Page 218 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 218
н о ^ с ™ Г о н и ^ / У В С Т В О В а Н І е З а т ѣ м ъ в с е о с т а л ь " самъ по себ , по своей сущности, самый внѣ шній предмете,
Н
Щ
ѣ
С ч и т а л и о н и добрымъ, желательным® лишь по СКОЛЬКУ ЧТО возбуждающій въ насъ такое внутреннее ощущеніе, чувство-
прочее есть средство къ возбужденно в® нас® тако о щ ще ваиіе. Вѣ дь одинъ и тотъ же внѣшній предметъ нер дко про-
ѵ
ѣ
Н Я ч у в с т в о 1Я> Слѣдовательно они онредѣлплп добро й изводите въ разныхъ людяхъ совершенно различное ощуіценіе,
ривалъ добпо^ Ъ Г " 0 " ' " ^ ™ Р - а т чувствованіе; а потому можемъ ли мы быть ув рены въ ка-
а
И
ѣ
нрТтным ъ Р ' М е Н Н 0 : Д 0 б р 0 е У ™ т о ж дественно съ комъ-либо данномъ случа , что вн шніе предметы сами по
Д
ѣ
ѣ
Итакъ, въ гедоне состоит® принцип® киренской этики себѣ именно таковы, каковыми намъ кажутся вслѣдствіе внѣ ш-
отчего кирениковъ называют® также гедоитами,а и Х Ъ учепіе няго воспріятія ихъ нашими внѣшними чувствами, и вслѣ д-
гедонизмомг. Но этотъ принцип® своей этики вшели ішреиик ствіе т хъ обстоятельствъ или условій, при которыхъ мы вос-
ѣ
изъ высшаго верховнаго принципа своей философіи во обще принимаемъ ихъ такимъ образомъ? Слѣдовательно внѣ шніе
предметы не сознаемъ мы какъ нѣчто сущее, а только какъ
Z Z ^ Z Z r И Ш е К а М ^ — субъективизм® Z ' нѣ что кажущееся намъ. Поэтому только о собственныхъ на-
веденный ими также до односторонней крайности, как® довели
Истина п^Сокнят ^ " ом®' н а н р а в Г Г шихъ, единичныхъ внутреннихъ ощущеніяхъ, чувствованіяхъ,
истина, по Сократу, есть сущее, сознанное субъектом® въ са- мы имѣемъ сознаніе какъ о сущемъ; только они насъ никогда
мом® себ , какъ субъективная мысль. Это сущее въ субъект Ь не обманываютъ, ибо человѣкъ имѣетъ такое прямое, непо-
ѣ
определили киреники какъ единичное ощущені чувствовапТе средственнее сознаніе о нихъ, что онъ вынужденъ признать
воспринимаемое человѣкомъ, как® индивидшъ, въ себѣ а Т м ъ ' ихъ реальность, дѣйствительность и истинность; такъ что сущее,
реальности суть именно единичныя внутреннія ощущенія, чув-
H Z 6 Г 0 " В Н У Т Р е Ш І Я Г ° 4 y B C Ï B a ' И -збуждае'мое ^ н ь Г ѣ ш - ' ствоваиія челов ка, какъ индивида, а вовсе не вн шніе пред-
ѣ
ѣ
с т в Т е т ъ Т Г г Г ' Т а Е Ъ Ч Т ° субъекта, дей- меты; истина же есть сознаніе субъектомъ этого сущаго въ
ствует® на его умъ или душу, и возбуждает® въ ней разиыя
немъ самомъ, какъ сущаго, въ формѣ единичныхъ внутрен-
лоэтому'не Г і ° В а Н І Я ' а С а М Ы Й У М Ъ - а въ страдательном® нихъ ощущеній, чувствованій.
—
я
В
С
не
активном®,
поэтому
въ
деятельном®,
пассивном® состояніи М с ) , „бо она только тернита Такк Напротивъ, о вещахъ, предметахъ вн шнихъ мы р ши-
ѣ
ѣ
тельно ничего не знаемъ прямо, непосредственно, какъ не
и S e n L C 0 Т а Т Ы В Н Ѣ Ш Н Я Г ° М І р а ' а С а М а знаемъ также и объ ощущеніяхъ, чувствованіяхъ другихъ лю-
того
и
по-
Z Z 1 М Ъ 0 б р а : ю м ъ ' п о уяенію кирениковъ все дей. Конечно, есть общія названія для одного бѣлый; же, если
видимому,
ощущенія,
но
чувствоваиія:—сладкій,
°
еннихъ
Ч Т
И О е
Эти
чувствованій.
непоснел-
реннихъ Г 1 ' е С Т Ь Н е ощущеній, ' к а к ъ с о ™ нашихъ ви - два человѣ ка и назовутъ свое ощущеніе однимъ и тѣмъ же
единичныхъ
— ° 2 Г І Я " Ѵ Л і У В С Т В О т Н І Я H a ™ > с о с т а в л я ю і ц ^ един- именемъ, то это вовсе не значите, чтобы они дѣйствительно
ственную n t Д � Я Т С Л Ь Н 0 СТ " ' составляют® также и един- испытывали одно и то же ощущеніе, ибо каждый индивидъ вос-
с Г и х ъ 1 Ц ^ Н а Ш е Г 0 П 0 3 Н а Н І Я - ° п Р Д м е т а х ъ же внешних® принимаете только свое индивидуальное ощущеніе, чувство-
е
У
самих® по сеое, въ ихъ сущности, наше внешнее воснріятіе
ваніе, свое индивидуальное страдательное, пассивное состояніе.
шаго n o t ™ Г " " Н е Д а Ю Т Ъ Н а М Ъ ' ^ 0 ™ ' - i S Поэтому единственное основаніе истинной достовѣрности на-
rnL® Г ' n ° f а б М Ъ И Х Ъ Л И Ш Ь І І 0 С К 0 Л Ь К У они д й- шихъ вн шнихъ воспріятій вн шнихъ предметовъ состоите
ѣ
ѣ
ѣ
сіедовагемо HP " " Н а С Ъ ° Щ у Щ е н І Я ' яувствованія, въ возбужденіи ими въ насъ внутреннихъ ощущеній, чувство-
следовательно не прямо, не непосредственно. Мы конечно
ваній; т.-е. мы полагаемъ, что есть вн шніе предметы, и что
ѣ
кое, белое и т. п. Но отъ насъ скрыто, сладок® ли, бѣлъ ли они именно таковы-то, лишь потому, что они д йствуюгъ на
ѣ
насъ, производя въ насъ внутреннія ощущенія, чувствованія.
1 4 *