Page 236 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 236

зрѣніемъ  міра  заканчивается  гедонизмъ-)  абсолютный  гедо-
 низмъ  превращается  у  Гегезія  въ  абсолютное  недовольство  мі-  жизнь  въ  мірѣ  и  съ  міромъ  не  ведетъ  ли  съ  собой  и  удоволь-
 ромъ,  въ  пессимизма"  (въ  противоположность  оптимизму  Ари-  ствія?  В рно  ли,  что  удовольствіе  пріобрѣтается,  получается
                         ѣ
 стиппа).     лишь     посредствомъ       равнодушія       къ   міру,   къ   челов честву,       къ
                                                                                    ѣ
 ^ О т ъ  нов йшихъ  формъ  недовольства  міромъ  Гегезіево  уче-  обществу,  посредствомъ  чистаго  эгоизма?  Есть  же  и  такія  удо-
 ѣ
 ніе  отличается  т мъ,  что  его  недовольство  не  есть  ни  пассив-  вольствія,  которыя  происходятъ  отъ  того,  что  мы  не  изоли-
 ѣ
 ное  страданіе,  ни  міровая  печаль,  ни  скорбь,  ни  элегическая  руемъ  себя,  а,  напротивъ,  присоединяемся  къ  прочима  людямъ,
 жалоба,  а  есть  презрѣніе  міра,  какъ  у  Шопенгауэра.)  Гегезій  заботимся  о  нихъ,  дѣлаемъ  что-нибудь  для  нихъ".
 иаписалъ  сочиненіе,  озаглавленное  имъ  „  атгохартзршѵ"  (само-  3.  Аппикерисъ  жилъ  и  училъ  въ  Александры  около  3 0 0  г.

 убійца  посредствомъ  воздержанія  отъ  пищи),  гдѣ  онъ  изобра-  до  P.  X.;  онъ  не  поставила  цЬли  для  всей  человѣческой  жизни;
 жала  страданія,  причиняемыя  бытіемъ,  жизнью;  его  самого  напротивъ,  ц ль,  къ  которой,  по  его  мн нію,  слѣдуетъ  стре-
                                                                       ѣ
                                ѣ
 называли  „ораторомъ  самоубійства"  (weiaiftàvoreoO,  такъ  какъ  въ  миться,  есть  всегда  лишь  единичное  удовольствіе;  однакоже
 р чахъ  своихъ  онъ  уговаривалъ  слушателей  къ  самоубійству.  такое  удовольствіе,  которое  проистекаете  не  только  изъ  наслаж-
 ѣ
 Говорятъ,  что  ІІтоломей  Лаги  запретила  ему  публично  произ-  денія,  но  и  изъ  дѣятельности.  Нельзя  отрицать,  что  дружба,

 носить  р чи,  ибо  онѣ  дѣйствовали  такъ,  что  многіе  изъ  его  любовь  къ  другому  человѣку,  почтеніе  къ  родителямъ,  благо-
 ѣ
 слушателей,  послѣдовавъ  его  совѣ тамъ,  лишали  себя  жизни^  дарность,  любовь  къ  отечеству  суть  такія  чувствованія,  кото-
 но  той,  сантиментальности,  которою  над ленъ  былъ  Вертеръ  рыя  оказываютъ  благотворное  вліяніе  на  челов ка,  испытываю-
                                                                             ѣ
 ѣ
 (въ  извѣстномъ  романѣ  Гёте),  Гегезій  былъ  чуждъ.  Отъ  ІІІо-  щего  ихъ.  ІІоложимъ,  что  мудрый,  поступающій  такимъ  обра-
 гіенгауэрова  пессимизма  пессимизма  Гегезія  весьма  отличена  зомъ,  долженъ  будетъ,  можетъ  быть,  принять  на  себя  бремя
 въ  одномъ  отношеніи.  Гегезій  не  обвиняетъ  натуру  вещей  въ  многихъ  тягостей  и  испытать  такимъ  образомъ  мало  удоволь-

 томъ,  что  она  не  лучше;  напротивъ,  онъ  останавливается  на  сгвій  въ  жизни;  но  тѣмъ  не  менѣе  это  дѣ лаетъ  его  счастли-
 субъективной  точкѣ  зрѣнія,  на  ощущеніи  (iuà&oç);  онъ  гово-  выми  В дь  мы  дружимся  съ  людьми  не  только  изъ  потребно-
                       ѣ
 ритъ  только:  мы  чувствуема  и  должны  признать,  что  наше  стей  нашихъ  въ  нихъ,  но  также  и  вслѣдствіе  склонности,  воз-
 стремленіе  къ  удовольствію  остается  неудовлетвореннымъ.  Не-  бужденной  въ  насъ  къ  себѣ  другими;  ради  этого-то  мы  беремъ
 смотря  на  упорство,  и  въ  Гегезіи  шевелится,  конечно,  подобно  неудовольствія  другихъ  на  самихъ  себя,  хотя  мы  и  смотримъ

 тому,  какъ  и  въ  Шопенгауэрѣ ,  сочувствіе  къ  страдающему  чело-  на  удовольствіе  какъ  на  ц ль;  хотя  въ  такихъ  случаяхъ  и
                                                    ѣ
 в честву,  которое  могло  бы  не  пріумножать  зла,  а  напротивъ  больно  намъ,  что  мы  должны  отказаться  отъ  удовольствія,
 ѣ
 уменьшить,  смягчить  его  посредствомъ  благожелательна™  на-  однакоже  мы  охотно  переносима  неудовольствіе  за  того,  кого
 ставленія,  если  не  посредствомъ  дѣятельной  помощи".  мы  любима.  Хотя  счастье  нашего  друга  желательно  намъ
             не   ради   самого     этого   счастья,—ибо        счастье    другого     человѣка
 „Впрочемъ,  по  ученію  Аристиппа,  Ѳеодора  и  даже  самого  было  бы  для  насъ  вовсе  неощутимымъ  или  нечувствуемымъ,—

 Гегезія,  человѣкъ  въ  состояніи  устоять  противъ  неудовольствія,  но  если  мы  любима  другого  челов ка,  то  изъ  любви  къ  нему
 принимать  и  его  въ  разсчетъ,  не  теряя  однакоже  черезъ  то  спосиѣшествуемъ  его  счастью.  ѣ
 довольства  жизнью  и  сайимъ  собою.  Если  это  такъ,  то  есть
 еще  и  другой  выхода  изъ  затруднены,  въ  которыхъ  запутался  Итакъ  Анникерисъ,  въ  противоположность  Гегезію,  при-
 принципъ  удовольствія,  а  именно:  самоотреченіе  отъ  безуслов-  зналъ,  что  дѣятельность  для  другихъ  доставляете  и  намъ  счастье
 ныхъ  наслаждены  и  включеніе  въ  жизнь  также  и  неудоволь-  или  способствуете  къ  умноженію  пріятностей  нашей  жизни.

 ствія,  не  ведя  изъ-за  этого  войны  съ  міромъ  и  не  изолируя  Индивидуалистическій  эвдемонизма,  вслѣ дствіе  его  абсолютности,
 себя  такимъ  образомъ  совершенно.  Можно  также  спросить:  превращается  у  Гегезія  въ  пессимизма,  а  у  Анникериса  расши-
            ряется    въ  соціальный     эвдемонизма.      Если   мы   прибавимъ      къ  этому,
   231   232   233   234   235   236   237   238   239   240   241