Page 220 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 220
Такъ думалъ еще самъ Аристиппъ; но послѣдонатели его до- то все, чего только можемъ мы достигнуть нашею д ятель-
ѣ
вели э го положеніе до такой крайности, что утверждали, будто ностью, нашими поступками, состоитъ единственно въ томъ,
крон* внутренних! единичных! ощущеній, чувсівованій н тъ чтобы возбудить въ себѣ изв стныя единичныя ощущенія, чув-
ѣ
ѣ
ничего сущаго, реальнаго, будто вн шніе предметы вовсе не ствованія; самые лучшіе внѣ шніе предметы для насъ—тѣ , ко-
ѣ
имѣютъ реальности. торые наиболѣе соотв тствуютъ нашей природѣ, которыми
Итакъ наше знаніе не имѣетъ объективности, а есть поэтому возбуждаются ѣ въ насъ пріятныя ощущенія, чув-
только чисто субъективное нредставленіе человѣ ка, какъ инди- ствованія. Слѣдовательно для насъ самое добро состоитъ
Н п ? Г М Ъ О Т Н О ш е н і и К И Р ™ сходились съ софистами. именно въ единичныхъ пріятныхъ ощущеніяхъ, чувство-
? , : ? 1 ° Ф И С Т 0 В Ъ К И р е ™ ° ™ л и с ь что признавали ваніяхъ, удовольствіяхъ, наслажденіяхъ. Доброе тождественно
реальность внутренних! ощущеній, чувствованій индивида- сущее такимъ образомъ съ пріятнымъ; напротивъ, дурное тожде-
какъ сознанное субъектомъ, они признавали истиною ' Кромѣ ственно съ непріятнымъ; все же прочее, чтЬ для насъ ни
ТОГО киреники устранили отправную точку зрѣнія софистовъ- пріятно, ни непріятно, тЪ не есть ни доброе, ни дурное, а
L ераклитово учепіе о теченіи всѣ хъ вещей, не только потому безразличное. Вотъ почему цѣлью дѣятельности челов ка должно
ѣ
что это чете вовсе не нужно было для ихъ этики, но ъ быть возбужденіе имъ въ себѣ единичныхъ пріятныхъ ощу-
у
в
TT П *тт /-ч _ • j ^ непостижимым! для щеній, чувствованій, удовольствій, наслажденій,—это есть нашъ
нашего знанія, ибо мы ничего не знаемъ о внѣ шнихъ предме- нравственный долгъ, наша добродѣтель, наша правильная,
т а х ! еамихъ по себѣ. Но если такова была ихъ теорія по- добрая д ятельность. Такъ что добродѣтель есть средство для
ѣ
знаванія или ихъ діалектика, то изъ нея необходимо следо- удовольствія, наслажденія, для этого верховнаго добра, блага,
вало что физика для нихъ была невозможна, ибо нельзя искать какъ конечной жизненной цѣли нашей. Но эти пріятныя ощу-
познанія внешнихъ вещей, когда оно вовсе невозможно. Одно- щенія, чувствованія не могутъ состоять, по ученію кирени-
сторонне ограничив! Сократово пониманіе знанія, киреники ковъ, во внутреннемъ душевномъ спокойствии, т.-е. въ отсут-
ствіи всякихъ страданій, потребностей, ибо въ этомъ нѣ тъ
в с е ? т ? Г Н У Ж Н 0 Г О И С ° К р а Т 0 В у М е Т 0 Д у д л я вырабатыванія. движенія, нѣ тъ жизни, a слѣдовательно н тъ и никакихъ ощу-
всеобщихъ понятш, потому именно, что они отвергали объек- ѣ
тивность или по крайней мѣрѣ достоверность внешнихъ пред- щеній, чувствованы, ни пріятныхъ, ни непріятныхъ, какъ ихъ
ѣ
метовъ, а следовательно должны были отвергнуть и возмож- н тъ и внѣ насъ. Это потому, что всякое чувствованіе, ощу-
ѳ
ность знанія сущности объектов!, внешнихъ вещей, или воз- щеніе понимали они какъ па осъ, страданіе со стороны ощу-
можность понятія въ Сократовомъ смысл*, т*мъ бол*е, что за щающаго, чувствующаго индивида, возбужденное движеніемъ,
ѣ
сущее они признавали единичныя внутреннія ощущенія чув- т.-е. дѣятельностыо на насъ вн шнихъ предметовъ. Если это
ѣ
ствованія какъ внутренніе факты, воспринимаемые субъектомъ движеніе, возбужденіе будетъ тихое, н жное, то имъ возбуж-
внутри сеоя; а следовательно не признавали за сущее всеоб- дается пріятное въ насъ ощущеніе; если же это бурное и
щаго въ этихъ единичныхъ фактахъ, или всеобщихъ ионятій грубое ощущеніе, то имъ возбуждается ощущеніе непріятное;
Для ихъ этики вполне достаточно было сознавать свои еди- если же мы находимся въ состояніи покоя, или если движеніе,
ѣ
ничныя внутреннія ощущенія, чувствованія, ибо, по ихъ мн*- возбужденіе будетъ д йствовать на насъ такъ слабо, что это
НШ, только такія ощущенія, чувствованія должны быть м*ри- дѣйствіе ыезамѣтно для насъ, то мы вовсе ничего не ощу-
ломъ, критеріемъ, которымъ определяется и ц*ль нашей дея- щаемъ, не чувствуемъ, ни пріятнаго, ни непріятнаго.
тельности и ея достоинство, ея правильность, доброта. Въ са- Далѣ е, цѣлью нашей деятельности должны быть только
момъ дел*, если вн*шнія вещи доступны для насъ только по единичныя пріятиыя ощущенія, а не ихъ всеобщность, не ихъ
ощущешямъ, чувствованіямъ, возбуждаемым! ими внутри насъ совокупность, какъ сумма пріятныхъ ощущеиій, удовольствій,