Page 217 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 217

н о ^ с ™ Г о н и ^ /      У В С Т В О В а Н І е          З а т ѣ  м ъ  в с е  о с т а л ь "               самъ    по   себ ,   по   своей    сущности,      самый     внѣ шній     предмете,
                                    Щ
                                          Н
                                                                                                                                                 ѣ
                           С ч и т а л и  о н и  добрымъ,  желательным®        лишь   по СКОЛЬКУ      ЧТО                       возбуждающій         въ   насъ    такое   внутреннее       ощущеніе,       чувство-
                     прочее     есть  средство     къ   возбужденно       в®   нас®   тако   о    щ ще                          ваиіе.   Вѣ дь    одинъ    и  тотъ   же    внѣшній     предметъ     нерѣ дко    про-
                                                                                                    ѵ
                     Н  Я   ч у в с т в о  1Я>  Слѣдовательно        они    онредѣлплп       добро      й                       изводите     въ   разныхъ     людяхъ      совершенно      различное     ощуіценіе,
                     ривалъ добпо^      Ъ  Г "  0  " '   "                ^          ™         Р - а т                          чувствованіе;       а  потому     можемъ     ли   мы    быть    ув рены     въ  ка-
                              И
                                                                                                  а
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                     нрТтным ъ     Р    '       М е Н Н 0 :  Д 0 б р 0 е  У  ™     т о ж дественно   съ                         комъ-либо       данномъ     случа ,      что   внѣ шніе      предметы     сами    по
                               Д
                                                                                                                                                                   ѣ
                          Итакъ,      въ   гедоне    состоит®      принцип®       киренской       этики                         себѣ   именно     таковы,    каковыми      намъ    кажутся    вслѣдствіе     внѣ ш-
                    отчего    кирениковъ       называют®      также    гедоитами,а         и Х Ъ  учепіе                        няго   воспріятія      ихъ   нашими       внѣшними       чувствами,       и  всл д-
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                    гедонизмомг.      Но    этотъ   принцип®      своей    этики    вшели     ішреиик                           ствіе  т хъ    обстоятельствъ       или условій,      при   которыхъ      мы    вос-
                                                                                                                                         ѣ
                    изъ   высшаго       верховнаго       принципа      своей   философіи       во обще                          принимаемъ        ихъ    такимъ      образомъ?       Слѣдовательно        внѣ шніе
                                                                                                                                предметы     не   сознаемъ      мы   какъ     нѣчто    сущее,    а  только     какъ
                    Z    Z   ^    Z    Z    r     И Ш е  К а М   ^       —      субъективизм®        Z '                       н что     кажущееся       намъ.     Поэтому     только     о  собственныхъ       на-
                    веденный      ими   также    до односторонней        крайности,      как®    довели                          ѣ
                   Истина       п^Сокнят      ^          "                        ом®'   н а н р а в Г Г                       шихъ,     единичныхъ        внутреннихъ       ощущеніяхъ,         чувствованіяхъ,
                    истина,     по   Сократу,     есть   сущее,    сознанное     субъектом®      въ  са-                       мы   имѣемъ      сознаніе    какъ    о  сущемъ;     только   они   насъ    никогда
                   мом®     себ ,   какъ    субъективная       мысль.    Это   сущее     въ  субъект Ь                         не   обманываютъ,         ибо   человѣкъ      имѣетъ      такое   прямое,     непо-
                                ѣ
                   определили       киреники     какъ    единичное       ощущені        чувствовапТе                           средственнее        сознаніе     о  нихъ,    что онъ      вынужденъ       признать
                   воспринимаемое         человѣкомъ,     как®    индивидшъ,       въ  себѣ     а Т м ъ '                      ихъ   реальность,     дѣйствительность         и  истинность;    такъ   что  сущее,
                                                                                                                               реальности      суть   именно    единичныя       внутреннія     ощущенія,      чув-
                   H Z    6  Г  0  "  В Н У Т Р е Ш І Я Г °  4 y B C Ï B a '  И  -збуждае'мое  ^ н ь  Г ѣ ш - '                ствоваиія     челов ка,     какъ   индивида,     а  вовсе    не  внѣ шніе     пред-
                                                                                                                                                    ѣ
                   с т в Т е т ъ Т Г г Г '   Т а Е Ъ  Ч Т °                         субъекта,    дей-                          меты;    истина     же   есть   сознаніе     субъектомъ       этого    сущаго    въ
                   ствует®    на   его   умъ или     душу,     и  возбуждает®       въ   ней   разиыя
                                                                                                                               немъ    самомъ,     какъ    сущаго,     въ   формѣ     единичныхъ         внутрен-
                                                                                             —
                  лоэтому'не       Г і °   В а Н І Я  '  а  С а М Ы Й  У М Ъ  - а  въ  страдательном®                          нихъ    ощущеній,      чувствованій.
                                                                                                     я
                                     С
                                        В
                                                           активном®,
                                        деятельном®,
                              не
                  поэтому
                                   въ
                  пассивном®       состояніи     М с ) ,    „бо     она   только     тернита     Такк                               Напротивъ,       о  вещахъ,      предметахъ        вн шнихъ       мы    р ши-
                                                                                                                                                                                                             ѣ
                                                                                                                                                                                          ѣ
                                                                                                                              тельно     ничего     не   знаемъ      прямо,     непосредственно,         какъ   не
                  и  S  e  n L   C  0   Т а Т   Ы   В Н Ѣ  Ш Н Я Г °  М І р а '  а  С а М а                                   знаемъ     также    и   объ   ощущеніяхъ,       чувствованіяхъ       другихъ    лю-
                                                                                                                                                                                               и
                                                                                                                                                                                                  того
                                                                                                                                                                                                                по-
                  Z Z     1                   М Ъ  0 б р а : ю м ъ '  п о  уяенію  кирениковъ     все                         дей.   Конечно,      есть   общія   названія     для  одного    бѣлый;     же,  если
                                                                                                                                                             чувствоваиія:—сладкій,
                                                                                                                                                                                                         но
                                                                                                                              видимому,
                                                                                                                                             ощущенія,
                                                     °
                   еннихъ
                                                        И О е
                                                  Ч Т
                                                                 чувствованій.
                  реннихъ      Г  1  '  е С Т Ь  Н е ощущеній, '  к а к ъ  с  о  ™  нашихъ     ви   -                         два   челов ка      и   назовутъ    свое    ощущеніе       однимъ     и   тѣмъ   же
                                                                                          непоснел-
                               единичныхъ
                                                                                    Эти
                                                                                                                                           ѣ
                  —            ° 2 Г   І Я   " Ѵ Л  і У В С Т В О т Н І Я  H a  ™ >  с о с т а в л я  ю і ц ^  един-          именемъ,       то  это   вовсе   не   значите,     чтобы     они   дѣйствительно
                 ственную      n t             Д � Я Т С Л Ь Н 0 СТ " '  составляют®  также  и  един-                         испытывали       одно   и то  же   ощущеніе,      ибо   каждый     индивидъ     вос-
                 с Г и х ъ 1    Ц  ^  Н а Ш е Г 0  П 0 3 Н а Н І Я -  °  п Р Д м е т а х ъ  же  внешних®                      принимаете        только    свое    индивидуальное        ощущеніе,        чувство-
                            У
                                                                       е
                 самих®     по   сеое,   въ   ихъ   сущности,      наше     внешнее      воснріятіе
                                                                                                                              ваніе,   свое   индивидуальное       страдательное,       пассивное     состояніе.
                 шаго    n o t ™      Г " "      Н е  Д а Ю Т Ъ  Н а М Ъ '  ^  0  ™ '   -      i    S                         Поэтому      единственное        основаніе     истинной      достовѣрности      на-
                 rnL®        Г     '       n  ° f  а б М Ъ  И Х Ъ  Л И Ш Ь  І І 0 С К 0 Л Ь К У  они  д й-                    шихъ     вн шнихъ        воспріятій      внѣ шнихъ      предметовъ        состоите
                                                                                                  ѣ
                                                                                                                                          ѣ
                 сіедовагемо          HP                 " "  Н а С Ъ  °  Щ у Щ е н І Я '  яувствованія,                      въ  возбужденіи      ими въ     насъ    внутреннихъ       ощущеній,       чувство-
                 следовательно        не  прямо,      не   непосредственно.        Мы      конечно
                                                                                                                             ваній;    т.-е. мы    полагаемъ,      что   есть   вн шніе     предметы,      и что
                                                                                                                                                                                   ѣ
                 кое,  белое    и   т.  п.  Но   отъ   насъ    скрыто,    сладок®     ли,  бѣлъ ли                           они   именно     таковы-то,      лишь    потому,      что  они   д йствуюгъ       на
                                                                                                                                                                                                ѣ
                                                                                                                             насъ,    производя     въ   насъ    внутреннія      ощущенія,       чувствованія.
                                                                                                                                                                                                        1 4 *
   212   213   214   215   216   217   218   219   220   221   222