Page 229 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 229

Но   и   по ученію     Ѳеодора     удовольствіе    всегда   слѣдуетъ     пред-
                        Такъ,    можетъ     быть,    по   мнѣнію     Еёстлина       (.Köstlin,    „Ge-                              почитать     неудовольствію;        удовольствіе,      въ  его   глазахъ,     всегда
                  schichte    der  Ethik",    Tübingen,     1887),    возникло     ученіе    Ѳеодора,                               есть   нѣ что   такое,   къ   чему   разумное     усмотр ніе—если          придется
                                                                                                                                                                                               ѣ
                  которое,     конечно,     было    подготовлено       Аристиппомъ        Старшимъ.                                 ему    выбирать     между    удовольствіемъ       и  неудовольствіемъ      —   всегда
                  Уже     основатель       киренской       философской        школы       не    искалъ                              будетъ     стремиться,     но,   конечно,     не   желая    его   абсолютно.     Но
                   „единичная"        только    удовольствія;      напротивъ,     онъ   былъ    веселъ                              чтЬ   такое    самый    предмете      разумная       усмотрѣнія?      Почему    оно
                  главнымъ       образомъ     потому,     что  былъ     свободенъ     отъ   привязан-                               производите      въ   человѣкѣ      веселье,     радость?     На    это   Кёстлинъ
                  ности    къ   единичнымъ        наслажденіямъ         и   сознавалъ      невозмож-                                отв чаетъ     замѣчаніемъ,       что/бъ     точки   зрѣнія     Ѳеодора,     относя-
                                                                                                                                        ѣ
                  ность    всегда    имѣть    одни    только   удовольствія;      онъ   умѣлъ    найти                              щ а я   все   къ   нашему     я,  разумное      усмотрѣніе      есть   способность
                  во   всемъ,     даже     въ    неудовольствіи,       пріятную      сторону     и  все                             достигать     пріягнаго,     избѣгать    непріятнаго,      вообще    вездѣ   посту-
                  принималъ       легко;    его   главное      удовольствіе      состояло    въ   томъ                              пать   цѣлесообразно       для    себя.   Говоря     иначе,   Ѳеодорово      разум-
                   сознаніи,    что онъ      можетъ      всегда     быть     веселымъ,      благодаря                               нде    усмотрѣніе       есть   практическое,        житейское       благоразуміе.

                   силѣ    своего     духа     и   своему     благоразумію,       которое    было    въ                           (Такимъ       образомъ       Ѳеодоръ      ставите      утилитарно-гедоническій
                   со стоя il іи  наслаждаться      всѣмъ    пріятнымъ,       справиться,      прими-                              и&теллектуализмъ          на   мѣсто     просто-гедоническая;           онъ    учите
                   риться    со  вс мъ     непріятнымъ.        Это,    кажется,      взялъ    Ѳеодоръ                              человѣ ка:     пріобрѣти       искусство      собственными        силами     устраи-
                                    ѣ
                   изъ   взгляда     Аристиппа        на   жизнь.     Вм стѣ     съ   тѣмъ    Ѳеодоръ                              вать    твою     жизнь      цѣлесообразно,        и   ты    будешь      испытывать
                                                                         ѣ
                   возвелъ    освобожденіе       индивидуальности         отъ  всякой    зависимости                 f             высокое      наслажденіе,        сознавая      себя   человѣкомъ       благоразум-

                   со  стороны     объективная       закона    на  такую     высочайшую        ступень,                            ным^      устраивающимъ         свою    жизнь     на  пользу     и  во благо    себк
                   какой    никогда     не   бывало;    онъ   эмансипировалъ         себя  отъ   всего,                            самому;     человѣкомъ      ни   отъ   чего    не  зависящимъ,      а,  напротивъ,
                   не   только     отъ   единичная      наелажденія,      но и отъ     общественной                                все   подчиняющимъ         самому     себ ;    тогда   ты   будешь     человѣкомъ
                                                                                                                                                                             ѣ
                   нравственности,       и    отъ    всякая      иного    ограниченія       своеволія.                             свободпымъ,       совершенно       довольствующимся           самъ    собою.    Что
                        Верховную        цѣль     для    человѣ ка     Ѳеодоръ       поставлялъ      въ                            такая    свобода    есть   главный     предмета      пожеланій      Ѳеодора,    это
                   весельѣ ,   въ   удовольствіи,       доставляемомъ        разумнымъ       усмотрѣ-                              особенно     видно    изъ   отдѣльныхъ      выводовъ,     которые     онъ  дѣлаетъ
                   ніемъ,    благоразуміемъ       Орро ^),      а   скорбь    о  неразуміи     призна-                             изъ   своихъ    принциповъ.        Дружбу      онъ   вовсе    не   считаете доб-
                                                         ѵ
                   валъ   онъ    тѣмъ,    чего   всего    болѣе    должно     изб гать.      Разумное                             ромъ,     ибо    человѣкъ       мудрый      самостоятеленъ         уже     въ    силу
                                                                                   ѣ
                   усмотрѣніе      и  все  къ  нему   принадлежащее         или    изъ  него   исходя-                            своего     разумная        усмотрѣнія,      и   потому    не   нуждается      ни въ
                   щее—наприм ръ            правда    и   справедливость      -  есть  добро,    а  все                           какихъ    друзьяхъ;     а люди немудрые       бываютъ    между    собою    друзьями
                                     ѣ
                   тому    противоположное—зло.             Удовольствіе       само    по   себѣ    есть                          развѣ    только     до    т хъ     поръ,    пока    они нуждаются         другъ    въ
                                                                                                                                                             ѣ
                   только    среднее     между     добромъ     и  зломъ,    точно    такъ    же,   какъ                           друг ,    а  когда    минете     эта   нужда,     то  прекращается        и  дружба
                                                                                                                                        ѣ
                   и   неудовольствіе.     Одиакоже       своимъ    положеніемъ       о такомъ    сред-                           ихъ:   но   такая   слабая    связь  между     людьми    вовсе   не есть    дружба.
                   пемъ    достоинствѣ,      значены      удовольствія      и неудовольствія Ѳ ео-                                Такъ£)еодоръ       находите    совершенно       осиовательнымъ,       когда   благо-
                   доръ    не   хочетъ,    конечно,     выразить,     что   и  то,  и  другое     абсо-                           разумный      человѣкъ     отказывается       жертвовать      своею    жизнью     за
                   лютно     индифферентно         для    человѣ ка     и    для   того,   чтобы   онъ                            отечество;     онъ   не   обязанъ     тратить    свое   разумное       усмотрѣніе,
                   ч вствовалъ      себя    довольнымъ;       онъ   хот лъ    сказать     только, что                             жертвовать      своимъ    блаяразуміемъ          на   пользу    и   во  благо    не-
                    ѵ
                                                                        ѣ
                   удовольствіе      есть   добро    условное,     а  не   безусловное;     безъ   него                           разу мныхъ;     еслибы     всѣ    люди      были    разумны,     то   не  было бы
                                                                                                                                                                              ѣ
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                   можно     обойтись     и  не   слѣдуетъ     его  желать   абсолютно,      не  долж-                            войнъ.    Притомъ      отечество     челов ка      не   та   или   другая     м ст-
                   но    терять     изъ-за   него    своей   свободы;    точно    также    и о  не до-                            ностъ,   но    весь   міръ;   мудрый      вездѣ    можетъ      жить    и   повсюду
                                                                                                   ѵ
                   вольствіи     можно      сказать,     что    не   слѣдуетъ     е я   бояться,    что                          двигаться.
                   можно     съ   нимъ    справиться,     даже    можно    обратить    его  въ   добро.
   224   225   226   227   228   229   230   231   232   233   234