Page 243 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 243
у
в ы т е к а л а й з ъ з к а г о и п ° Р - Верховнымъ принципомъ мегариковъ былъ Сократовъ прин-
х
в е
было то з ™ е н е X Ч ѵ 1 С О ф И С Т О В Ъ ' Р У л ь т а ™м* котораго ципъ — мысль субъекта какъ понятіе. Но мегарики развили
е з
природа че!о ѣ ка A l u У Ш Ж 1 Ш 0 С Т Ь е с т ь ™ н а я сущность, этотъ принципъ съ помощью ученія элейцевъ такимъ образомъ:
человека, Z a Z Z Z Z Ч у В Ш е н н о с г ь истинная природа Они признали ученіе элейцевъ о противоположности чув-
быть в™' должно ственнаго и умственнаго познаванія, отличивъ эти виды позна-
Г » а о а ж Д е н Г д а ~ Г Г и Г н о — ; ванія по ихъ содержаяію или предмету. Чувства—утверждали
біаго, счастье челов ка «ерховное добро, они—предлагаютъ намъ только особенное и преходящее, измѣ-
ѣ
няющееся, а умомъ, мышленіемъ мы сознаемъ въ себѣ всеобщее,
ч ^ Г Г Г Г с т о Г Г о о ч ю е р г н у т ь ™ у ю пребывающее, неизмѣнное. Въ этомъ отношеніи мегарики стояли
"
на одной почвѣ съ Платономъ и платониками.
Сократъ наіпелъ, что главное дѣло нашего мышленія со-
стоите въ вырабатываніи всеобщихъ понятій, которыя суть со-
знаніе сущаго или истины; а потому,—заключили мегарики,—
истинное, пребывающее, иеизмѣнное бытіе принадлежитъ не чув-
Ж л і г « f t ä » ственнымъ, единичнымъ вещамъ, а мыслимымъ, умственнымъ
чается и а ы Г 7 р ™ £ £ Д і - ~ понятіямъ. Сл довательно, нонятія суть н что отличное отъ
ѣ
ѣ
единичныхъ вещей, и потому они имѣютъ отдѣльное отъ нихъ
бытіе, бытіе в чпое, непреходящее. Поэтому, напримѣръ, чело-
ѣ
4. Мегарики. века вообще, какъ всеобщее понятіе, имѣетъ вѣ чное, т.-е. непре-
ходящее бытіе, отд лыюе отъ единичныхъ людей, имѣющихъ
ѣ
временное существованіе. В ъ этомъ смыслѣ человѣкъ былъ,—
говорили мегарики,—прежде нежели явился тотъ или другой
человѣкъ какъ индивидъ. Это ученіе есть также общее мега-
рикамъ и Платону съ платониками.
« . » р с « о „ Р р " ' " »"-..я называется Итакъ, понятіе у мегариковъ есть уже н что подходящее
ѣ
къ тому, что Платонъ и платоники называютъ идеею, въ отличіе
а р а т ! " Т о M e r a P C f ™ > № в е ш ш « ь y m , „ . С „ - отъ понятія въ смыслѣ Сократовомъ. Сократово понятіэ есть
е й ^ченіе Р Г ; „ е * Ъ ™ ^ « усшилъ только субъективное сознаніе сущаго, какъ пониманіе, со сто-
роны познающаго субъекта, сущности единичностей, особеннаго,
добываемое чрезъ обобщеніе и объединеніе ихъ. Понятіе же
у мегариковъ есть объективное самосущее, имѣющее отдѣльное
бытіе отъ единичностей, и вмѣстѣ съ тѣмъ сознаваемое въ
какъ
подходите
мегариковъ
у
понятіе
Такъ
Г ™ себѣ субъектомъ. къ Платоновымъ идеямъ, то Платонъ обозна-
такимъ
образомъ
чаете понятіе мегариковъ словомъ идея, и называете мегариковъ
г , , с г : г с і Ш а т < м о » ° ю » - д ° р ; . г т друзьями идей, т.-е. приверженцами ученія объ идеяхъ.
роны расходится съ него Вт ПРМТ дру^и С Ю Однакоже мегарики и Платонъ съ платониками расходятся
сходится сь Шатоновою діаГектикой? въ ученіи о понятіяхъ и идеяхъ.