Page 215 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 215

—    2 0 8  —


                           Разсмотр нное        нами    ученіе    циниковъ,       цинической       тшш™
                                      ѣ
                     въ   своихъ     посл днихъ       результатахъ       с х о д и т с Г с Г У ч е т е № ъ Т и                  Арета      (собственно     Ареттр,     которой      онъ   самъ     передалъ      свое
                                           ѣ
                     Р  наиковъ,     киренской      школы,     а  потому    отъ   цииич    с к а П к    ш                       философское       ученіе,    и  ея   сынъ   Аришиппъ,         называемый       обык-
                                                                                                                                                                                           дЕда,
                                                                                                                                                                                                   и
                                                                                                                                                                                                       прозванный
                                                                                                                                                                                     его
                                                                                                                                                             для
                                                        —                 »   —              г           г                      новенно     Младшимъ,      т.-е.   отличія    отъ   матери,     потому      что    его
                                                                                                                                                                   ученикомъ
                                                                                                                                Метродидактомъ,
                                                                                                                                мать,   Арета,     сообщила      ему    то   философское        ученіе,     которое
                                        з.  Киреники,          или     киренаики.                                               передано     было    ей   отцомъ     ея.  Объ   этомъ    же   Аристиппѣ       Млад-
                                                                                                                                шемъ    и   свид тельствуется       древними,      что   онъ   н сколько      систе-
                                                                                                                                                                                                ѣ
                                                                                                                                                  ѣ
                                                                                                                               матизировалъ        и  изложилъ      письменно      (этотъ    письменный       трудь
                                                                                                                               его   не   дошелъ     до   насъ)    разрозненный         философскія       мысли     и
                                                                                                                               изреченія      своего     дѣ да,   и  тѣмъ     способствовалъ        дальнѣ йшему
                                                                                                                               распространенно         того   своеобразна™        философскаго       ученія    Ари-
                                                                                                                               стиппа     Старшаго,      которое     называется       гедонизмомъ, отъ         слова

                                                                                                                                7]OOVY]   удовольствіе,     наслажденіе,       такъ   какъ    удовольствіе     счи-
                                                                                                                               талъ   за   верховное      добро,    благо,     счастье     и   самъ    основатель
                  »1   4 3 0  году     , о  P   XH      . r   '      t    е р е Г У  ^  1  ™ '    S r i «                      киренской      школы,     Аристипігъ,      a  затѣмъ     и  его    послѣдователи,
                                                                                                                               киреники,      прозванные      поэтому     гедониками,       или    гедонистами.
                                                                    -                                                               Аристиппъ       былъ     непосредственнымъ           ученикомъ        Сократа,

                                                                                                                              но   онъ,    также    какъ    и  Антисоенъ,       сталъ    учиться     у    Сократа,
                  пнебшані        AT         '      Ж е   п Р ™УЩ<*твенно           было    и  мѣ сто-                        уже    ознакомившись        близко     съ  ученіемъ      софистовъ,      въ  особен-
                                                             е
                                                                                                                              ности    съ   ученіемъ     софиста      Протагора.       Этимъ     и   объясняется
                                                       с -                                                                    вліяніе     на   его  философію        не   только     ученія      Сократа,     но   и
                                                                                                                              ученія    софистовъ.
                                                                                                                                   Всл дствіе       вліянія    ученія     Сократа      и  киреники,       подобно
                                                                                                                                        ѣ
                                                                                                                              циникамъ,      пренебрегали       самоцѣльнымъ,         въ   Сократовомъ       смы-
                                                                                                                              слЕ,   знаніемъ,     и  также     односторонне       обратили      все   свое  вни-
                                                                                                                              маніе    на  практическую        дЕятельность,      имЕющую        въ виду    добро,
                                                                                                                              благо,   и  при томъ     уже до      того,   что они      вовсе    не   занимались
                                                         Ä                    Ä       .      "       =                        ни   діалектикоп,      ни   физикой,     а   одной    только    этикой.     Аристо-

                                                                                                                                                                                              математику,
                                                                                                                                                                     презиралъ
                                                                                                                                                                                                               ибо
                                                                                                                                                   „Аристиппъ
                                                                                                                                                                                     даже
                                                                                                                                     говорите:
                                                   -    т г г             А р = т „ г : :                                     тель прочихъ     искусствахъ      и даже     ремеслахъ     (думалъ     Аристиппъ)
                                                                                                                              въ
                учеши,     которыя     сохранились       въ  особенности      v  S r i       ir                               всегда   учатъ,    какой    способъ     ихъ   производства       лучше,    и  какой
                                                                                                                             хуже    —математика        лее  не учитъ    тому,   что  хорошо     и  чтЬ   дурно",
                                                                                                                             т--е.   математика       есть   практически-безполезная            теорія.
                                                         «         =                     —         ^                               Единственною        конечною      цЕлью     человЕка     вообще,     согласно
                                                        '
               ЧТО   ичъ   TTûrr»  г.                 ему    самому   н е и м °жемъ    различить                             съ   которою     слЕдуетъ     ему    устраивать       всю    свою     дЕятельность
                                                                   и
                     изъ
                                                                            чт
                                                                                Ь — Л * « ™ » , '
                                  принадлежите
                           него
               что
                                                                                                                                                                                                          верхов-
                                                                                                                                                                                           добромъ,
                                                                                                                                           какъ
                                                                                                                                жизнь,
                                                                                                                             и
                                                                                                                                                   абсолютнымъ,
                                                                                                                                                                       самоцЕльнымъ
              его   ученикамъ       и  послЕдователямъ               Ь              ближаишимъ                               нымъ     благомъ,    счастьемъ,      Аристиппъ       и вообще     киреники     при-
                    Самыми      же   ближайшими        изъ   нихъ    были:    дочь    Аристиппа                              знавали     только    гедоне '^оѵ т^       к а к ъ  удовольствіе,    наслажденіе,
                                                                                                                                                            (
                                                                                                                                    1 1 1                                                                 14
   210   211   212   213   214   215   216   217   218   219   220