Page 243 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 243

у
                                                                       в ы т е к а л а  й з ъ з к а г о  и  п ° Р -                 Верховнымъ        принципомъ       мегариковъ      былъ   Сократовъ      прин-
                                                                                                           х
                                                                                                       в е
                         было    то  з ™ е н      е   X     Ч ѵ 1  С О ф И С Т О В Ъ '  Р У  л ь т а ™м*  котораго            ципъ    —   мысль      субъекта     какъ    понятіе.     Но   мегарики      развили
                                                                                   е з
                         природа     че!о ѣ ка     A   l u   У Ш Ж 1 Ш 0 С Т Ь  е с т ь  ™ н а я  сущность,                   этотъ    принципъ      съ   помощью      ученія   элейцевъ     такимъ    образомъ:
                        человека,     Z a Z Z Z Z             Ч у В Ш е н н о с г ь    истинная     природа                         Они    признали     ученіе    элейцевъ      о  противоположности         чув-
                        быть    в™'                                                                  должно                   ственнаго     и   умственнаго      познаванія,     отличивъ     эти   виды   позна-

                        Г         » а о а ж       Д е н Г      д  а ~ Г Г    и Г н о — ;                                      ванія   по   ихъ    содержаяію      или предмету.         Чувства—утверждали
                        біаго,   счастье     челов ка                                  «ерховное      добро,                  они—предлагаютъ           намъ    только    особенное    и  преходящее,       измѣ-
                                                    ѣ
                                                                                                                              няющееся,      а   умомъ,   мышленіемъ       мы  сознаемъ     въ себѣ    всеобщее,
                        ч ^ Г Г Г Г с т о Г Г о                о ч ю е р г н у т ь  ™  у ю                                    пребывающее,        неизмѣнное.      Въ   этомъ   отношеніи     мегарики     стояли
                                                                    "
                                                                                                                              на  одной     почвѣ    съ   Платономъ      и   платониками.
                                                                                                                                   Сократъ     наіпелъ,     что   главное     дѣло   нашего      мышленія     со-
                                                                                                                              стоите    въ  вырабатываніи        всеобщихъ      понятій,    которыя     суть  со-

                                                                                                                             знаніе    сущаго     или истины;      а   потому,—заключили           мегарики,—
                                                                                                                             истинное,     пребывающее,       иеизмѣнное      бытіе   принадлежитъ       не   чув-
                      Ж                         л і г        «          f         t          ä           »                   ственнымъ,        единичнымъ       вещамъ,      а   мыслимымъ,       умственнымъ


                      чается    и а ы Г 7 р     ™              £     £     Д     і      -                 ~                  понятіямъ.      Сл довательно,        нонятія     суть   н что     отличное     отъ
                                                                                                                                                ѣ
                                                                                                                                                                                        ѣ
                                                                                                                             единичныхъ       вещей,     и  потому     они   имѣютъ     отдѣльное     отъ   нихъ
                                                                                                                             бытіе,   бытіе    в чпое,    непреходящее.       Поэтому,     напримѣръ,       чело-
                                                                                                                                                ѣ
                                                      4.   Мегарики.                                                         века   вообще,    какъ   всеобщее     понятіе,   имѣетъ    вѣ чное,   т.-е.  непре-
                                                                                                                             ходящее     бытіе,    отд лыюе       отъ   единичныхъ        людей,     имѣющихъ
                                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                                             временное      существованіе.       В ъ  этомъ    смыслѣ     человѣкъ      былъ,—
                                                                                                                             говорили     мегарики,—прежде            нежели     явился     тотъ   или    другой

                                                                                                                             человѣкъ     какъ    индивидъ.      Это    ученіе   есть   также    общее     мега-
                                                                                                                            рикамъ     и   Платону     съ   платониками.
                    « . » р с « о „     Р             р  " '            "        »"-..я    называется                             Итакъ,    понятіе     у  мегариковъ      есть   уже    н что     подходящее
                                                                                                                                                                                          ѣ
                                                                                                                            къ   тому,    что   Платонъ     и платоники     называютъ      идеею,    въ  отличіе
                    а р а т ! " Т о  M e r a P C  f         ™ > № в е ш ш « ь         y m , „ .     С „ -                   отъ   понятія     въ   смыслѣ     Сократовомъ.        Сократово      понятіэ     есть
                     е й   ^ченіе   Р  Г ; „ е *  Ъ                 ™    ^                «    усшилъ                       только    субъективное       сознаніе    сущаго,     какъ   пониманіе,      со   сто-
                                                                                                                            роны    познающаго       субъекта,    сущности     единичностей,       особеннаго,
                                                                                                                            добываемое      чрезъ     обобщеніе       и  объединеніе      ихъ.    Понятіе    же
                                                                                                                            у  мегариковъ      есть   объективное       самосущее,     имѣющее       отдѣльное

                                                                                                                            бытіе   отъ    единичностей,         и  вмѣстѣ     съ   тѣмъ    сознаваемое       въ
                                                                                                                                                             какъ
                                                                                                                                                                                                    подходите
                                                                                                                                                                                   мегариковъ
                                                                                                                                                                                у
                                                                                                                                                                     понятіе
                                                                                                                                                    Такъ
                   Г          ™                                                                                             себѣ   субъектомъ.      къ   Платоновымъ        идеямъ,     то Платонъ      обозна-
                                                                                                                            такимъ
                                                                                                                                      образомъ
                                                                                                                            чаете   понятіе     мегариковъ     словомъ    идея,   и  называете     мегариковъ
                  г , ,   с  г : г  с і   Ш а т < м о  » °  ю                  »  -      д ° р ; . г т                     друзьями      идей,    т.-е. приверженцами          ученія    объ   идеяхъ.
                  роны    расходится       съ   него     Вт   ПРМТ                      дру^и      С Ю                           Однакоже      мегарики      и  Платонъ      съ  платониками       расходятся
                  сходится     сь  Шатоновою         діаГектикой?                                                          въ   ученіи    о  понятіяхъ      и  идеяхъ.
   238   239   240   241   242   243   244   245   246   247   248