Page 230 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 230

Но    и  по ученію     Ѳеодора     удовольствіе     всегда   слѣдуетъ     пред-
 Такъ,  можетъ  быть,  по  мнѣнію  Еёстлина  (.Köstlin,  „Ge-  почитать  неудовольствію;  удовольствіе,  въ  его  глазахъ,  всегда
 schichte  der  Ethik",  Tübingen,  1887),  возникло  ученіе  Ѳеодора,  есть  нѣ что  такое,  къ  чему  разумное  усмотр ніе—если  придется
                                                                            ѣ
 которое,  конечно,  было  подготовлено  Аристиппомъ  Старшимъ.  ему  выбирать  между  удовольствіемъ  и  неудовольствіемъ  —  всегда
 Уже  основатель  киренской  философской  школы  не  искалъ  будетъ  стремиться,  но,  конечно,  не  желая  его  абсолютно.  Но
 „единичная"  только  удовольствія;  напротивъ,  онъ  былъ  веселъ  чтЬ  такое  самый  предмете  разумная  усмотрѣнія?  Почему  оно
 главнымъ  образомъ  потому,  что  былъ  свободенъ  отъ  привязан-  производите  въ  человѣкѣ  веселье,  радость?  На  это  Кёстлинъ
 ности  къ  единичнымъ  наслажденіямъ  и  сознавалъ  невозмож-  отв чаетъ  замѣчаніемъ,  что/бъ  точки  зрѣнія  Ѳеодора,  относя-
                    ѣ
 ность  всегда  имѣть  одни  только  удовольствія;  онъ  умѣлъ  найти  щ а я  все  къ  нашему  я,  разумное  усмотрѣніе  есть  способность
 во  всемъ,  даже  въ  неудовольствіи,  пріятную  сторону  и  все   достигать  пріягнаго,  избѣгать  непріятнаго,  вообще  вездѣ  посту-
 принималъ  легко;  его  главное  удовольствіе  состояло  въ  томъ  пать  цѣлесообразно  для  себя.  Говоря  иначе,  Ѳеодорово  разум-
 сознаніи,  что онъ  можетъ  всегда  быть  веселымъ,  благодаря  нде  усмотрѣніе  есть  практическое,  житейское  благоразуміе.

 силѣ  своего  духа  и  своему  благоразумію,  которое  было  въ  (Такимъ  образомъ  Ѳеодоръ  ставите  утилитарно-гедоническій
 со стоя il іи  наслаждаться  всѣмъ  пріятнымъ,  справиться,  прими-  и&теллектуализмъ  на  мѣсто  просто-гедоническая;  онъ  учите
 риться  со  вс мъ  непріятнымъ.  Это,  кажется,  взялъ  Ѳеодоръ  человѣ ка:  пріобрѣти  искусство  собственными  силами  устраи-
 ѣ
 изъ  взгляда  Аристиппа  на  жизнь.  Вм стѣ  съ  тѣмъ  Ѳеодоръ  вать  твою  жизнь  цѣлесообразно,  и  ты  будешь  испытывать
 ѣ
 возвелъ  освобожденіе  индивидуальности  отъ  всякой  зависимости  f  высокое  наслажденіе,  сознавая  себя  человѣкомъ  благоразум-

 со  стороны  объективная  закона  на  такую  высочайшую  ступень,  ным^  устраивающимъ  свою  жизнь  на  пользу  и  во благо  себк
 какой  никогда  не  бывало;  онъ  эмансипировалъ  себя  отъ  всего,  самому;  человѣкомъ  ни  отъ  чего  не  зависящимъ,  а,  напротивъ,
 не  только  отъ  единичная  наелажденія,  но и отъ  общественной  все  подчиняющимъ  самому  себѣ ;  тогда  ты  будешь  человѣкомъ

 нравственности,  и  отъ  всякая  иного  ограниченія  своеволія.  свободпымъ,  совершенно  довольствующимся  самъ  собою.  Что
 Верховную  цѣль  для  человѣ ка  Ѳеодоръ  поставлялъ  въ  такая  свобода  есть  главный  предмета  пожеланій  Ѳеодора,  это
 весель ,  въ  удовольствіи,  доставляемомъ  разумнымъ  усмотрѣ-  особенно  видно  изъ  отдѣльныхъ  выводовъ,  которые  онъ  дѣлаетъ
 ѣ
 ніемъ,  благоразуміемъ  Орро ^),  а  скорбь  о  неразуміи  призна-  изъ  своихъ  принциповъ.  Дружбу  онъ  вовсе  не  считаете доб-
 ѵ
 валъ  онъ  тѣмъ,  чего  всего  болѣе  должно  избѣ гать.  Разумное  ромъ,  ибо  человѣкъ  мудрый  самостоятеленъ  уже  въ  силу

 усмотрѣніе  и  все къ  нему  принадлежащее  или  изъ  него  исходя-  своего  разумная  усмотрѣнія,  и  потому  не  нуждается  ни въ
 щее—наприм ръ  правда  и  справедливость  -  есть  добро,  а  все   какихъ  друзьяхъ;  а люди немудрые  бываютъ  между  собою  друзьями
 ѣ
 тому  противоположное—зло.  Удовольствіе  само  по  себѣ  есть  развѣ  только  до  т хъ  поръ,  пока  они нуждаются  другъ  въ
                                          ѣ
 только  среднее  между  добромъ  и  зломъ,  точно  такъ  же,  какъ  друг ,  а  когда  минете  эта  нужда,  то  прекращается  и  дружба
                    ѣ
 и  неудовольствіе.  Одиакоже  своимъ  положеніемъ  о такомъ  сред-  ихъ:  но такая  слабая  связь  между  людьми  вовсе  не есть  дружба.
 пемъ  достоинствѣ,  значены  удовольствія  и неудовольствія Ѳ ео-  Такъ£)еодоръ  находите  совершенно  осиовательнымъ,  когда  благо-
 доръ  не  хочетъ,  конечно,  выразить,  что  и  то,  и  другое  абсо-  разумный  человѣкъ  отказывается  жертвовать  своею  жизнью  за
 лютно  индифферентно  для  человѣ ка  и  для  того,  чтобы  онъ  отечество;  онъ  не  обязанъ  тратить  свое  разумное  усмотрѣніе,
 ч вствовалъ  себя  довольнымъ;  онъ  хот лъ  сказать  только, что   жертвовать  своимъ  блаяразуміемъ  на  пользу  и  во  благо  не-
 ѵ
 ѣ
 удовольствіе  есть  добро  условное,  а  не  безусловное;  безъ  него  разу мныхъ;  еслибы  всѣ  люди  были  разумны,  то  не  было бы
                                                          ѣ
 можно  обойтись  и  не  слѣдуетъ  его  желать  абсолютно,  не  долж-  войнъ.  Притомъ  отечество  челов ка  не  та  или другая  мѣ ст-
 но  терять  изъ-за  него  своей  свободы;  точно  также  и о  не до-  ностъ,  но  весь  міръ;  мудрый  вездѣ  можетъ  жить  и  повсюду
 ѵ
 вольствіи  можно  сказать,  что  не  слѣдуетъ  е я  бояться,  что  двигаться.
 можно  съ  нимъ  справиться,  даже  можно  обратить  его  въ  добро.
   225   226   227   228   229   230   231   232   233   234   235