Page 221 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 221
на то, пріятное ощущеніе, чувствованіе само по себѣ остается *
все-таки пріятнымъ, a слѣдовательно добрымъ.
Г Г Z T Таковы этическіе принципы кирениковъ и таковы сд лан-
о Щ Л Ä S ные ими изъ нихъ совершенно посл довательные выводы. ѣ Эти
ѣ
выводы всякому, даже греку, могли представиться рѣзкими,
именно безнравственными, а потому киреники старались смяг-
Г Г а я ( к Г р Г мы е щ Г н е и Г ы т ш а Г ъ , « чить ихъ разными ограниченіями, уже уклоняющимися отъ
ихъ принциповъ, и потому непослѣдовательными. Такъ они
Г е а тГь' Ко Ч Т н ЯГ ^ ^ ™ в Я " « ш е е на - признали если не разные роды, то разныя степени пріятныхъ
Т
L настоящее, потому что всякое ощущеніе ч в-
ѵ
Г а м и Ш е н о Р 0 Д 0 Л Ж а е Т С Я ' Ш К а М Ы П р и д а е м с я в н Е Г ' п р д- ощущеній, чувствованы, смотря по степени заключающаяся
метами, но какъ только прошло это возбужденіе-пнохоХтъ въ нихъ добра. Такъ они признали, что многія пріятныя ощу-
и всякое ощущеніе, а когда еще н ѣ т Ъ ^ в о з б Х д е Г - н ѣ т ъ щенія, чувствованія покупаются ц ною сл дующихъ за ними
ѣ
ѣ
еще и никакого ощущенія, чувствованія. Поэтому единствен- гораздо болѣе непріятныхъ ощущеній, чувствованы, а потому
они требовали, чтобы челов къ, при своей дѣятельности, при-
ѣ
и Н ^ с с Г * ~ ; Ж И Т е Й С К а Я М У Д Р С Т Ь ~ с о ~ ъ нимала въ соображеніе еще и послѣдствія единичныхъ настоя-
°
искусств* наслаждаться настоящею минутою. „ Перестанем* ЖР щихъ пріятныхъ ощущеній, чувствованій. Д яніе, которое имѣетъ
ѣ
(гов 0р и л и киреники) заботиться о прошедшем*^ТоторГго для послѣдетвіемъ больше неудовольствіе, нежели удовольствіе,
в Г е Г н е 1 Г д ' е т Ъ « б У Д У Щ е М Ъ ' м о ж Г б ы ^ должно быть отвергаемо, какъ недоброе. Поэтому благоразум-
ный, мудрый челов къ воздержится отъ такихъ дѣяній, кото-
ѣ
-
лиг І Т І К а К Ъ П р І Я Т Н О е 0 щ ѵ щ е и і е > ч вствованіе и есть для
ѵ
для насъ единственное добро, то внѣ шніе предметы ко™ рыя запрещаются законами или осуждаются нравами и обы-
послѣдствія
чаями,
ибо
непріятны.
Нако-
подобныхъ
д яній
ѣ
рыми возбуждаются ощущеиія, чУвствоваиія, с а Г но с Х " нецъ, киреники различали чувственное и душевное удоволь-
н е ими о ' Н И Д 0 6 Р Ы ' Н И Д У Р І Ш ' ™ бы только возбужден- 0 ствіе, наслажденіе. Душевныя удовольствія, наслажденія, равно
Р
ИЧ Ы
равно ч Г Л Г о ' Ч У В С Т а Н І е б Ы Л ° П р І Я Т Н О е ' а затѣмъ все какъ и душевныя неудовольствія, страданія не относятся, по
равно, ч*мъ оы оно ни было возбуждаемо. Поэтому всякое
X T ° Щ 7 е Ш е ' " У в с т в < ™ , о - вего бы оно ^ п р о и с х о - мнѣнію кирениковъ, непосредственно ни къ какимъ ощуще-
ѣ
дило есть добро, такъ что различіе источииковъ или причин* ніямъ нашего чувственнаго т леснаго, пассивная состоянія;
пріятныхъ ощущеній, чувствован,« вовсе не дѣ лаетъ пазличія напримѣръ, мы радуемся благосостоянію нашего отечества,
между единичными настоящими пріятиыми ощ ц е і Г Х какъ бы собственно нашему личному счастью.
удовлетворенія
ожидали
счастья
киреники
Поэтому
не
в Т В о Г ; Х ы У Д Т Г І Я М І 1 ' — - ^SSeSo только чувственныхъ пожеланій; напротивъ, отъ они думали, что
что есть иелобпы ° С Н ° В а Н Ш К И р е Н И К И Н е для истинная счастья не только сл дуетъ взвѣшивать достоинство
ѣ
- « Ä ? : г з Ж р — : и послѣдствія каждая удовольствія, наслажденія, но и стараться
пріобрѣсть здравомысліе, благоразуміе, мудрость посредствомъ
самообразованія. Поэтому они совѣ туютъ сколько возможно болѣе
Конечно, и киреники допускали, что пріятное ощѵ щеніе заботиться о своемъ душевномъ образованіи, и признаютъ въ
особенности философію средствомъ къ такому образованію, а
Z n Z Z : М ° Ж е Т Ъ П Р 0 И З О Й Т И ИЗЪ Д У Р І І 0 Г 0 Уточника І Г Г ъ следовательно и существеннымъ условіемъ истинная счастья.
дурныхъ причинъ, именно отъ дурныхъ д яній; но, несмотря Значитъ, и знаніе, наука есть у кирениковъ не болѣе какъ
ѣ