Page 213 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 213

„Въ    авангардѣ      новаго    направленія       греческой     философской
                                                                                                                                                                                     ѣ
                        мысли     (говоритъ     г.  Ярошъ)      выступили      циники.     Это отнюдь      не                         ской   философіи,      жившій     въ   І-мъ   в кѣ    по   P.  X . ) подобенъ    по-
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                        адепты      какой-нибудь        строго-философской          системы.     Ихъ    дѣло                          сланнику     Юпитера,      пришедшему         наблюдать      д ла    людскія.    Съ
                        состояло     въ   рѣшительномъ,         практическомъ         протестѣ      противъ                          поднятой       рукой,     какъ    трагическій       акгеръ,    онъ    взываетъ    къ
                                                                                                                                                          добродѣтеляхъ,
                                                                                                                                                                                         порокахъ;
                                                                                                                                                                                   ихъ
                                                                                                                                                                                о
                                                                                                                                                                                                        онъ
                                                                                                                                                                                                              по истинѣ
                        искусственно-осложнившаяся              строя   современныхъ       челов ческихъ                             людямъ      о  ихъ  врача     челов чества".       Сами     циники     настойчиво
                                                                                                  ѣ
                                                                                                                                                     и
                                                                                                                                     наставника
                                                                                                                                                                          ѣ
                        отношеній.      Дыша     атмосферой,        зараженной      духомъ      всевозмож-                           и             справедливо      называли       своимъ    патрономъ       Геркулеса;
                                                                                                                                        вполнѣ
                        ныхъ     суетныхъ     вожделѣній,      циники     являли    собою    примѣръ     су-                         они   дѣйствительно        трудились      надъ     тяжкимъ      дѣломъ      очистки
                        роваго     ограниченія       челов ческихъ         потребностей.       Рядомъ     съ                         авгіевыхъ    стойлъ    общественной       греческой     жизни.    Крайность      ихъ
                                                            ѣ
                        пышнымъ       дворцомъ       циникъ      (Діогенъ)     помѣщалъ       свою    бочку                          пріемовъ,     какъ   и   всякая    крайность,     вызвана    предшествовавшей
                        и  поселялся     въ   ней, дерзко       издѣваясь      надъ    тревогами      и му-                          противоположною          крайностью.       Прогрессивный         ходъ    челов че-
                                                                                                                                                                                                                     ѣ
                        ченіями,    обуревавшими        сердце     его  богатаго    сос да.     Среди    лю-                         скихъ    судебъ    обыкновенно       направляется        по  діагонали       парал-
                                                                                        ѣ
                        дей,   одѣтыхъ     въ   пурпуръ,      рѣзкимъ      пятномъ       выдѣлялось     ру-                         лелограма      противоположныхъ          общестзенныхъ          сила".
                        бище    циника;     его   безцеремонное        слово   и   откровенный        жестъ
                       являлись      рѣжущимъ         дисеонансомъ        въ   строѣ     искусственныхъ                                   „Циническій       протеста     подготовила       дальнѣйшіс      шаги    фило-
                       пріемовъ      и  обычаевъ      общественной         жизни.    Всюду      и   всегда,                         софы     по   пути    измѣненій      и  улучшеній       понятій      древности,—
                       словомъ     и   дѣломъ,    циники     выступали     фанатическими        проповѣд-                           шаги,    совершонные        подъ    знаменемъ      Эпикура      и   Зенона".
                       никами      попранной        „естественности".         Нельзя     отрицать      того,                             Все    свое   изложеніе     ученія     цинической       школы     заключаете
                       что   ихъ     проповѣдь      переходила        разумные      предѣлы,      что    ихъ                        Целлеръ     {Zeller,   „Die   Philosophie     der   Griechen",     zweiter    Theil,
                       протеста     иерѣдко      становился      дерзостью      и  оскорбленіемъ.       Tö,                         erste   Abt.,     1 8 8 9 )  слѣдующими        мѣткими     словами,      которыми
                       что   они   считали      естественностью,        являлось      часто    лишь   гор-                          вмѣстѣ    съ   тѣмъ    обозначается       логическій     и   историко-генетиче-

                       дымъ     аскетизмомъ;        преслѣдуя      искусственно        нагроможденное,                              скы    перехода       отъ   циниковъ        къ   киреникамъ:         „циническая
                       они,   въ   пылу    увлеченія,    заносили    руку    на  собственность,      семью                          школа    достигла,     кажется,      лишь    ограниченнаго         распростране-
                                                                                                                                    ны,
                                                                                                                                                                                             ея
                                                                                                                                          чему
                                                                                                                                                                                                                 устра-
                                                                                                                                                                                                 требованія
                                                                                                                                                  нельзя
                                                                                                                                                                             такъ
                                                                                                                                                            удивляться,
                                                                                                                                                                                    какъ
                       и  государство.      Все   это   объясняется      т мъ,    что  циническая      про-                        шали     своею    строгостью;      сверхъ    того   она    была    неспособна     къ
                                                                           ѣ
                       повѣдь    естественности       имѣла    за   собой   гораздо     болѣе    добрыхъ                           научному      развитію     (ибо эта     школа     остановилась       на   именахъ,
                      нам реній,       чѣмъ    дѣйствительныхъ,         необходимыхъ        въ   данномъ                           названіяхъ      вещей,     предметовъ       и   не  хотѣ ла     допустить     ника-
                           ѣ
                      случаѣ     познаній.     Но   какъ    бы   то  ни   было,   каковы     бы ни были                            кихъ    дальнѣйшихъ        о  нихъ     сказуемыхъ,      чѣмъ    въ  самомъ
                                                                                                                                                                                                                    ѣ
                                                                                                                                                                                                                   д лѣ
                      теоретическія       заблужденія       и   практическія      крайности      въ    дея-                        и   сдѣлала    невозможнымъ         всякое     научное     изслѣдованіе),      и ея
                      тельности     циниковъ,      нельзя   не  счесть    несправедливымъ         злобное                          практическая       дѣятельность       была   почти    исключительно        отрица-
                      отношеніе      къ   нимъ    какъ    со  стороны     ихъ   современниковъ,        на-                         тельна™      характера;      она     боролась     съ   пороками      и  глупостью
                      зывавшихъ       циника     собакою,     провожающей         лаемъ     прохожихъ,                             людей;    она   требовала      довольства      малымъ      и    воздержанія;     но
                      такъ    и  со  стороны      н которыхъ       изъ   повыхъ      ученыхъ,      напри-                          въ   то  же   время     она    отлучала     челов ка       отъ   человѣка;    'она
                                                   ѣ
                                                                                                                                                                                      ѣ
                      м ръ    Дрэпера      {Draper,      „History     of  the   intellectual     develop-                          ставила    человѣка     такъ,     чтобы     онъ    былъ    вполнѣ     самостояте-
                        ѣ
                                  E
                      ment    of urope",         1862).     Какъ      бы   ни   былъ     грубъ    и  мало                          ленъ,   и   тѣмъ   открывала      простора     нравственному       высокомѣрію,
                      цѣлесообразенъ        жестъ,    имѣющій       нам реніе     столкнуть      насъ   съ                         суетности     и  произвольнѣйшимъ          капризамъ,      которьшъ     и  не  пре-
                                                                        ѣ
                      гибельной     дороги,    мы    все-таки     считаема      этотъ    жестъ    друже-                          минули      воспользоваться.        Отвлеченная         всеобщность        сознанія
                     скимъ     и  отвѣчаемъ      на   него    благодарностью.        Уже    въ   древнее                          превратилась,        наконецъ,      въ    произвола       индивида,     и   такимъ
                     время     дѣло   циниковъ       было   многими      оцѣнено      по   достоинству.                           образомъ       цинизма      пришелъ        въ   соприкосновеиіе         со    своею
                      „Философъ-циникъ          (говоритъ     Эпиктетъ,      ириверженецъ        стоиче-                          діаметралыіою        противоположностью—гедонизмомъ".
   208   209   210   211   212   213   214   215   216   217   218