Page 226 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 226

не  дюжиннымъ  и  весьма  образованным^  умѣющимъ  во  всѣ хъ  благами,  наслаждаться  ими.  При  этомъ  разумъ,  истинное  знаніе,
 презратностяхъ  жизни  сохранить  душевное  спокойствіе,  весеТье  понятіе  добра,  мудрость  и  философія  должны  быть,  по  ученію

 Г  —  :  С В О б О Д У ;  Ч е Л °  В Ѣ  К 0 М Ъ '  У М Ѣ  Ю Щ М Ъ  господствовать'  Аристиппа,  руководителями  человѣ ка  въ  его  практической  д я-
                                                                                            ѣ
 н о в н ы Г  Rn  П 0 ж е л а ш я м и  и  с т  Р ™ >  умѣющимъ  быть  всегда  тельности,  не  давая  ему  рабски  покоряться  своимъ  влеченіямъ,
 а
 и
 н  "  Г  Ч е Р Т Ы  е Г °  Х а р а К Т е р а  Н е  с у т ь  "Росте  только  страстямъ,  а,  напротивъ,  научая  его,  какъ  обращать  все  внѣ шнее

 Г о  ѵ  ч е і 1  '  "  °  У Т Ь  В М М  И  В ы р а ж е н і я  его  этиче-  въ  свою  пользу,  превращая  его  такимъ  образомъ  въ  добро,
 скаго  -ученья,  ибо  и  учете  его  требовало,  чтобы  во  всей  своей  въ  благо  для  себя.
 жизни  человѣ къ  руководился  т мъ  взглядомъ  на  сущность  на  „Властвуете  надъ  удовольствіями  (говорить  Аристиппъ)  не
 ѣ
 понятге  всей  челов ческой  д ятельности,  к о т о р ы й " Т р и с т і н !  тотъ,  кто  отъ  нихъ  воздерживается  (какъ  думалъ  Антисоенъ),
 ѣ
 ѣ
 называлъ  истиннымъ  ея  нониманіемъ,  разум ніемъ  (" Р  а  тотъ,  кто  ими  разумно  пользуется,  точно  также  какъ  надъ
 ѣ
 такъ  что  учешс  и  жизнь,  теорія  и  практика  состояли  у  гедо-  кораблемъ  или  конемъ  властвуетъ  не  тотъ,  кто  ими  не  поль-
          зуется,    а  тотъ,   кто   умѣ етъ    управлять     ими    какъ    хочетъ".
 и  у  п и н и Т Г  В Ъ  Т а К °  М Ъ  Ж е  е Д И И С Т в Ѣ  '  в ъ  к а к о м ъ  б ы л и  о ™
                                                                                             ѣ
                                     ѣ
 У  п Г в Г  А н Т И С Ѳ  е н а >  и  в ъ  особенности  у  Діогена  Синопскаго.  Итакъ,  между  т мъ  какъ,  по  ученію  Антисѳ ена,  дсброд -
                                                                     ѣ
 правда,  и  ученіе,  и  жизнь  Аристиппа  много  уклоняются  отъ  тель  состоитъ  въ  воздержаніи  влеченій  къ  вн шнему—по  ученію
 а Т о б п а Г ъ ™  Т 0 Г 0 '  К 0 Г °  В С е Г Д а  И М Ѣ  Л Ъ  В Ъ  ВЙД У  А  р  ™  ?  Аристиппа,  она  состоитъ  въ  разумномъ  удовлетворены  влеченій
                                         ѣ
 а  о  h  И Д е а Л Ъ  Д Л Я  П 0 Д Р  а ж а ™ , '-с-  своего  вели-  или  въ  пользованіи  вн шнимъ.
 т
 кан)  учителя  Сократа;  однакоже  Аристиппъ  ближе  стоить  къ  Во  взглядѣ  на  правду  и  справедливость  съ  особенной  ясно-
 Сократу,  нежели  какъ  можно  было  бы  заключить  изъ  поверхност-  стью  обнаружилось,  что,  несмотря  на  противоположный  опре-
 наго  взгляда  на  ученіе  и  жизнь  Аристиппа.  Съ  одной  сто-  дѣленія  добра  циниками  и  кирениками,  они  сходились  въ  окон-
 роны  и  Сократъ  не  н а ш е й  другого  философскаго  о с н о в а !  чательныхъ  результатахъ.  Такъ  циникъ  Діогенъ  Синопскій  гово-

 для  нравствепныхъ  обязанностей  челов ка,  іромѣ  основан  я  рить  о  правдѣ  и  справедливости,  какъ  о  добродѣтели,  что  она
 ѣ
 эвдемонистическаго;  съ  другой  стороны  и  въ  Аристипнѣ  н е л ь Г я е  есть  н что  полезное  и  пріятное,  которымъ  не  только  достав-
                  ѣ
 признать  многихъ  изъ  т хъ  чертъ  характера  и  ученія  к о т о ™  ляется  человѣку  душевное  спокойствіе,  но  и  обезпечиваются
 ѣ
 отличались  характеръ  и ѵ ченіе  Сокття  я  ™  '  К О Т О р ь ш и  наслажденія.  Это  же  самое  могъ  сказать  о  правдѣ  и  справед-
 ѵ пп^  по,.  „  г  ученіе  оократа,  а  именно:  возвышен-  ливости  и  всякій  киреникъ,  полагающей  добро  въ  наслажденіи.
 ность  надъ  случайностями  жизни,  независимость  отъ  внѣ шнихъ  Словомъ,  циники  опредѣляли  праведное  и  справедливое  суще-
 о  тоятельствъ,  самообладаніе,  господство  надъ  самимъ  собою
 невозмутимое  душевное  сиокойствіе  и  веселье,  дов ріе  къ  все-  ственно  такъ  же,  какъ  могли  его  опредѣлигь  и  киреники,  а
 ѣ
                              ѣ
 подчиняющей  себѣ  силѣ  ума,  разум нія,  зпаиія  и  "  pe  i n  e  именно  какъ  н что  полезное  и  пріятное  для  человѣ ка.  Такое
 ѣ
 чтобы  челов къ  сколько  возможно  болѣе  освобождался  изъ  поте  опредѣленіе  правопонятія  вѣ рно,  но  односторонне,  ибо  правда
 ѣ
 исимости  отъ  всего  вн шняго  посредствомъ  этого  разумѣ н£  и  справедливость  есть  не  только  средство  для  вн шннхъ
                                                                                     ѣ
 ѣ
 знаШя  и  неразд льнаго  съ  нимъ  истиннаго  образован!*.'  цѣлей,  не  только  полезное  и  пріятное  для  челов ка,  не  только
                                                                            ѣ
 ѣ
 Il о  всѣ хъ  этихъ  отношеніяхъ  Аристиппъ  нер дко  сходился  благо,  какъ  добро  несамоц льное,  но  она  имѣетъ  достоинство
 ѣ
                                              ѣ
         и   сама   въ   себ ,    или   достоинство       внутреннее,      а  именно:     она
                             ѣ
 ченТй  T  S  Щ Ш И К 0 В Ъ -  Ц И Н И К И  н а х о д я  -  -  воздержан!  I  !
 ченш  къ  вн шнему,  въ  лишеніяхъ  высочайшее  удовольствіе  есть  нравственное  добро,  какъ  добро  самоцѣльное.
 ѣ
 верховное  добро,  благо,  счастіе;  Аристиппъ  же р е б у е і  чтобы  Ко  всему  сказанному  можно,  пожалуй,  еще  прибавить,  что
 т
 челов къ  умѣлъ  обходиться  безъ  пріятныхъ  ощущеній  у д о і Г  и  киреники,  какъ  и  циники,  придавали  цѣ ну  только  такому
 ѣ
 ствш  возбуждаемыхъ  внѣшнимъ,  ибо  тогда  2 ь к о  о Щ т ь  знанію,  которое  служить  этическимъ  ц лямъ,  отвергая  его  само-
                                                            ѣ
           ѣ
 С 0 С Т 0 Я Н Ш  ВДежащимъ  образомъ  пользоваться  внѣшними  ц лыіость  и,  сл довательно,  разъединяя  TÖ,  что  у  Сократа  было
                              ѣ
   221   222   223   224   225   226   227   228   229   230   231