Page 238 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 238

что  послѣдователи  Анникериса  сходятся  во  всемъ  прочемъ  съ  ствованіе,  и  тѣмъ  первые  отдали  должное  чувственности,  подав-
 послѣдователями  Гегезія,  то  общее  имъ  ученіе  можно  выразить  ляемой  и искореняемой  циниками.  Но  киреники  приняли  пріятное
 такимъ  образомъ:  наслаждены  немного  можно  найти  въ  жизни-  не  за  доброе  вообще,  безразличное  въ  нравствениомъ  отношеніи,
 но  можно  достигнуть  счастья,  состоящая  въ  доставлены  себѣ  а  за добронравственное,  и  черезъ  то  впали  въ ту же  односторон-
 радости,  слѣдуя  естественнымъ  нашимъ  чувствованіямъ,  побуж-  ность,  въ  какую  впадаюгъ  утилитаристы,  гіризнающіе  все  по-
 дающим  насъ  дѣлать  что-нибудь  и  для  другихъ.  Слѣдованіе
 этимъ  чувствованіямъ  дѣлаетъ  насъ  счастливыми,  хотя  мы  и  не   лезное  не  только  добрымъ  вообще,  но  и  нравственно-добрымъ.
 знаемъ,  можемъ  ли  мы  дѣйствительно  споспѣшествовать  счастью  Этическій  принципъ  кирениковъ,—пріятное  ощуіценіе,  чувство-

 т хъ,  кого  любимъ,  и  хотя,  можетъ  быть,  при  своей  деятель-  ваніе,  удовольствіе,  наслажденіе,  словомъ—самоудовлетвореніе,
 ѣ
 ности  для  другихъ,  мы  должны  принять  на  себя  много  неудо-  есть  принципъ  только  формальный,  безъ  всякая  содержания.
 вольствий.  J  Содержаніе—вотъ         чтЪ важно      въ  этическомъ     отношеніи,     а  содер-

 Такимъ  образомъ  и  теорія  доброжелательства,  представи-  жаніе  удовольствія  можетъ  быть  безконечно  различнымъ.  Объ
                                                                                              ска-
                                                                                     можно
                                                                      принципѣ,
                                                                    о
                                                            какъ
              удовольствіи,
                                самоудовлетвореніи,
 телями  которой  въ  новѣйшее  время  явились  англичане,  была  зать  то же самое,  чт?) и о счасть ,  какъ  о принципѣ,  иоо  счастье
                                                         ѣ
 постановлена  уже  греками.  Какова  бы  ни  была  киренская  школа  есть  также  форма  безъ  содсржанія.
 за  ея  представителями  остается  та  заслуга,  что  они  поставив
 проблемы,  имѣющія  большое  значеніе  для  всей  жизни  чело-  Впрочемъ,  хотя  Аристиппъ  и представлялъ  удовольсгвіе  или
 в ческой,  а  также  и  та  заслуга,  что  свой  принципъ  удоволь-  самоудовлетвореніе  конечною  цѣлыо  человѣка,  однакоже  онъ
 ѣ
 ствія  они серьезно  изслѣдовали  со  многихъ  сторонъ,  и что  хотя  не  заіцищалъ  своего  ученія  съ  тѣмъ  намѣреніемъ,  чтобы воз-
 они  съ  одной  стороны  возвели  его  на  высочайшую  ступень  будить  въ  людяхъ  чувствеиныя  пожеланія  или  побудить  ихъ къ
 открытого  эгоизма,  за то  съ  другой  стороны  объявили  себя  гото-  потворству  своей  неразумной  чувственности;  ибо  онъ,  конечно,
 выми  къ  тому,  чтобы  признать  счастье,  доставляемое  намъ  на-  очень  хорошо  понималъ,  что  человѣкъ  вовсе  не  нуждается  въ
 шими  благодѣяніями  въ  пользу  другихъ,  и  пожертвовать  этому  такомъ  философскомъ  учепіи,  которое  заставляло  бы  его  идти

 удовольствие  благотворенія  частью  своего  собственная  невоз-  по  тому  самому  пути,  вступить  на который  его  побуждаете  уже
 мещаемая  благосостоянія.  его  собственная  природа.  Онъ думалъ,  что  человѣкъ     не    нуж-
 Разсматривая  съ  точки  зрѣнія  положительной  науки  фило-  дается  во  внѣшнемъ  стимулѣ,  побуждающемъ  его  искать  удоволь-
 софское  ученіе  киреииковъ,  мы  находимъ  въ  немъ  особенно  ствія,  самоудовлетворенія,  а  нуждается  только  въ  руководителѣ,
             который
 замѣчательнымъ  слѣдующее:  влеченію, давалъ  бы  надлежащее  направленіе  его  естественному
                           стремленію
                                           къ
                                               удовольствіямъ,
                                                                        самоудовлетворенію,
                                                                    къ
 1.  Относительно  верховнаго  принципа.  Какъ  циники  пер-  и  который  по  временамъ  даже  сдерживалъ  бы  его.  Вотъ  этотъ -
 вые  обратили  вниманіе  на  единичные  внѣ шніе  факты,  явленія  то  руководитель  и  есть  этическая  философія  Аристиппа,  тре-
 природы,  воспринимаемый  нашими  внѣшними  чувствами  такъ  бующая  благоразумія  въ  наслаждепіяхъ,  дозволяющая  преда-
 киреники  первые  обратили  вниманіе  на  единичные  внутренніе  ваться  имъ только  мудрому.  Правда,  гедонизмъ,  ироповѣдуемый
 факты,  наши  ощущенія  и  чувствоваиія,  воспринимаемый  нашимъ  Аристиппомъ,  согласенъ  съ  обыкновенными  людскими  мнѣніями
 ішутрешшмъ  чувствомъ.  Но  какъ  циники,  такъ  и  киреники  въ  томъ  отношеніи,  что  этимъ  гедонизмомъ  за  конечную  цѣль
 впали  въ  односторонность,  не возвысившись  до  всеобщихъ  фак-  человѣческой  дѣятельности  признается  самоудовлетвореніе,  и

 товъ  посредствомъ  обобщенія  и  отвлеченія,  какъ  это  дѣлаетъ  допускается,  что  по  естественному  закону  человѣческой  жизни
 положительная  паука.  слѣдуетъ  искать  удовольствій  и избѣгать  страданій;   но  гедонизмъ
 2.  Относительно этичестго  принципа.  Киреники  первые  отличается  отъ  обыкновенныхъ  людскихъ  мнѣній  въ  томъ  отно-

 рѣшителыю  опредѣлили  доброе,  какъ  пріятное  ощущеніе,  чув-  шеніи,  что  между  тѣмъ  какъ  этими  мнѣніями  не  налагается
   233   234   235   236   237   238   239   240   241   242   243