Page 233 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 233

безчестіе,     все   это   безразлично      относительно       мѣрила      удоволь-                            которая     равнялась     бы    ц нѣ    его   самого.    Конечно,      никого    онъ
                                                                                                                                                                  ѣ
                  ствія,—какъ       при     одномъ,      такъ    и  при    другомъ     можно     ощу-                            не   будетъ     пенавид ть,       напротивъ—всякаго,            кого     усмотрите
                                                                                                                                                           ѣ
                  щать    и  удовольствіе,      и   иеудовольствіе;       бѣдный      наслаждается                               погрѣшающимъ,          онъ    будетъ    поучать    лучшему,     такъ   какъ    никто
                  столькими     же   удовольствіями,      сколькими      и  богатый ;(даже      жизнь                            не   поступаете      дурно    добровольно       или   злонамѣренно,       a   всякій
                  и  смерть    равно    желательны,      смотря    по  обстоятельствамъ,        взгля-                           поступаете      такъ,    лишь    тѣснимый      какимъ-либо       страданіемъ.

                  дамъ   и   душевному       настроенію;      жизнь    полезна      собственно     од-                                Все    это  изложеніе      Гегезіева     ученія     Кёстлинъ      заключаете
                  нимъ    глупцамъ,      для   людей    же    разумныхъ      она    безразлична.     И                           слѣдующимъ         в рнымъ       замѣ чаніемъ:       „въ   этомъ    ученіи     нахо-
                                                                                                                                                     ѣ
                  такъ,   ничего     единичнаго       не   можетъ      быть   признано      в рнымъ                             димъ     мы   замѣчательно        в рную       критику      гедонизма,     произне-
                                                                                             ѣ
                                                                                                                                                                    ѣ
                  средствомъ       для    достиженія       удовольствія,      къ   чему    слѣдовало                             сенную     имъ    надъ    самимъ     же   собой.    Гедонизмъ      долженъ     былъ
                 бы   поэтому     стремиться;     но  этого   мало.   Вообще)нельзя         усп шно                              наконецъ      взойти    къ   разсужденію       о  томъ,   чтб  же  такое     именно
                                                                                                ѣ
                 стремиться      къ   самоудовлетворенію.           Счастливая       жизнь     невоз-                            доставляете      челов ку     в рное     удовольствіе,      а  также    и   о  томъ,
                                                                                                                                                                 ѣ
                                                                                                                                                         ѣ
                 можна;     счастья    не  существуете;       оно—ничто;        оно—одна       мечта.                            какое    вообще      значеніе     им етъ      въ  св тѣ     удовольствіе.      Коль
                                                                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                                                       ѣ
                 Такъ    какъ    ничто    въ   мірѣ   не   ведете    в рно    къ   удовольствію       и                          скоро    займемся     мы    этимъ     изслѣдованіемъ        серьезно,     мы    най-
                                                                      ѣ
                 такъ    какъ    ради    многихъ     золъ   въ   мірѣ    должно     постоянно      б -                           демъ:     1)   удовольствіе      обусловливается         субъектомъ,      —   одинъ
                                                                                                     ѣ
                 жать    отъ    неудовольствія,      бороться     съ   нимъ,     то   ц ль,    какую                             субъекте      находите      удовольствіе      тамъ,     гдѣ    его   не   находите
                                                                                        ѣ
                 елѣдуетъ      себѣ   поставить,    можно     опредѣлить     лишь    такимъ     обра-                            другой;   одному    нравится     это,  другому—то;        сегодня   намъ    пріятно
                 зомъ:     надобно     стараться     жить,   насколько      это   возможно,       безъ                           то,   чт0   завтра    уже     надо даетъ,       и  т.   д.  Словомъ,      ничто    не
                                                                                                                                                                     ѣ
                 тягости     и    страданій,      равнодушно        относясь      ко   всему,      чтЬ                           доставляете       намъ     удовольствія      безусловно;       можно,     конечно,

                 обыкновенно       признается     за  средство,   доставляющее         удовольствіе;                             сказать,   что   удовольствіе      есть   ц ль    для   вс хъ;    но  нельзя    ска-
                                                                                                                                                                                            ѣ
                                                                                                                                                                             ѣ
                 главное     искусство    и  главное   преимущество        мудраго     состоите     не                           зать,  чтЬ   именно     есть   удовольствіе      для   вс хъ;     2)  удовольствіе
                                                                                                                                                                                           ѣ
                 въ   томъ,   чтобы    искать    благъ,    а  въ   томъ,   чтобы    избѣгать     золъ.                           обусловливается       объективною       реальностью      вещей;    вѣргіо    только
                     (Йаконецъ,        что    касается      отношеній      людей    между      собою,                            одно,   что   вездѣ    есть   неудовольствіе,       и  что,  сл довательно,       мы
                                                                                                                                                                                                 ѣ
                 то  и  здѣсь   Гегезій    становится     на  отчаянную,      но   въ  то  же   время                            вынуждены       постоянно      бороться     противъ     того,   чтЬ   есть   чистая
                 и   эгоистически-самоотверженную               точку     зрѣнія.      Угодливость,                              противоположность          верховной      цѣли    (состоящей      у  кирениковъ,
                 благотворительность,         дружба—все         это   ничто;    все  подобное     мы                            какъ    мы    видѣли,    въ   удовольствіи,      наслажденіи).       Вотъ    это-то
                 не   считаемъ     благами     ради    нихъ    самихъ,    а  лишь    ради    нашихъ                              и  есть   главное,     ибо   оно   привело     къ   тому,   что   весь   принципъ

                 потребностей,       которыя    мы   надѣемся     удовлетворить       посредствомъ                               кирениковъ      подвергается       сомнѣнію,     даже    иризнается      несостоя-
                 ихъ.    Но   чѣмъ    мен е     мы   будемъ     имѣть    потребностей,       въ  силу                            тельнымъ,      уничтожается;         отчаянный       результате      абсолютна™
                                           ѣ
                 разумнаго       усмотрѣнія       нашего,      тѣмъ    мен е    будемъ     мы    нуж-                            гедонизма     состоите     именно      въ   томъ,    что   этотъ   гедонизмъ      не
                                                                           ѣ
                 даться    во   всемъ    вышеозначенномъ;          мудрецъ      не   нуждается      въ                           можетъ     быть   проведенъ.      Намъ     ничего     болѣе
                 другихъ,     а  потому      ему    н тъ    надобности      своею     угодливостью                                                                                             не  остается,    какъ
                                                      ѣ
                 обязывать       другихъ,     привлекать      ихъ    къ  себ .   Конечно,     такимъ                             отказаться     отъ   пріятной     жизни,     отъ   удовольствій,     наслаждены
                                                                             ѣ
                 образомъ,      мудрецу      останется      жить     только    для   себя;   но   онъ                            и  успокоиться      на   томъ,   что  можно     прожить     и  безъ  міра,   можно
                 хорошо      сд лаетъ,      если   будетъ     дѣлатг    все   только    для   самого                            ограничиться       и   самимъ     собою,   и  притомъ,    всего   лучше,    посред-
                               ѣ
                 себя,   ибо   другой     ничего    не   можетъ     сдѣлать    для   него,   чего  бы                           ствомъ     заключенія      себя   въ   самомъ     себѣ   же,   отрекшись       сколь
                 онъ    не   могъ   сдѣлать     для   себя   самъ,   и  притомъ    сдѣлать    лучше,                            возможно       болѣе     отъ    міра,    который      намъ    ничего    не   хочетъ

                 нежели     сможете      сдѣлать    другой;    онъ    полезеиъ     другимъ,     а   не                          предложить;        довольствуясь      самимъ      собою,    вмѣсто    того,    чтобы
                 они     полезны      ему;    онъ    никому     не   можетъ     придавать      ц ны,                            ожидать      чего-либо      отъ   міра.     Такою     гордостью     мудреца,      до-
                                                                                                 ѣ
                                                                                                                                вольству   ющагося       самимъ      собою,     такимъ     безотраднымъ         пре-
                                                                                                                                                                                                           15*
   228   229   230   231   232   233   234   235   236   237   238