Page 239 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 239

никакого      ограничены       при   стремлены       къ   удовольствіямъ       и  пп„
                                                                                                                               ственное     самоудовлетвореніе          не  идетъ    далѣе    этого,   —   онъ   не
                                                                                                                               требуетъ,     чтобы    мы  искали    чувственныхъ       удовольствій     и  наслаж-
                                                                                                                               дены;    онъ предполагаете,          что   этому    насъ  нечего    учить,   потому

                                                                                                                               что   этому    достаточно     учитъ    насъ    сама    природа;     но  онъ    пола-
                                                                                                                               гаете,   что   въ   связи   съ   этимъ    исканіемъ     чувственныхъ       удоволь-
                                                                                                                               ствій   есть   нѣчто,   чему   слѣдуетъ    учить,   а  именно—благоразумію,
                                                                                                                               умѣренности,       воздержности.

                                                                                                                                    Уступайте      вашимъ      естественнымъ       влеченіямъ,      пожеланіямъ
                                                                                                                              и  наклонностямъ—какъ            бы   говорятъ    эти  философскія      системы,—
                                                                                                                              но   уступайте      имъ   съ   благоразуміемъ,       съ умЕренностыо,        съ воз-
                      самоудовлетворенію.                       '                 УЛ<®мьстм»„ъ,         га                    держностью,       ибо   иначе     вы   не  получите      истиннаго     самоудовле-
                                                                                                                              творенія;      вы   утратите     ваше     душевное      спокойствіе     и   веселье;

                                                                                                                              вы   не   будете   ни  истинно    счастливы,     ни  полезны,    а будете    вредны
                           Зам пшъ,      что   и т ъ  родъ   фмософскихъ        сштеш,,     и м ученій                        и   самимъ    себѣ,    и  другимъ.
                                ѣ
                     гага   в 7 2      " Г " « ™           Ариешшовъ          ,ед„„„ а„ѵ          щ      ~                          Ошибочно,      слѣдовательно,       думать,    будто   эти   системы    суще-
                      " Л ™           и   Г    "   "  С Н > Р І И  ф Ш О С О ф 1 в -  Э і  "  Ф« Ѳ софс7,  Т -                ственно     безнравственны,       какъ   ученія;  онЕ   безнравственны       только

                                                                                                                              какъ    пустая     формы,      неопредЕленныя          въ   своемъ    содержаніи,
                                                                                                                              которое     можетъ     быть   и   согласно     съ   нравственностью,        и   про-
                                                                                                                              тивно    ей.  Въ самомъ      дЕлЕ,   говорить,    какъ   говорятъ     эти    ученія,
                                                                                                                              что   надобно    наслаждаться       разумно—это        значите    бросать    пустая


                         Всѣ    эти философски         системы,     въ   какихъ     бы   отношеніяхъ                          слова,    слова     безъ    содержанія,      безъ    оиредЕленнаго         смысла.
                                                                                                                              ВЕдь    пріятное     ощущеніе,      чувствоваыіе,      какъ   нЕчто    единичное.

                   сооою     въ   томъ,    что онѣ     допускаютъ       какъ    фактъ    и    слѣловя                         измЕнчивое,      преходящее,       по своей    сущности     есть  пустая    форма,
                   тельно,    признаютъ     за  истину,   что   верховное     J £ n   Vu!'        Д                           вовсе   неопредЕленная         въ  своемъ     содержаніи,      ни  нравственная,
                   человѣка      (summum        b o n j )  есть      е Г с о ^                                                ни   безнравственная.
                                                                                                                                   Разсматривая       философское        ученіе   кирениковъ        съ   метафи-
                                                                                                                             зической     точки    зрЕнія,    мы    находимъ:
                  зѵются      Г     Ф И  Т  Ф С К І Я  С И С Т е М Ь І  ^  пoль:Laлиcь  T   ue  п o I                              1.  Относительно верхоѳнаго              принципа.       Верховный      прин-
                  пшдставляютъ п п ^ '                                          Обыкновенно        и ^                       ципъ     ихъ   неудовлетворителенъ         по  его  крайней     односторонности;
                                      ^
                                               0
                                                                                                                                                                                         крайности,
                                                                                                                                                                                                        что
                                                                                                                                                                                                             еди-
                                                                                                                                                                                до той
                                                                                                                                    киреники
                                                                                                                                                 довели
                                                                                                                                                           субъективизмъ
                                                                                                                              ибо
                  r                ^               Ä                 K                S                                      ничное     ощущеніе,      чувствованіе       субъекта,    какъ    сознанное     имъ
                                           Ч у В С Т В е Ш Ш Х Ъ  УД-ольствіЙ    наслажданій       Но                        въ   себЕ   сущее,      и  есть    истина.     Такимъ     образомъ      Аристиипъ
                                                         t    Э Т И Х Ъ  Ф-еофскихъ       системахъ                          призналъ      отношеніе      сознанія,     мыгаленія     къ   сущему      въ  самой
                  v l L                  ц   Ь  И Х Ъ  У Щ    а н і »  СОСТОЯТЪ  въ   томъ     чтобы                         его   первой     формѣ:     онъ    смотрЕлъ      на    сущее     какъ    на   сущее
                                                        в ѣ
                  умѣрять     силу   человѣческихъ       природныхъ        влеченій      обѵзлывалъ                          въ   его    непосредственности         для    созванія,    т.-е.   какъ   на    ощу-
                                                                                                                             щеніе,    чувствованіе,       которое    человЕкъ      сознаетъ     безъ    всякаго
                 Г      Г        :      Г     Р И Р °  Д І Ш М Ъ  н а  ™ ^ т я м ъ .  Даже  нижайшая                         посредства,      ибо   сознаете     прямо    въ   себЕ   самомъ.     Поэтому онъ
                                                                   н
                          ихъ   сисіемъ,     именно     гедоншщъ,      признаю,цій       чисто   чув-                        и  опредЕляетъ,       что  ощущеніе,      чувствованіе     есть  и  теоретически,
   234   235   236   237   238   239   240   241   242   243   244