Page 234 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 234

безчестіе,  все  это  безразлично  относительно  мѣрила  удоволь-  которая  равнялась  бы  ц нѣ  его  самого.  Конечно,  никого  онъ
                                               ѣ
 ствія,—какъ  при  одномъ,  такъ  и  при  другомъ  можно  ощу-  не  будетъ  пенавид ть,  напротивъ—всякаго,  кого  усмотрите
                                        ѣ
 щать  и  удовольствіе,  и  иеудовольствіе;  бѣдный  наслаждается  погрѣшающимъ,  онъ  будетъ  поучать  лучшему,  такъ  какъ  никто
 столькими  же  удовольствіями,  сколькими  и  богатый ;(даже  жизнь  не  поступаете  дурно  добровольно  или  злонамѣренно,  a  всякій
 и  смерть  равно  желательны,  смотря  по  обстоятельствамъ,  взгля-  поступаете  такъ,  лишь  тѣснимый  какимъ-либо  страданіемъ.

 дамъ  и  душевному  настроенію;  жизнь  полезна  собственно  од-  Все  это  изложеніе  Гегезіева  ученія  Кёстлинъ  заключаете
 нимъ  глупцамъ,  для  людей  же  разумныхъ  она  безразлична.  И  слѣдующимъ  вѣ рнымъ  замѣ чаніемъ:  „въ  этомъ  ученіи  нахо-
 такъ,  ничего  единичнаго  не  можетъ  быть  признано  в рнымъ  димъ  мы  замѣчательно  вѣ рную  критику  гедонизма,  произне-
 ѣ
 средствомъ  для  достиженія  удовольствія,  къ  чему  слѣдовало  сенную  имъ  надъ  самимъ  же  собой.  Гедонизмъ  долженъ  былъ

 бы  поэтому  стремиться;  но  этого  мало.  Вообще)нельзя  усп шно  наконецъ  взойти  къ  разсужденію  о  томъ,  чтб  же  такое  именно
 ѣ
 стремиться  къ  самоудовлетворенію.  Счастливая  жизнь  невоз-  доставляете  челов ку  в рное  удовольствіе,  а  также  и  о  томъ,
                                             ѣ
                                     ѣ
 можна;  счастья  не  существуете;  оно—ничто;  оно—одна  мечта.  какое  вообще  значеніе  им етъ  въ  св тѣ  удовольствіе.  Коль
                                                                  ѣ
                                                   ѣ
 Такъ  какъ  ничто  въ  мірѣ  не  ведете  вѣ рно  къ  удовольствію  и  скоро  займемся  мы  этимъ  изслѣдованіемъ  серьезно,  мы  най-
 такъ  какъ  ради  многихъ  золъ  въ  мірѣ  должно  постоянно  б -  демъ:  1)  удовольствіе  обусловливается  субъектомъ,  —  одинъ
 ѣ
 жать  отъ  неудовольствія,  бороться  съ  нимъ,  то  цѣ ль,  какую  субъекте  находите  удовольствіе  тамъ,  гдѣ  его  не  находите
 елѣдуетъ  себѣ  поставить,  можно  опредѣлить  лишь  такимъ  обра-  другой;  одному  нравится  это,  другому—то;  сегодня  намъ  пріятно
 зомъ:  надобно  стараться  жить,  насколько  это  возможно,  безъ  то,  чт0  завтра  уже  надоѣ даетъ,  и  т.  д.  Словомъ,  ничто  не
 тягости  и  страданій,  равнодушно  относясь  ко  всему,  чтЬ  доставляете  намъ  удовольствія  безусловно;  можно,  конечно,

 обыкновенно  признается  за  средство,  доставляющее  удовольствіе;  сказать,  что  удовольствіе  есть  ц ль  для  всѣ хъ;  но  нельзя  ска-
                                                         ѣ
 главное  искусство  и  главное  преимущество  мудраго  состоите  не  зать,  чтЬ  именно  есть  удовольствіе  для  всѣ хъ;  2)  удовольствіе
 въ  томъ,  чтобы  искать  благъ,  а  въ  томъ,  чтобы  избѣгать  золъ.  обусловливается  объективною  реальностью  вещей;  вѣргіо  только
 (Йаконецъ,  что  касается  отношеній  людей  между  собою,  одно,  что  вездѣ  есть  неудовольствіе,  и  что,  слѣ довательно,  мы

 то  и  здѣсь  Гегезій  становится  на  отчаянную,  но  въ  то  же  время  вынуждены  постоянно  бороться  противъ  того,  чтЬ  есть  чистая
 и  эгоистически-самоотверженную  точку  зрѣнія.  Угодливость,  противоположность  верховной  цѣли  (состоящей  у  кирениковъ,
 благотворительность,  дружба—все  это  ничто;  все  подобное  мы  какъ  мы  видѣли,  въ  удовольствіи,  наслажденіи).  Вотъ  это-то
 не  считаемъ  благами  ради  нихъ  самихъ,  а  лишь  ради  нашихъ  и  есть  главное,  ибо  оно  привело  къ  тому,  что  весь  принципъ

 потребностей,  которыя  мы  надѣемся  удовлетворить  посредствомъ  кирениковъ  подвергается  сомнѣнію,  даже  иризнается  несостоя-
 ихъ.  Но  чѣмъ  мен е  мы  будемъ  имѣть  потребностей,  въ  силу  тельнымъ,  уничтожается;  отчаянный  результате  абсолютна™
 ѣ
 разумнаго  усмотрѣнія  нашего,  тѣмъ  мен е  будемъ  мы  нуж-  гедонизма  состоите  именно  въ  томъ,  что  этотъ  гедонизмъ  не
 ѣ
 даться  во  всемъ  вышеозначенномъ;  мудрецъ  не  нуждается  въ  можетъ  быть  проведенъ.  Намъ  ничего  болѣе
 другихъ,  а  потому  ему  н тъ  надобности  своею  угодливостью           не   остается,    какъ
 ѣ
 обязывать  другихъ,  привлекать  ихъ  къ  себ .  Конечно,  такимъ  отказаться  отъ  пріятной  жизни,  отъ  удовольствій,  наслаждены
 ѣ
 образомъ,  мудрецу  останется  жить  только  для  себя;  но  онъ  и  успокоиться  на  томъ,  что  можно  прожить  и  безъ  міра,  можно
 хорошо  сд лаетъ,  если  будетъ  дѣлатг  все  только  для  самого  ограничиться  и  самимъ  собою,  и  притомъ,  всего  лучше,  посред-
 ѣ
 себя,  ибо  другой  ничего  не  можетъ  сдѣлать  для  него,  чего  бы  ствомъ  заключенія  себя  въ  самомъ  себѣ  же,  отрекшись  сколь
 онъ  не  могъ  сдѣлать  для  себя  самъ,  и  притомъ  сдѣлать  лучше,  возможно  болѣе  отъ  міра,  который  намъ  ничего  не  хочетъ

 нежели  сможете  сдѣлать  другой;  онъ  полезеиъ  другимъ,  а  не  предложить;  довольствуясь  самимъ  собою,  вмѣсто  того,  чтобы
 они  полезны  ему;  онъ  никому  не  можетъ  придавать  цѣ ны,  ожидать  чего-либо  отъ  міра.  Такою  гордостью  мудреца,  до-
             вольству  ющагося       самимъ      собою,     такимъ      безотраднымъ        пре-
                                                                                        15*
   229   230   231   232   233   234   235   236   237   238   239