Page 208 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 208

особенными  законами  и  учрежденіями;  для  своей  полной  неза-
 висимости  они  должны  жить,  ограничиваясь  самыми  крайними  самодовлѣнія  человѣка-индивида,  ибо  такое  самодовлѣніе  есть
 поіребностями,  жить  безъ  брака  и  безъ  собственныхъ  дѣтей  своего  рода  исключительный,  противообщественный  эгоизмъ,
 вообще  безъ  семейства  и  безъ  государства.  Къ  такой-то  про-  какъ  эгоизмъ  отрицательный,  въ  противоположность  исключи-

 стой  сообразнаго  съ  природою,  естественна™  состоянія  должны  тельному  же,  но  положительному  эгоизму,  заключавшемуся  въ
 возвратиться  люди;  а  если  люди  къ  этому  не  возвратятся  то  опредѣленіи  добра  кирениковъ,  поставлявшихъ  его  въ  наслаж-
                          (^воѵ ^).
                  деніи
 мудрецъ  среди  нихъ  долженъ  жить  въ  общеніи  только  съ'са-
 мимъ  собою,  какъ  самодовлѣющій,  абсолютно  самообладающій  Вообще  въ  ученіи  циниковъ  мы  встрѣчаемъ  очевидное  само-
 И  свободный.  А  противорѣчіе     въ  томъ,     что    съ  одной     стороны     они    возстаютъ

 Требуя  для  мудреца  абсолютнаго  отреченія  отъ  государства  противъ  удовольствія,  наслажденія,  а  съ  другой  стороны  осво-
                                       ѣ
 съ  ц лью  достиженія  абсолютной  свободы,  Діогенъ  не  прида-  бождаютъ  челов ка  отъ  всякихъ  общественныхъ  узъ  и  обязан-
 ѣ
 вал!  никакого  значенія  тому,  чтб  такъ  высоко  цѣнили  греки  ностей,  дозволяя  ему  наслаждаться  своимъ  собственнымъ  я,
 —  гражданской  и  политической  свободѣ,  доведя  и  въ  этомъ  своимъ  надменнымъ  эгоизмомъ.
 отношенш  до  крайности  Антисѳеново  презрѣніе  къ  граждан-  Замѣтимъ,  что  и  въ  послѣдующее  время,  именно  во  вре-

 ской  полноправности  и  къ  благородству  по  рожденію;  ибо  Діо-  мена  первыхъ  римскихъ  императоровъ,  встр чаются  еще,  какъ
                                                                            ѣ
                                                                       ѣ
 генъ  считалъ  безразличным!  для  мудраго  даже  личную  свободу  послѣдніе  остатки  цинической  школы,  н которые  циники;  такъ
 человѣ ка  и  противное  ей  рабство,  говоря,  что  мудрецъ,  даже  напримѣръ,  упоминается  о  другѣ  стоика  Сенеки,  Димитріи
 будучи  въ  рабств ,  есть  собственно  естественный  господинъ  (Деметріусѣ),  который  въ  цоловинѣ  перваго  столѣтія  по  P.  X.
 ѣ
 своего  мнимаго  господина;  ибо  мудрому  такъ  же  невозможно  принялъ  имя  и  образъ  жизни  древняго  циника,  и  о  Демонаксѣ ,
 быть  рабомъ,  какъ  немудрому  —  свободными  Поэтому  и  на  жившемъ  въ  началѣ  ІІ-го  столѣтія,  во  времена  извѣстнаго  са-
 самомъ  д лѣ  Діогенъ,  бывши  самъ  нѣкоторое  время  въ  рабствѣ  тирика  Луціана,  какъ  о  такомъ  циникѣ,  который,  будучи  да-
 ѣ
 ооращался  съ  своимъ  господиномъ  не  иначе,  какъ  повелитель-  лекъ  отъ  односторонностей  прочихъ  циниковъ,  со  стремленіемъ
 нымъ  тономъ.  къ  жизни,     сообразной      съ  природой     и  разумомъ,      соединялъ      Со-

 Посл дующіе  циники,  представителями  которыхъ  были  Ме-  кратову  кротость  и  любовь  къ  истинѣ.
 ѣ
 недемъ,  Менишіъ  и  непосредственные  ученики  Діогена—Кра-  Вообще  что  касается  цинической  философской  школы  въ
 тесъ  Ѳивскій  и  Стильпонъ  Мегарскій,  довели  до  крайности  и  ея  неизвращенномъ  еще  до  крайности  видѣ,  то  она  вошла
 то  неуваженіе,  которое  Антисоенъ  питалъ  къ  теоретическимъ  впослѣдствіи  въ  составъ  стоической  философской  школы,  осно-
 изслѣдованіямъ;  такъ  что  они  презирали  вообще  всѣ  теорети-  вателемъ  которой  былъ  циникъ  Зенонъ,  родомъ  съ  острова

 чески  познанія.  Съ  другой  стороны  до  такой  же  крайности  Кипра,  непосредственный  ученикъ  циника  Кратеса Ѳ ивскаго,
 довели  они  и  Антис еново  начало  —  самодовлѣніе,  неимѣніе  непосредственна™  ученика  Діогена  Синопскаго,  о  которомъ
 ѳ
 потребностей,  равнодушіе  ко  всему  внѣ шнему,  пренебрегая  мы  сказали,  что  онъ  былъ  непосредственнымъ  ученикомъ  Ан-
 всѣми  оощественными  обычаями  и  нравами,  всѣми  приличіями  тисѳена.  Можно  сказать,  что  уже  въ  ученіи  основателя  цини-
                                            ѳ
 до  того,  что  они  отправляли  публично  всѣ  естественный  потреб-  ческой  школы,  Антис ена,  именно  въ  гордомъ  презрѣніи  удо-
 ности;  тогда-то  въ  особенности  и  стали  называть  ихъ  циниками  вольствій,  наслажденій,  въ  борьбѣ  противъ  нашихъ  вожделѣній
                                вообще
                                                                чувственной
                                           противъ
                                                                                                уже
                                                                                  природы,
               и
                                                       нашей
                  страстей,
 отчего  и  произошли  нын шиія  выраженія:  циникъ,  циническій  заключается  ядро  всего  стоицизма)
 ѣ
 безстыдный.  '
                                                                                          положи-
                                                                                     съ
                                                                           ученіе
                                                         философское
                                        циническое
                    Разсматривая
 Всѣ  вышеизложенные  результаты  были  неизбѣжными  выво-  тельной  точки  зрѣнія,  мы  находимъ  въ  немъ  особенно  зам -
 дами  изъ  постановленнаго  циниками  онредѣленія  добра,  какъ  чательнымъ  слѣдующее:          ѣ
   203   204   205   206   207   208   209   210   211   212   213