Page 229 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 229
Но и по ученію Ѳеодора удовольствіе всегда слѣдуетъ пред-
Такъ, можетъ быть, по мнѣнію Еёстлина (.Köstlin, „Ge- почитать неудовольствію; удовольствіе, въ его глазахъ, всегда
schichte der Ethik", Tübingen, 1887), возникло ученіе Ѳеодора, есть нѣ что такое, къ чему разумное усмотр ніе—если придется
ѣ
которое, конечно, было подготовлено Аристиппомъ Старшимъ. ему выбирать между удовольствіемъ и неудовольствіемъ — всегда
Уже основатель киренской философской школы не искалъ будетъ стремиться, но, конечно, не желая его абсолютно. Но
„единичная" только удовольствія; напротивъ, онъ былъ веселъ чтЬ такое самый предмете разумная усмотрѣнія? Почему оно
главнымъ образомъ потому, что былъ свободенъ отъ привязан- производите въ человѣкѣ веселье, радость? На это Кёстлинъ
ности къ единичнымъ наслажденіямъ и сознавалъ невозмож- отв чаетъ замѣчаніемъ, что/бъ точки зрѣнія Ѳеодора, относя-
ѣ
ность всегда имѣть одни только удовольствія; онъ умѣлъ найти щ а я все къ нашему я, разумное усмотрѣніе есть способность
во всемъ, даже въ неудовольствіи, пріятную сторону и все достигать пріягнаго, избѣгать непріятнаго, вообще вездѣ посту-
принималъ легко; его главное удовольствіе состояло въ томъ пать цѣлесообразно для себя. Говоря иначе, Ѳеодорово разум-
сознаніи, что онъ можетъ всегда быть веселымъ, благодаря нде усмотрѣніе есть практическое, житейское благоразуміе.
силѣ своего духа и своему благоразумію, которое было въ (Такимъ образомъ Ѳеодоръ ставите утилитарно-гедоническій
со стоя il іи наслаждаться всѣмъ пріятнымъ, справиться, прими- и&теллектуализмъ на мѣсто просто-гедоническая; онъ учите
риться со вс мъ непріятнымъ. Это, кажется, взялъ Ѳеодоръ человѣ ка: пріобрѣти искусство собственными силами устраи-
ѣ
изъ взгляда Аристиппа на жизнь. Вм стѣ съ тѣмъ Ѳеодоръ вать твою жизнь цѣлесообразно, и ты будешь испытывать
ѣ
возвелъ освобожденіе индивидуальности отъ всякой зависимости f высокое наслажденіе, сознавая себя человѣкомъ благоразум-
со стороны объективная закона на такую высочайшую ступень, ным^ устраивающимъ свою жизнь на пользу и во благо себк
какой никогда не бывало; онъ эмансипировалъ себя отъ всего, самому; человѣкомъ ни отъ чего не зависящимъ, а, напротивъ,
не только отъ единичная наелажденія, но и отъ общественной все подчиняющимъ самому себ ; тогда ты будешь человѣкомъ
ѣ
нравственности, и отъ всякая иного ограниченія своеволія. свободпымъ, совершенно довольствующимся самъ собою. Что
Верховную цѣль для человѣ ка Ѳеодоръ поставлялъ въ такая свобода есть главный предмета пожеланій Ѳеодора, это
весельѣ , въ удовольствіи, доставляемомъ разумнымъ усмотрѣ- особенно видно изъ отдѣльныхъ выводовъ, которые онъ дѣлаетъ
ніемъ, благоразуміемъ Орро ^), а скорбь о неразуміи призна- изъ своихъ принциповъ. Дружбу онъ вовсе не считаете доб-
ѵ
валъ онъ тѣмъ, чего всего болѣе должно изб гать. Разумное ромъ, ибо человѣкъ мудрый самостоятеленъ уже въ силу
ѣ
усмотрѣніе и все къ нему принадлежащее или изъ него исходя- своего разумная усмотрѣнія, и потому не нуждается ни въ
щее—наприм ръ правда и справедливость - есть добро, а все какихъ друзьяхъ; а люди немудрые бываютъ между собою друзьями
ѣ
тому противоположное—зло. Удовольствіе само по себѣ есть развѣ только до т хъ поръ, пока они нуждаются другъ въ
ѣ
только среднее между добромъ и зломъ, точно такъ же, какъ друг , а когда минете эта нужда, то прекращается и дружба
ѣ
и неудовольствіе. Одиакоже своимъ положеніемъ о такомъ сред- ихъ: но такая слабая связь между людьми вовсе не есть дружба.
пемъ достоинствѣ, значены удовольствія и неудовольствія Ѳ ео- Такъ£)еодоръ находите совершенно осиовательнымъ, когда благо-
доръ не хочетъ, конечно, выразить, что и то, и другое абсо- разумный человѣкъ отказывается жертвовать своею жизнью за
лютно индифферентно для человѣ ка и для того, чтобы онъ отечество; онъ не обязанъ тратить свое разумное усмотрѣніе,
ч вствовалъ себя довольнымъ; онъ хот лъ сказать только, что жертвовать своимъ блаяразуміемъ на пользу и во благо не-
ѵ
ѣ
удовольствіе есть добро условное, а не безусловное; безъ него разу мныхъ; еслибы всѣ люди были разумны, то не было бы
ѣ
ѣ
можно обойтись и не слѣдуетъ его желать абсолютно, не долж- войнъ. Притомъ отечество челов ка не та или другая м ст-
но терять изъ-за него своей свободы; точно также и о не до- ностъ, но весь міръ; мудрый вездѣ можетъ жить и повсюду
ѵ
вольствіи можно сказать, что не слѣдуетъ е я бояться, что двигаться.
можно съ нимъ справиться, даже можно обратить его въ добро.