Page 225 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 225

не  дюжиннымъ        и   весьма    образованным^         умѣющимъ        во   всѣ хъ                  благами,    наслаждаться       ими.   При   этомъ   разумъ,    истинное     знаніе,
                        презратностяхъ        жизни    сохранить     душевное      спокойствіе,     весеТье                    понятіе    добра,   мудрость      и  философія      должны     быть,    по  ученію

                          Г     —       :      С В О б О Д У ;  Ч е Л °  В Ѣ  К 0 М Ъ '  У М Ѣ  Ю Щ М Ъ  господствовать'      Аристиппа,       руководителями        челов ка     въ   его  практической      д я-
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                                                                                                                                                                            ѣ
                        н о в н ы Г   Rn  П 0 ж е л а ш я м и  и  с т  Р ™ >   умѣющимъ       быть   всегда                   тельности,     не   давая    ему   рабски     покоряться     своимъ    влеченіямъ,
                                                                         и
                                                                    а
                            н      "    Г        Ч е Р Т Ы  е Г °  Х а р а К Т е р а  Н е  с у т ь  "Росте  только            страстямъ,     а,  напротивъ,     научая   его,  какъ   обращать     все  внѣ шнее
                         Г о    ѵ   ч е і 1         '  "  °  У Т Ь  В М М   И  В ы р а ж е н і я  его  этиче-                 въ   свою    пользу,     превращая       его   такимъ      образомъ      въ   добро,
                        скаго  -ученья,    ибо   и  учете     его   требовало,     чтобы    во  всей  своей                   въ   благо   для    себя.
                        жизни    человѣ къ    руководился       т мъ    взглядомъ     на   сущность       на                        „Властвуете      надъ    удовольствіями       (говорить     Аристиппъ)      не
                                                                 ѣ
                       понятге     всей   челов ческой       д ятельности,         к о т о р ы й " Т р и с т і н !            тотъ,   кто   отъ   нихъ    воздерживается        (какъ    думалъ     Антисоенъ),
                                                 ѣ
                                                               ѣ
                       называлъ      истиннымъ        ея  нониманіемъ,        разум ніемъ        (" Р                         а  тотъ,    кто  ими    разумно     пользуется,     точно    также     какъ    надъ
                                                                                     ѣ
                       такъ    что   учешс     и  жизнь,    теорія    и  практика      состояли    у  гедо-                   кораблемъ      или   конемъ     властвуетъ      не   тотъ,   кто   ими   не   поль-
                                                                                                                              зуется,    а  тотъ,   кто   умѣ етъ    управлять     ими    какъ    хочетъ".
                       и  у   п и н и Т Г     В Ъ  Т а К °  М Ъ  Ж е  е Д И И С Т в Ѣ  '  в ъ  к а к о м ъ  б ы л и  о ™
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                                                                                                                                                         ѣ
                          У  п Г в Г    А н Т И С Ѳ  е н а >  и  в ъ  особенности  у  Діогена  Синопскаго.                         Итакъ,     между     т мъ    какъ,    по  ученію     Антисѳ ена,     дсброд -
                                                                                                                                                                                         ѣ
                            правда,     и   ученіе,  и  жизнь    Аристиппа      много   уклоняются      отъ                   тель  состоитъ     въ  воздержаніи      влеченій    къ  вн шнему—по          ученію
                        а Т о б п а Г ъ ™    Т 0 Г 0 '  К 0 Г °  В С е Г Д а  И М Ѣ  Л Ъ  В Ъ  ВЙД У  А  р  ™  ?              Аристиппа,     она    состоитъ     въ  разумномъ      удовлетворены       влеченій
                                                                                                                                                             ѣ
                        а  о             h          И Д е а Л Ъ  Д Л Я  П 0 Д Р  а ж а ™ , '-с-  своего  вели-                или   въ   пользованіи      вн шнимъ.
                                                                                    т
                      кан)    учителя    Сократа;     однакоже      Аристиппъ        ближе    стоить     къ                        Во   взглядѣ    на   правду     и  справедливость      съ  особенной     ясно-
                      Сократу,     нежели   какъ   можно     было   бы  заключить      изъ  поверхност-                       стью   обнаружилось,        что,   несмотря     на   противоположный          опре-
                      наго     взгляда    на    ученіе    и  жизнь     Аристиппа.       Съ   одной    сто-                    дѣленія    добра    циниками      и  кирениками,       они  сходились     въ  окон-
                      роны    и   Сократъ     не   н а ш е й   другого      философскаго        о с н о в а !                 чательныхъ      результатахъ.      Такъ   циникъ     Діогенъ    Синопскій     гово-

                      для   нравствепныхъ         обязанностей       челов ка,      іромѣ      основан    я                   рить   о  правдѣ     и  справедливости,        какъ   о  добродѣтели,      что  она
                                                                            ѣ
                      эвдемонистическаго;        съ  другой    стороны    и  въ  Аристипнѣ     н е л ь Г я е                  есть  н что    полезное      и  пріятное,     которымъ      не   только    достав-
                                                                                                                                      ѣ
                      признать     многихъ     изъ  т хъ   чертъ    характера     и  ученія    к о т о ™                     ляется    человѣку      душевное       спокойствіе,      но   и   обезпечиваются
                                                     ѣ
                     отличались      характеръ      и ѵ ченіе    Сокття       я   ™          '  К О Т О р ь ш и              наслажденія.       Это  же   самое    могъ    сказать    о  правдѣ     и   справед-
                     ѵ пп^    по,.    „      г          ученіе   оократа,      а  именно:    возвышен-                       ливости     и  всякій   киреникъ,      полагающей       добро    въ  наслажденіи.
                     ность    надъ    случайностями       жизни,     независимость      отъ   вн шнихъ                       Словомъ,      циники     опредѣляли      праведное      и  справедливое       суще-
                                                                                                 ѣ
                     о   тоятельствъ,      самообладаніе,      господство      надъ    самимъ     собою
                     невозмутимое       душевное     сиокойствіе      и  веселье,    дов ріе    къ   все-                    ственно     такъ   же,   какъ    могли    его    опредѣлигь       и  киреники,      а
                                                                                         ѣ
                                                                                                                                                  ѣ
                                                                                                                                                                                                   ѣ
                     подчиняющей         себѣ   силѣ   ума,    разум нія,     зпаиія    и  "  pe  i n   e                    именно     какъ    н что    полезное     и  пріятное     для    челов ка.     Такое
                                                                      ѣ
                                                                                                                                                                  ѣ
                     чтобы    челов къ     сколько    возможно      болѣе   освобождался      изъ   поте                     опредѣленіе      правопонятія       в рно,    но   односторонне,       ибо   правда
                                     ѣ
                         исимости     отъ   всего   внѣ шняго     посредствомъ       этого   разумѣ н£                       и    справедливость        есть    не   только      средство     для     вн шннхъ
                                                                                                                                                                                                        ѣ
                     знаШя     и  неразд льнаго       съ   нимъ    истиннаго     образован!*.'                               цѣлей,    не   только    полезное     и  пріятное     для   челов ка,    не  только
                                                                                                                                                                                                ѣ
                                          ѣ
                          Il о  вс хъ   этихъ    отношеніяхъ       Аристиппъ      нер дко     сходился                       благо,    какъ   добро    несамоц льное,        но   она   имѣетъ     достоинство
                                                                                                                                                                  ѣ
                                 ѣ
                                                                                       ѣ
                                                                                                                             и  сама    въ  себ ,     или   достоинство       внутреннее,      а  именно:     она
                                                                                                                                                ѣ
                    ченТй   T     S      Щ Ш И К 0 В Ъ -  Ц И Н И К И  н а х о д я  -  -  воздержан!  I  !
                    ченш      къ   вн шнему,       въ   лишеніяхъ       высочайшее       удовольствіе                        есть   нравственное       добро,    какъ   добро     самоцѣльное.
                                     ѣ
                                                                                     т
                    верховное      добро,   благо,    счастіе;   Аристиппъ      же р е б у е і    чтобы                           Ко    всему   сказанному       можно,     пожалуй,     еще   прибавить,     что
                    челов къ     умѣлъ     обходиться     безъ   пріятныхъ     ощущеній        у д о і Г                     и  киреники,      какъ     и  циники,      придавали      ц ну    только    такому
                           ѣ
                                                                                                                                                                                         ѣ
                    ствш     возбуждаемыхъ        внѣшнимъ,       ибо   тогда   2 ь к о      о Щ т ь                         знанію,    которое     служить    этическимъ     ц лямъ,     отвергая    его  само-
                                                                                                                                                                                ѣ
                        С 0 С Т 0 Я Н Ш  ВДежащимъ         образомъ      пользоваться       внѣшними                         ц лыіость     и,  сл довательно,       разъединяя      TÖ,  что  у  Сократа    было
                                                                                                                              ѣ
                                                                                                                                                 ѣ
   220   221   222   223   224   225   226   227   228   229   230