Page 226 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 226
не дюжиннымъ и весьма образованным^ умѣющимъ во всѣ хъ благами, наслаждаться ими. При этомъ разумъ, истинное знаніе,
презратностяхъ жизни сохранить душевное спокойствіе, весеТье понятіе добра, мудрость и философія должны быть, по ученію
Г — : С В О б О Д У ; Ч е Л ° В Ѣ К 0 М Ъ ' У М Ѣ Ю Щ М Ъ господствовать' Аристиппа, руководителями человѣ ка въ его практической д я-
ѣ
н о в н ы Г Rn П 0 ж е л а ш я м и и с т Р ™ > умѣющимъ быть всегда тельности, не давая ему рабски покоряться своимъ влеченіямъ,
а
и
н " Г Ч е Р Т Ы е Г ° Х а р а К Т е р а Н е с у т ь "Росте только страстямъ, а, напротивъ, научая его, какъ обращать все внѣ шнее
Г о ѵ ч е і 1 ' " ° У Т Ь В М М И В ы р а ж е н і я его этиче- въ свою пользу, превращая его такимъ образомъ въ добро,
скаго -ученья, ибо и учете его требовало, чтобы во всей своей въ благо для себя.
жизни человѣ къ руководился т мъ взглядомъ на сущность на „Властвуете надъ удовольствіями (говорить Аристиппъ) не
ѣ
понятге всей челов ческой д ятельности, к о т о р ы й " Т р и с т і н ! тотъ, кто отъ нихъ воздерживается (какъ думалъ Антисоенъ),
ѣ
ѣ
называлъ истиннымъ ея нониманіемъ, разум ніемъ (" Р а тотъ, кто ими разумно пользуется, точно также какъ надъ
ѣ
такъ что учешс и жизнь, теорія и практика состояли у гедо- кораблемъ или конемъ властвуетъ не тотъ, кто ими не поль-
зуется, а тотъ, кто умѣ етъ управлять ими какъ хочетъ".
и у п и н и Т Г В Ъ Т а К ° М Ъ Ж е е Д И И С Т в Ѣ ' в ъ к а к о м ъ б ы л и о ™
ѣ
ѣ
У п Г в Г А н Т И С Ѳ е н а > и в ъ особенности у Діогена Синопскаго. Итакъ, между т мъ какъ, по ученію Антисѳ ена, дсброд -
ѣ
правда, и ученіе, и жизнь Аристиппа много уклоняются отъ тель состоитъ въ воздержаніи влеченій къ вн шнему—по ученію
а Т о б п а Г ъ ™ Т 0 Г 0 ' К 0 Г ° В С е Г Д а И М Ѣ Л Ъ В Ъ ВЙД У А р ™ ? Аристиппа, она состоитъ въ разумномъ удовлетворены влеченій
ѣ
а о h И Д е а Л Ъ Д Л Я П 0 Д Р а ж а ™ , '-с- своего вели- или въ пользованіи вн шнимъ.
т
кан) учителя Сократа; однакоже Аристиппъ ближе стоить къ Во взглядѣ на правду и справедливость съ особенной ясно-
Сократу, нежели какъ можно было бы заключить изъ поверхност- стью обнаружилось, что, несмотря на противоположный опре-
наго взгляда на ученіе и жизнь Аристиппа. Съ одной сто- дѣленія добра циниками и кирениками, они сходились въ окон-
роны и Сократъ не н а ш е й другого философскаго о с н о в а ! чательныхъ результатахъ. Такъ циникъ Діогенъ Синопскій гово-
для нравствепныхъ обязанностей челов ка, іромѣ основан я рить о правдѣ и справедливости, какъ о добродѣтели, что она
ѣ
эвдемонистическаго; съ другой стороны и въ Аристипнѣ н е л ь Г я е есть н что полезное и пріятное, которымъ не только достав-
ѣ
признать многихъ изъ т хъ чертъ характера и ученія к о т о ™ ляется человѣку душевное спокойствіе, но и обезпечиваются
ѣ
отличались характеръ и ѵ ченіе Сокття я ™ ' К О Т О р ь ш и наслажденія. Это же самое могъ сказать о правдѣ и справед-
ѵ пп^ по,. „ г ученіе оократа, а именно: возвышен- ливости и всякій киреникъ, полагающей добро въ наслажденіи.
ность надъ случайностями жизни, независимость отъ внѣ шнихъ Словомъ, циники опредѣляли праведное и справедливое суще-
о тоятельствъ, самообладаніе, господство надъ самимъ собою
невозмутимое душевное сиокойствіе и веселье, дов ріе къ все- ственно такъ же, какъ могли его опредѣлигь и киреники, а
ѣ
ѣ
подчиняющей себѣ силѣ ума, разум нія, зпаиія и " pe i n e именно какъ н что полезное и пріятное для человѣ ка. Такое
ѣ
чтобы челов къ сколько возможно болѣе освобождался изъ поте опредѣленіе правопонятія вѣ рно, но односторонне, ибо правда
ѣ
исимости отъ всего вн шняго посредствомъ этого разумѣ н£ и справедливость есть не только средство для вн шннхъ
ѣ
ѣ
знаШя и неразд льнаго съ нимъ истиннаго образован!*.' цѣлей, не только полезное и пріятное для челов ка, не только
ѣ
ѣ
Il о всѣ хъ этихъ отношеніяхъ Аристиппъ нер дко сходился благо, какъ добро несамоц льное, но она имѣетъ достоинство
ѣ
ѣ
и сама въ себ , или достоинство внутреннее, а именно: она
ѣ
ченТй T S Щ Ш И К 0 В Ъ - Ц И Н И К И н а х о д я - - воздержан! I !
ченш къ вн шнему, въ лишеніяхъ высочайшее удовольствіе есть нравственное добро, какъ добро самоцѣльное.
ѣ
верховное добро, благо, счастіе; Аристиппъ же р е б у е і чтобы Ко всему сказанному можно, пожалуй, еще прибавить, что
т
челов къ умѣлъ обходиться безъ пріятныхъ ощущеній у д о і Г и киреники, какъ и циники, придавали цѣ ну только такому
ѣ
ствш возбуждаемыхъ внѣшнимъ, ибо тогда 2 ь к о о Щ т ь знанію, которое служить этическимъ ц лямъ, отвергая его само-
ѣ
ѣ
С 0 С Т 0 Я Н Ш ВДежащимъ образомъ пользоваться внѣшними ц лыіость и, сл довательно, разъединяя TÖ, что у Сократа было
ѣ