Page 231 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 231

Такъ    мудрый      будетъ    дозволять     себѣ    все,  чтб   найдетъ    под-                           вообще      жили    пріятно;     разумное     усмотреніе       или   благоразуміе,
                        ходящимъ        для    себя;    напримѣръ,        въ   удобное      время    будетъ                            думали     они,    есть   средство     къ   достижению       удовольствія,      сред-
                        красть,    прелюбодействовать,           грабить     храмы;      ибо   все   это   по                          ство   къ   тому,   чтобы   изо  всего   извлечь    возможно      больше    наслаж-

                        своей   природѣ       не    представляете       ничего      постыднаго;       нужно                            дены     и  притомъ      сохранить     въ   себе    необходимую       для   веселой,
                        только    отвергнуть      то  мыѣніе,     которымъ      утверждается        постыд-                            пріятной     жизни     внутреннюю        свободу    духа,    властвуя    надъ    удо-
                        ность   подобныхъ       поступковъ,      такъ   какъ   подобное     мн ніе     выду-                           вольствіемъ      и  считая     за   ничто     иеудовольствія.       Но     разумное
                                                                                                ѣ
                        мано    лишь    для   того,   чтобы     обуздывать      глупцовъ.     А   это   зна-                           усмотреніе      или   мыслящая        рефлексія       можетъ     также    и   впасть

                        читъ,   конечно,     что   все   предоставляется        всѣмъ,   и  что,   следова-                            въ   противоречіе       съ    принципомъ         удовольствія;      а  именно     эта
                        тельно,    можно—насколько            это   неопасно      для   себя—все       брать                           рефлексія      открываете     въ   наслажденіяхъ       и  благахъ    жизни    также

                        себѣ   и  употреблять       для   себя   же.    Но    люди    выдумали      понятіе                            и   обратную       сторону;      она    замечаете,       что   не   все,   чего   мы
                        о  собственности,      и,  чтобы    защитить     ее  отъ   нападеній,     признали                             ищемъ     ради    удовольствія,     всегда    и   постоянно      доставляете      его
                        всякое    ея  нарушеніе        ч мъ-то      безбожнымъ,       безнравственнымъ                                 намъ;    она   открываете       также    и  все   то   зло,  какое   можетъ     при-
                                                        ѣ
                        и  т.  д.,  такъ     какъ     иначе     они   не   могли     противодействовать                                несть   намъ     съ  собою   всякое    наслажденіе;      еще   болЬе:    она   нахо-
                        неразумію,      старающемуся        захватить    чужую     собственность;      если-                           дите,   что   въ   жизни,     какъ    эта   жизнь     является     намъ    въ   дей-
                        бы    всѣ   люди     были     разумны,      то   въ   помянутомъ        мнѣніи     не                          ствительности,      и  вообще    везде,   удовольствію       противостоите        не-
                        было   бы   нужды,     ибо   они    и  сами    по  себѣ    оставляли     бы   другъ                            удовольствіе,    везде   неудовольствіе       угрожаете,     намъ.     Вместе      съ

                        друга   въ  поко ;/мудрый         будетъ    поступать     такимъ    же   образомъ,                             порожденіемъ        такихъ      серьезныхъ       мыслей     въ   насъ    исчезаете
                                          ѣ
                        и  следовательно      ^соблюдать      требованія      правды     и   справедливо-                             безусловная       самоуверенность,        съ   какою     началось      ученіе     объ
                        сти,  ибо    онъ   не    найдетъ      для   себя   выгоднымъ       обратить     дру-                          удовольствіи;       мы   приходимъ       къ   сознанію,      что    нигде     нельзя
                        гихъ   во   враговъ     своихъ;    однакоже       при    удобномъ     случае     онъ                          верно     разсчитывать      на   удовольствіе,     никогда     нельзя   сказать     съ

                        будетъ     присвоивать       себе     все,   чтб   сможете     присвоить      и  чтб                          достоверностью,       чтб    именно    доставляется       намъ    удовольствіемъ,
                       найдетъ      для   себя   нужнымъ;       ибр)  по   природе      нетъ     собствен-                            даже    нельзя     сказать,     чтобы    можно     было    внушать,      советовать
                       ности;    и  поэтому     нарушеніе      собственности      пе  есть   нечто    такое,                          людямъ     стремиться      только   къ   удовольствію,     ибо    действительный
                       чтб   было    бы   по  природе     своей   достойно    отвращенія,       омерзенія.                            міръ   не   устроена     соответствуюіцимъ         тому    образомъ.

                       Наконецъ,       Ѳеодоръ,       въ  угоду    своему    любимейшему          вожделе-                                  И   вотъ    Гегезій    выступаете       съ   такими    (ço   своей    стороны
                       нно,    полной     свободе,    отвергъ     всякую     зависимость     мудреца     отъ                          мненіями:
                       божества,     и такимъ    образомъ     впалъ    въ  безбожіе,    которое    открыто                                 Отъ    самого     человека,     отъ   того   состоянія,     въ   какомъ     онъ
                       проповедовала        въ   своемъ      сочиненіи:     „О    богахъ"     (Пері   fts&v);                         находится,      зависите,    удовольствіе     ли  приготовляется        ему   чѣмъ-
                       за   это   аоиняне     осудили     его   на  смерть,     отъ  которой     однакоже                             нибудь     или    же   «неудовольствіе;        одинъ     и   тотъ    же     объекте,

                                                                                               3
                       спасъ    его   управлявшій        временно       Аѳинами      (318   — 06      г.  до                          можетъ      действовать      на   ощущеніе       субъекта      при     различных!,
                       P.   X.)   Димитрій       Фалерейскій.                                                                         обстоятельствахъ         совершенно        различиымъ        и   даже     противо-
                             2.  Гегезій,     родомъ      изъ    г.   Кирены,      жившій     и   учившій,                            положнымъ        образомъ;     (рёдкость       и  новизпа     ощуіценія,     долго-

                       вероятно,       въ   Александры,         что    въ   Египте,     въ   царствованіе                             временное      лишеніе     чего-нибудь     и   пресыщеніе       имъ—вотъ        при-
                       ІІтоломея     Лаги     ( 3 1 3 — 2 8 4  до   P.   X.).(fio    мненію     Кёстлина,                             чины    того,  что   одно   и  то  же  действуете     совершенно      различным!,
                       онъ    отправлялся      въ   своемъ     ученіи   отъ    шдующихъ          мыслей    и                          образомъ;     одно    и  то  же   одного     человека     радуете,     другого    не
                       фактовъ.     Аристиппъ        и  Ѳеодоръ,     какъ    абсолютные        оптимисты,                             радуетъ     или   даже    печалите,     словомъ     сказать:;   нетъ    ничего    ни
                       разсуждали        такъ,    какъ     будто     міръ    главнымъ      образомъ     или                           пріятнаго,     ни   ііегіріятнаго    по   природе.     Богатство     и   бедность,

                       вполне     существуете       на  то,   чтобы    люди    въ   немъ    веселились     и                          свобода    и  рабство,     высокое     и  низкое     происхожденіе,        честь   и
                                                                                                                                              m                                                                   15
   226   227   228   229   230   231   232   233   234   235   236