоваться.  Отвлеченная  всеобщность  сознанія
 скимъ  и  отвѣчаемъ  на  него  благодарностью.  Уже  въ  древнее  превратилась,  наконецъ,  въ  произвола  индивида,  и  такимъ
 время  дѣло  циниковъ  было  многими  оцѣнено  по  достоинству.  образомъ  цинизма  пришелъ  въ  соприкосновеиіе  со  своею
 „Философъ-циникъ  (говоритъ  Эпиктетъ,  ириверженецъ  стоиче-  діаметралыіою  противоположностью—гедонизмомъ".
   209   210   211   212   213   214   215   216   217   218   219