Page 223 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 223

средство     къ   счастью.     Понятія     они замѣнили       ощущеиіями       чув-                    извратились      въ   самодовольство,        своеволіе    и  произволъ      всякаго

                       —     Ю     '     а  п о т о м у '  в м  ѣ  с т о  обусловливаемаго  понятіями  само-                  индивида,      т.-е.  именно     въ   то,  противъ     чего   постоянно     и  энер-
                          Г     :    Г     Г       С Ч а С Т Ь Я '  К О Т ° Р  а г о  с ъ  т а к о ю  неутомимою              гически     возставалъ     Сократъ,      какъ   противъ     всеразрушительнаго

                      благопязѵ і                К Р а Т Ъ '  У  К И р е П И К Ш ! г  з н а н і е  я в л яется  какъ          принципа       софистовъ.     Такимъ      образомъ     и  циническая,     и  кирен-
                      благоразуміе,      истинное      пониманіе,     разум ніе      (wôv7,a«e)   челов*-                     ская    школа,    всл дствіе    своей    односторонности,       пришли    къ   тому,
                                                                              ѣ
                                                                                                                                                    ѣ
                                          ^      —       '       В Ъ  с м ы с л й  средства  для  наслаж-                     чтЬ   уже    было   разрушено       Сократомъ.
                                                                            '
                      денія    жизнью,     наслажденіе       же   это   и  есть   добро,    какъ    нрин-                          Скажемъ       теперь    о  личности     самого     Аристиппа,       выражаю-
                      ципъ    ихъ    этики,   обусловливающей        правильную,      добрую     деятель-                     щейся     въ  его   практической       д ятельности       и   жизни,    насколько
                                                                                        т
                      ность,    добродетель,      нравственный        долгъ    и  сча ье^      Одиакоіе                                                                ѣ
                                                                                                                              эта   д ятельность      и  жизнь     находятся     въ  соотношеніи,      въ   связи,
                                                                                                                                     ѣ
                       Г      с Г л Г          Ш Ъ   Г ™ * ™ *       П е р  ™     К и р е н  ™     -     -                    въ  согласіи     съ  его   теоретическимъ        ученіемъ.
                      томъ    смысле,    чтобы    сделать     человека     рабомъ      вн*шняго      чув-                          Аристиппъ       обладалъ      т мъ    душевнымъ         спокойствіемъ,      ве-
                                                                                                                                                                  ѣ
                     такъ    к а ? 1 Т    Щ а Г есть  В Ъ  Н а С Ъ  П Р чувствоваиіе,  ощущеніе   а  ощу-                     сельемъ    и   тою   душевною       независимостью,        которыя     даютъ    воз-
                                                                             °
                                                                    ™
                                                                                               Ч>
                                                                                         ;
                                               °
                                                                              щ у щ е н і я
                                   У
                                                                                            н а
                                                                        И
                             какъ
                                                     пріятное
                                     добро
                     такъ
                                                                                                                                                  ѣ
                     щеше      есть   нечто    внутреннее,       независимое'отъ         внешня го    ^ о                     можность     челов ку     обходиться,     если  нужно,    и  безъ    наслажденій,
                                                                                                                                                              литтіеніи,
                                                                                                                                                                                                           всякія
                                                                                                                                                                            равнодушно
                     для   наслажденія       въ   истинномъ      смысл*     необходимо       господство                       не   печалясь      о  такомъ   т мъ,    что   есть,   чувствуя  перенося  счастли-
                                                                                                                                         довольствуясь
                                                                                                                              потери,
                                                                                                                                                                                                 себя
                                                                                                                                                              ѣ
                     внутренняго       надъ   вн*шнимъ,       необходима      внутренняя      душевная                        вымъ    во   всякомъ     положеніи      и  сохраняя      во  вс хъ     обстоятель-
                                                                                                                                                                                              ѣ
                       —       Г         °  Т Ъ  П     В Н Ѣ  Ш Н Я Г 0 '  ^ х о д и ^ в и у т р е і я  сво-                  ствахъ    жизни     душевное      спокойствіе,     веселье.    Онъ    говорилъ     о
                     бода   мудраго     и  добродетельнаго.        Поэтому      и  киреники,      какъ  и                     себ ,   что   не  знаетъ     достоянія,    которое     было   бы  лучше     доволь-
                                                                                                                                  ѣ
                     циники,     стремились      существенно        къ   одной    и  той же      ц * щ -                     ства;   не  знаетъ    болѣзни,     которая    была   бы   хуже    любостяжатель-
                      !   В    !   ~      н е з а в и с и м о с ™ >  свобод*  добродетельнаго   мудреца                      ности.    Онъ    велъ    жизнь      роскошную,        но  не   боялся     бѣ дности;
                       а с Г . "   В  ?  Ш Н Я Г 0  '  , Г *  й  Д °  С Т а В Л Я е Т Ъ  6 М у  в е р х о в н о е  благо,    велъ    жизнь    изнѣ женную,       но   не  боялся    напряженныхъ         трудовъ
                              Г
                    счастье,    такъ.    что    об*    школы,     и  циническая,       и    киренская                        и   лишены,      и  вс мъ     сов товалъ     заниматься      тѣлесными       упраж-
                    соприкасаются        въ   своихъ      конечныхъ      ц*ляхъ,      въ    стремлеши                                               ѣ          ѣ
                    къ   свобод*     мудреца,     хотя   и   расходятся      въ    п р и н ц и п а х ' "                     неніями,     гимнастикой.       Вообще     всего   выше    цѣ нилъ   онъ   свободу,
                    въ   опредѣленіи      добра.                                                 '                           и   потому     не  желалъ     ни   господствовать       надъ    другими,    ни  под-
                                                                                                                                                                                                         ѣ
                         Въ    приложены       принципа       свободы    къ   семейной      и  государ-                      чиняться     господству     другихъ,     и  даже    не   желалъ     быть   д ятель-
                    ственной     жизни     киреники      снова   сходятся    съ циниками.      У  кире-                      нымъ     членомъ      какого-либо       государства,      говоря,    что    онъ   не
                                                                                                                                                                                              ѣ
                    никовъ,     какъ   и   у  циниковъ,      мудрецъ     въ   сознаніи    своей   внут-                      хочетъ     продать     своей    свободы     ни   за  какую      ц ну.    Онъ     ста-
                                                                                                                                                                             самому
                                                                                                                                                                   только
                                                                                                                                                                                        себ ,
                                                                                                                                                              не
                                                                                                                                                                                                но
                                                                                                                                                                                                        другимъ
                                                                                                                                                                                            ѣ
                   ренней     независимости        возвышается        надъ   семействомъ       и   госу-                     рался    облегчить      жизнь ут шая     др> зей,  съ  равнодушіемъ     и перенося
                                                                                                                                          съ
                                                                                                                             людямъ,
                                                                                                                                              участіемъ
                   дарствомъ,      не  нуждается      въ  нихъ,   довлѣя    самъ   себ .   По  мн нію                                                         ѣ
                                                                                       ѣ
                                                                                                   ѣ
                                                                                                                                                        ѣ
                   Аристиппа,       мудрый     челов къ      долженъ      уклоняться      отъ    обще-                       людскія     обиды,     изб гая     всякихъ     ссоръ,     распрей,      раздоровъ,
                                                      ѣ
                                                                                                                                                              ѣ
                   ственныхъ      д лъ;    вотъ    ПОДЛИННЫЙ      слова    объ   этомъ     основателя                        стараясь     укротить     разгн ваннаго       и  примиряться       съ  пріятелями
                                    ѣ
                     иренскои     школы:      „ Я  избралъ     средній    путь,   не   черезъ    власть                      и  знакомыми       своими.     Наконецъ,      онъ    выражалъ,      что   наиболь-
                                                                                                                                                                                                ѣ
                   и  не   черезъ    рабство,    а   черезъ    свободу,    которая     скор е     всего                      ш а я  удивленія    достоинъ     тотъ  добродѣтельный       челов къ,     который,
                                                                                             ѣ
                   ведетъ    къ   блаженству".                                             р                                 будучи    окруженъ       дурными      людьми,       неуклонно      идетъ    путемъ
                        Свободный       въ  ц ляхъ     цинизмъ      легко    могъ   извратиться     въ                       добродѣтели,      и  такимъ     человѣкомъ      признавалъ      онъ  своего   вели-
                                              ѣ
                                                                                                                                                                                             любви
                                                                                                                                                                                                          пріят-
                                                                                                                                                                                                      къ
                                                                                                                                                                                     своей
                                                                                                                                                                              всей
                  іедонизмъ      уже и     въ   самой    своей   основ ,    именно,   когда   у  кире-                       к а я  учителя     Сократа.    Словомъ,     при  наслажденіямъ,        Аристиппъ
                                                                        ѣ
                                                                                                                             нымъ
                                                                                                                                                        удовольствіямъ,
                                                                                                                                     ощущеніямъ,
                  никовъ,     какъ    и  у  циниковъ,       самодовлѣніе       и  свобода    мудреца
                                                                                                                             высказывается       во  всей   своей  жизни     человѣкомъ     съ  умомъ    далеко
   218   219   220   221   222   223   224   225   226   227   228