Page 218 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 218

н о ^ с ™ Г о н и ^ /  У В С Т В О В а Н І е  З а т ѣ  м ъ  в с е  о с т а л ь "  самъ  по  себ ,  по  своей  сущности,  самый  внѣ шній  предмете,
 Н
 Щ
                             ѣ
 С ч и т а л и  о н и  добрымъ,  желательным®  лишь  по СКОЛЬКУ  ЧТО  возбуждающій  въ  насъ  такое  внутреннее  ощущеніе,  чувство-
 прочее  есть  средство  къ  возбужденно  в®  нас®  тако  о  щ ще  ваиіе.  Вѣ дь  одинъ  и  тотъ  же  внѣшній  предметъ  нер дко  про-
 ѵ
                                                                                     ѣ
 Н  Я  ч у в с т в о  1Я>  Слѣдовательно  они  онредѣлплп  добро  й  изводите  въ  разныхъ  людяхъ  совершенно  различное  ощуіценіе,
 ривалъ добпо^ Ъ  Г "  0  " '  "  ^  ™  Р - а т  чувствованіе;  а  потому  можемъ  ли  мы  быть  ув рены  въ  ка-
 а
 И
                                                                               ѣ
 нрТтным ъ  Р  '  М е Н Н 0 :  Д 0 б р 0 е  У  ™  т о ж дественно  съ  комъ-либо  данномъ  случа ,  что  вн шніе  предметы  сами  по
 Д
                                                ѣ
                                                              ѣ
 Итакъ,  въ  гедоне  состоит®  принцип®  киренской  этики  себѣ  именно  таковы,  каковыми  намъ  кажутся  вслѣдствіе  внѣ ш-
 отчего  кирениковъ  называют®  также  гедоитами,а  и Х Ъ  учепіе  няго  воспріятія  ихъ  нашими  внѣшними  чувствами,  и  вслѣ д-
 гедонизмомг.  Но  этотъ  принцип®  своей  этики  вшели  ішреиик  ствіе  т хъ  обстоятельствъ  или условій,  при  которыхъ  мы  вос-
                     ѣ
 изъ  высшаго  верховнаго  принципа  своей  философіи  во обще   принимаемъ  ихъ  такимъ  образомъ?  Слѣдовательно  внѣ шніе
            предметы      не  сознаемъ      мы   какъ     нѣчто    сущее,    а  только     какъ
 Z  Z  ^  Z  Z  r  И Ш е  К а М  ^  —  субъективизм®  Z '  нѣ что  кажущееся  намъ.  Поэтому  только  о  собственныхъ  на-
 веденный  ими также  до односторонней  крайности,  как®  довели
 Истина  п^Сокнят  ^  "  ом®'  н а н р а в Г Г  шихъ,  единичныхъ  внутреннихъ  ощущеніяхъ,  чувствованіяхъ,
 истина,  по  Сократу,  есть  сущее,  сознанное  субъектом®  въ  са-  мы  имѣемъ  сознаніе  какъ  о  сущемъ;  только  они  насъ  никогда
 мом®  себ ,  какъ  субъективная  мысль.  Это  сущее  въ  субъект Ь   не  обманываютъ,  ибо  человѣкъ  имѣетъ  такое  прямое,  непо-
 ѣ
 определили  киреники  какъ  единичное  ощущені  чувствовапТе  средственнее  сознаніе  о  нихъ,  что онъ  вынужденъ  признать
 воспринимаемое  человѣкомъ,  как®  индивидшъ,  въ  себѣ  а Т м ъ '  ихъ  реальность,  дѣйствительность  и  истинность;  такъ  что  сущее,
           реальности      суть   именно     единичныя      внутреннія     ощущенія,      чув-
 H Z  6  Г  0  "  В Н У Т Р е Ш І Я Г °  4 y B C Ï B a '  И  -збуждае'мое  ^ н ь  Г ѣ ш - '  ствоваиія  челов ка,  какъ  индивида,  а  вовсе  не  вн шніе  пред-
                                                                                ѣ
                                ѣ
 с т в Т е т ъ Т Г г Г '  Т а Е Ъ  Ч Т °  субъекта,  дей-  меты;  истина  же  есть  сознаніе  субъектомъ  этого  сущаго  въ
 ствует®  на  его  умъ или  душу,  и  возбуждает®  въ  ней  разиыя
           немъ    самомъ,      какъ   сущаго,     въ   формѣ      единичныхъ        внутрен-
 лоэтому'не  Г і °  В а Н І Я '  а  С а М Ы Й  У М Ъ  - а  въ  страдательном®  нихъ  ощущеній,  чувствованій.
 —
 я
 В
 С
 не
 активном®,
 поэтому
 въ
 деятельном®,
 пассивном®  состояніи  М с ) ,  „бо  она  только  тернита  Такк  Напротивъ,  о  вещахъ,  предметахъ  вн шнихъ  мы  р ши-
                                                                      ѣ
                                                                                          ѣ
           тельно    ничего     не   знаемъ      прямо,     непосредственно,         какъ    не
 и  S  e  n L  C  0  Т а Т  Ы  В Н Ѣ  Ш Н Я Г °  М І р а '  а  С а М а  знаемъ  также  и  объ  ощущеніяхъ,  чувствованіяхъ  другихъ  лю-
                                                                              того
                                                                           и
                                                                                            по-
 Z Z  1  М Ъ  0 б р а : ю м ъ '  п о  уяенію  кирениковъ  все  дей.  Конечно,  есть  общія  названія  для  одного  бѣлый;  же, если
           видимому,
                         ощущенія,
                                                                                     но
                                          чувствоваиія:—сладкій,
 °
 еннихъ
 Ч Т
 И О е
 Эти
 чувствованій.
 непоснел-
 реннихъ  Г  1  '  е С Т Ь  Н е ощущеній, ' к а к ъ  с  о  ™  нашихъ  ви  -  два  человѣ ка  и  назовутъ  свое  ощущеніе  однимъ  и  тѣмъ  же
 единичныхъ
 —  ° 2 Г  І Я  " Ѵ Л  і У В С Т В О т Н І Я  H a  ™ >  с о с т а в л я  ю і ц ^  един-  именемъ,  то  это  вовсе  не  значите,  чтобы  они  дѣйствительно
 ственную  n t  Д � Я Т С Л Ь Н 0 СТ " '  составляют®  также  и  един-  испытывали  одно  и то же ощущеніе,  ибо  каждый  индивидъ  вос-
 с Г и х ъ 1  Ц  ^  Н а Ш е Г 0  П 0 3 Н а Н І Я -  °  п Р Д  м е т а х ъ  же  внешних®  принимаете  только  свое  индивидуальное  ощущеніе,  чувство-
 е
 У
 самих®  по  сеое,  въ  ихъ  сущности,  наше  внешнее  воснріятіе
          ваніе,   свое   индивидуальное        страдательное,      пассивное      состояніе.
 шаго  n o t ™  Г " "  Н е  Д а Ю Т Ъ  Н а М Ъ '  ^  0  ™ '  -  i  S  Поэтому  единственное  основаніе  истинной  достовѣрности  на-
 rnL®  Г  '  n  ° f  а б М Ъ  И Х Ъ  Л И Ш Ь  І І 0 С К 0 Л Ь К У  они  д й-  шихъ  вн шнихъ  воспріятій  вн шнихъ  предметовъ  состоите
 ѣ
                      ѣ
                                                      ѣ
 сіедовагемо  HP  " "  Н а С Ъ  °  Щ у Щ е н І Я '  яувствованія,  въ  возбужденіи  ими въ  насъ  внутреннихъ  ощущеній,  чувство-
 следовательно  не  прямо,  не  непосредственно.  Мы  конечно
          ваній;   т.-е. мы     полагаемъ,     что   есть   вн шніе      предметы,     и что
                                                               ѣ
 кое,  белое  и  т.  п.  Но  отъ  насъ  скрыто,  сладок®  ли,  бѣлъ ли   они  именно  таковы-то,  лишь  потому,  что  они  д йствуюгъ  на
                                                                            ѣ
          насъ,   производя      въ  насъ     внутреннія      ощущенія,       чувствованія.
                                                                                    1 4 *
   213   214   215   216   217   218   219   220   221   222   223