Page 219 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 219

Такъ    думалъ    еще    самъ    Аристиппъ;       но   послѣдонатели       его    до-                    то   все,   чего   только     можемъ      мы   достигнуть       нашею      д ятель-
                                                                                                                                                                                                             ѣ
                        вели   э го  положеніе     до  такой   крайности,      что  утверждали,       будто                      ностью,      нашими     поступками,        состоитъ     единственно       въ   томъ,
                       крон*     внутренних!       единичных!       ощущеній,        чувсівованій      н тъ                      чтобы    возбудить     въ   себѣ   изв стныя     единичныя      ощущенія,      чув-
                                                                                                        ѣ
                                                                                                                                                                        ѣ
                       ничего     сущаго,    реальнаго,       будто   вн шніе      предметы      вовсе   не                      ствованія;     самые    лучшіе     вн шніе     предметы     для   насъ—тѣ ,      ко-
                                                                         ѣ
                                                                                                                                                                      ѣ
                       имѣютъ      реальности.                                                                                   торые     наиболѣе       соотв тствуютъ        нашей       природѣ,      которыми
                            Итакъ      наше      знаніе    не    имѣетъ      объективности,        а   есть                      поэтому       возбуждаются      ѣ  въ   насъ     пріятныя      ощущенія,       чув-
                       только    чисто    субъективное      нредставленіе      челов ка,     какъ    инди-                       ствованія.      Слѣдовательно         для    насъ     самое     добро     состоитъ
                                                                                      ѣ
                       Н п ?         Г  М Ъ  О Т Н О ш е н і и  К И  Р ™  сходились      съ  софистами.                          именно      въ    единичныхъ         пріятныхъ        ощущеніяхъ,         чувство-

                       ? ,    : ? 1 °  Ф И С Т 0 В Ъ  К И р е  ™  ° ™  л и с ь         что   признавали                          ваніяхъ,    удовольствіяхъ,       наслажденіяхъ.        Доброе      тождественно
                       реальность    внутренних!      ощущеній,      чувствованій    индивида-     сущее                         такимъ     образомъ      съ   пріятнымъ;       напротивъ,       дурное      тожде-

                      какъ    сознанное      субъектомъ,       они признавали        истиною     '  Кромѣ                        ственно     съ   непріятнымъ;       все    же    прочее,     чтЬ    для   насъ   ни
                      ТОГО   киреники      устранили      отправную      точку   зрѣнія    софистовъ-                           пріятно,      ни   непріятно,     тЪ   не   есть    ни  доброе,     ни   дурное,    а
                       L  ераклитово     учепіе    о  теченіи    вс хъ    вещей,    не только      потому                       безразличное.       Вотъ   почему    цѣлью    дѣятельности      челов ка     должно
                                                                   ѣ
                                                                                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                        в
                      что   это чете        вовсе     не  нужно     было     для   ихъ   этики,    но ъ                         быть    возбужденіе       имъ    въ   себѣ    единичныхъ        пріятныхъ     ощу-
                                  у
                      TT П *тт /-ч  _    •     j                               ^  непостижимым!         для                     щеній,     чувствованій,     удовольствій,    наслажденій,—это           есть  нашъ
                      нашего     знанія,   ибо   мы   ничего    не   знаемъ     о  вн шнихъ      предме-                        нравственный         долгъ,    наша      добродѣтель,       наша      правильная,
                                                                                      ѣ
                      т а х !  еамихъ   по   себѣ.    Но    если    такова     была    ихъ   теорія   по-                       добрая     д ятельность.      Такъ    что   добродѣтель       есть   средство   для
                                                                                                                                            ѣ
                      знаванія    или     ихъ   діалектика,      то  изъ   нея    необходимо       следо-                       удовольствія,      наслажденія,      для   этого    верховнаго      добра,    блага,
                      вало    что   физика    для   нихъ    была   невозможна,     ибо   нельзя    искать                       какъ    конечной     жизненной      цѣли    нашей.    Но    эти   пріятныя    ощу-
                      познанія     внешнихъ      вещей,    когда    оно  вовсе   невозможно.       Одно-                        щенія,    чувствованія       не    могутъ    состоять,      по   ученію    кирени-
                     сторонне      ограничив!       Сократово       пониманіе      знанія,     киреники                         ковъ,    во  внутреннемъ       душевномъ       спокойствии,      т.-е.   въ   отсут-

                                                                                                                                ствіи   всякихъ      страданій,     потребностей,        ибо    въ   этомъ     нѣ тъ
                     в с е ? т ? Г  Н У Ж Н 0 Г О  И  С °  К р а Т 0 В у  М е Т 0 Д у  д л я  вырабатыванія.                    движенія,     н тъ    жизни,   a   слѣдовательно      н тъ    и  никакихъ      ощу-
                     всеобщихъ       понятш,     потому     именно,    что они отвергали          объек-                                        ѣ                                       ѣ
                     тивность     или по     крайней     мѣрѣ    достоверность      внешнихъ       пред-                        щеній,    чувствованы,       ни   пріятныхъ,     ни   непріятныхъ,       какъ   ихъ
                                                                                                                                 ѣ
                     метовъ,     а  следовательно       должны       были    отвергнуть      и  возмож-                         н тъ    и  внѣ   насъ.    Это   потому,     что   всякое    чувствованіе,     ощу-
                                                                                                                                                                        ѳ
                     ность   знанія    сущности      объектов!,      внешнихъ       вещей,     или    воз-                      щеніе    понимали      они   какъ    па осъ,    страданіе     со   стороны   ощу-
                     можность      понятія    въ  Сократовомъ       смысл*,     т*мъ    бол*е,   что   за                       щающаго,       чувствующаго        индивида,      возбужденное        движеніемъ,
                                                                                                                                                                            ѣ
                     сущее    они   признавали       единичныя       внутреннія      ощущенія      чув-                         т.-е.  дѣятельностыо       на   насъ     вн шнихъ       предметовъ.      Если   это
                                                                                                                                                                                    ѣ
                     ствованія     какъ    внутренніе     факты,    воспринимаемые         субъектомъ                           движеніе,     возбужденіе      будетъ    тихое,    н жное,      то  имъ    возбуж-
                    внутри     сеоя;   а  следовательно        не  признавали       за  сущее     всеоб-                        дается    пріятное      въ   насъ    ощущеніе;        если   же    это   бурное    и
                    щаго     въ  этихъ     единичныхъ       фактахъ,     или   всеобщихъ       ионятій                          грубое    ощущеніе,      то  имъ возбуждается          ощущеніе       непріятное;

                    Для    ихъ   этики     вполне     достаточно      было    сознавать     свои еди-                           если   же   мы   находимся      въ   состояніи    покоя,    или   если   движеніе,
                                                                                                                                                             ѣ
                    ничныя     внутреннія      ощущенія,       чувствованія,     ибо,   по  ихъ     мн*-                        возбужденіе      будетъ     д йствовать      на   насъ   такъ    слабо,    что   это
                    НШ,    только    такія   ощущенія,      чувствованія      должны      быть    м*ри-                         дѣйствіе    ыезамѣтно       для   насъ,    то   мы    вовсе    ничего    не    ощу-
                    ломъ,    критеріемъ,     которымъ      определяется       и  ц*ль    нашей    дея-                         щаемъ,     не   чувствуемъ,      ни   пріятнаго,     ни   непріятнаго.
                    тельности      и  ея  достоинство,      ея   правильность,     доброта.     Въ   са-                             Дал е,     цѣлью      нашей     деятельности        должны     быть    только
                                                                                                                                         ѣ
                   момъ    дел*,    если   вн*шнія      вещи    доступны      для   насъ   только    по                        единичныя       пріятиыя     ощущенія,      а  не   ихъ   всеобщность,       не  ихъ

                   ощущешямъ,         чувствованіямъ,       возбуждаемым!        ими   внутри     насъ                         совокупность,       какъ    сумма     пріятныхъ      ощущеиій,       удовольствій,
   214   215   216   217   218   219   220   221   222   223   224