Page 228 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 228

неразд льно  знаніе  и  добродѣтель,  и  такимъ  образомъ  впадая
 ѣ
 въ  односторонность.  Это  значите,  что  киреники,  какъ  и  циники  добро  и  добродѣтель  и  становятся  отправными  точками  для
 думали,  что  знаніе  и л и - ч т б  все  равно-обладаніе  всеобщими  двухъ  сократическихъ  школъ—цинической  и  киренской.  Такимъ

 понятіями,  на  которыхъ  Сократъ  основывалъ  зпаніе,  нужно  лишь  образомъ  эти  школы  приняли  противоположное  одна  другой
 такое,  какое  необходимо  человѣку-индивиду  для  добродѣтели  направленіе,  несмотря  на  то,  что  ихъ  философское  ученіе  имѣло
                   и
                                                                                 ученіе
                                                  корень—философское
                      тотъ
                                   источникъ,
                             же
 для  его  индивидуальной  личной  нравственности,  а  именно—  одинъ  и  неразд льную  съ  нимъ  жизнь  этого  философа.  Со-
          крата
 знаніе  добра,  обладаніе  его  понятіемъ,  а  не  такое  знаніе,  къ  ѣ
 которому  стремились  всѣ  физики  или  физіологи  (натурфилософы)  Киренская  философская  школа  просуществовала  всего  около
 т.-е.  знаніе  сущаго,  пребывающий)  въ  вещахъ,  явленіяхъ  внѣ ш-  одного  столѣ тія,  будучи  вытѣ снена  происшедшею  изъ  нея  эпику-
 няго  міра  или  знаніе  сущности  вещей,  еслибы  даже  такое  рейскою  философскою  школою.  Однакоже  въ  продолженіе  этого
 знаніе  и  было  возможно.  короткаго  времени  упоминается  —  послѣ  ея  основателя  и  его
          внука,    какъ   перваго     распространителя         киренской     философы—

 в  Т е п е р ь  ®  п о л н о ю  ясностью  можетъ  быть  опредѣлено  крат-  не  мало  именъ  кирениковъ,  хотя  и  не  первостепенной  важности,
 чаишимъ  образомъ  отношеніе  циниковъ  и  кирениковъ  какъ  къ  но  заслуживающихъ  вниманія  какими  либо  особенностями,  поло-
 Сократу,  такъ  и  между  собою,  а  именно  такимъ  образомъ-  жительна™  или  отрицательна™  достоинства,  ихъ  философскаго
 Сократъ,  какъ  мы  видѣли,  говоря  о  добр ,  какъ  содержаніи  ученія.
 ѣ
 добродѣтели,  a  сл довательно,  и  о  самой  добродѣтели,  не  опре-  ІІредставимъ  теперь  сущность  этого  ученія  каждаго  изъ
 ѣ
 дѣлилъ  съ  точностью,  въ  чемъ  именно  состоятъ  они.  Своимъ  наиболѣе  изв стныхъ  кирениковъ.
 характеромъ  и  своею  жизнью  онъ  показывалъ  примѣръ  обра-  ѣ
                   Ѳеодоръ,
                               непосредственный
 зецъ  внутренняго  душевнаго  спокойствія,  веселья,  внутренней  былъ 1. родомъ  изъ  г.  Кирены.  О ученикъ  Аристипиа  Младшаго,
                                                                ученіи
                                                                           можно
                                                                                     сказать
                                                         его
 душевной  независимости,  свободы  отъ  вн шняго  и  отъ  внѣ ш-
 ѣ
                                                                           кирениковъ,
                                                          нов йшихъ
                                                                                             а
                                                               ѣ
 иихъ  потребностей,  пуждъ,  основываясь  на  истинномъ  знаніи  то  же,  чтЬ  и въ объ  ученіи  прочихъ  говорящее  въ  его  пользу:
                                немъ
         именно,
                     что
                                         есть
                                                нѣ что,
 которое  выражается  въ  формѣ  всеобщихъ  понятій;  въ  этомъ  это  простота  его  принципа;  ничто  не  можетъ  быть  проще  и
 смыслѣ  Сократъ  представлялъ  собою  образецъ  основаннаго  на  яснѣ е,  какъ  воззваніе  къ  удовольствію,  къ  веселой  жизни  вообще;
 знанш,  на  понятіи,  и  сл довательно  разумна™,  воздержанія  отъ  но  и  съ  этой  стороны  ученію  кирениковъ  недостаетъ  чего-то:
 ѣ
 в сяк ихъ  влеченій  къ  вн шнему:  а  между  тѣмъ  онъ  же  самъ  гово-  пельзя  имѣть  одни  только  наслажденія,  а  еслибы  это  и  было
 ѣ
 рилъ,  что  онъ  не  знаетъ  другого  добра,  кромѣ  того,  чт0  годно  возможно,  то  невозможно  было  бы  наслаждаться  безпрестанно;
 полезно  для  чего-нибудь,  такъ  что  доброе  отождествлялъ  онъ  такимъ  образомъ  часть  жизни  проходите  безъ  удовольствія,  и
 съ  полезнымъ  для  челов ка,  но  вм стѣ  и  съ  истиннымъ  и  съ  притомъ  жизнь  наполнена  многими  неудовольствіями,  слѣ дова-
 ѣ
 ѣ
 прекраснымъ.  Ясно,  что  взглядъ  на  понятіе,  сущность  добро-
                                                 удовольствія
                                                                      можетъ
                                                                  не
 д тели,  содержаніе  которой  и  есть  добро,  долженъ  измѣняться  тельно  сказанный  принципъ чувственное  удовольствіе,  быть  про-
 ѣ
                   последовательно,
         ведешь
                                                                                   эта
                                                                                          луч-
                                           и
 смотря  по  тому,  какое  изъ  этихъ  двухъ  воззрѣній  на  добро  шая  (по  мнѣ нію  кирениковъ)  часть  удовольствія,  все-таки  не
 получите  перевѣ съ.  И  въ  самомъ  дѣ л ,  дѣ ятельность  человѣ че-  можетъ  доставить  истиннаго  удовлетворенія  человѣку  мудрому,
 ѣ
 скаго  разума  съ  его  знаніемъ,  выражающимся  въ  формѣ  все-
         ооразованному.
 оощихъ  понятій,  можетъ  быть  двоякаго  рода:  она  можетъ  со-  возникла  мысль  Поэтому  естественно,  что  въ  киренской  школѣ
                                                                    удовольствія
                                                                                      не
                                                                                           съ
                                              на
                                взглянуть
                                                    принципъ
 стоять  или  въ  разумномъ  воздержаніи  отъ  влеченій  ко  всему  вн шней  только  стороны,  т.-е.  полагать  удовольствіе  въ  чемъ-
 вн шыему;  или  въ  разумномъ  удовлетворены  ихъ,  т.-е.  въ  разум-  ѣ
 ѣ
                         чтб
                                      ѣ
 номъ  пользовании  всѣмъ  вн шнимъ,  какъ  жизненными  благами  то  такомъ,  отъ  челов къ  всегда  можетъ и имѣть  самъ  черезъ и себя,
 ѣ
                                                                                          чтб
         независимо
                                                                 обстоятельствъ,
                                              отношеній
                               вп шіыхъ
 въ  наслаждены  ими.  Вотъ  эти-то  двѣ  стороны  воззрѣнія  на  ѣ
         вмѣ стѣ   съ   тѣ мъ   есть   н что    духовное.
                                        ѣ
   223   224   225   226   227   228   229   230   231   232   233