Page 227 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 227

неразд льно         знаніе    и  добродѣтель,      и  такимъ    образомъ     впадая
                                  ѣ
                         въ   односторонность.        Это   значите,    что  киреники,     какъ   и  циники                  добро    и   добродѣтель        и   становятся     отправными        точками      для
                         думали,     что   знаніе   и л и - ч т б  все  равно-обладаніе          всеобщими                   двухъ     сократическихъ       школъ—цинической           и  киренской.     Такимъ

                         понятіями,      на  которыхъ     Сократъ     основывалъ     зпаніе,   нужно    лишь                 образомъ      эти    школы     приняли      противоположное          одна    другой
                         такое,    какое    необходимо       человѣку-индивиду          для   добродѣтели                    направленіе,      несмотря      на  то,  что  ихъ   философское      ученіе   имѣло
                                                                                                                                       и
                                                                                                                                                                      корень—философское
                                                                                                                                                                                                    ученіе
                                                                                                                                                 же
                                                                                                                                                      источникъ,
                                                                                                                                          тотъ
                         для   его   индивидуальной         личной    нравственности,         а   именно—                    одинъ    и  неразд льную        съ   нимъ    жизнь    этого    философа.         Со-
                                                                                                                             крата
                         знаніе   добра,    обладаніе     его   понятіемъ,      а  не  такое    знаніе,    къ                                     ѣ
                        которому      стремились     всѣ  физики    или   физіологи    (натурфилософы)                             Киренская      философская       школа    просуществовала       всего   около
                                                                                                                                                                   ѣ
                                                                                                                                             ѣ
                        т.-е.   знаніе    сущаго,   пребывающий)         въ  вещахъ,    явленіяхъ     вн ш-                  одного     стол тія,    будучи   выт снена     происшедшею        изъ  нея   эпику-
                                                                                                         ѣ
                        няго    міра    или   знаніе     сущности      вещей,      еслибы     даже     такое                 рейскою      философскою        школою.    Однакоже       въ  продолженіе      этого
                        знаніе    и  было    возможно.                                                                       короткаго      времени     упоминается      —   послѣ    ея   основателя      и   его
                                                                                                                             внука,    какъ    перваго     распространителя        киренской      философы—
                           в  Т е п е р ь  ®  п о л н о ю  ясностью  можетъ    быть   опредѣлено      крат-                  не   мало    именъ   кирениковъ,      хотя   и  не  первостепенной       важности,
                        чаишимъ      образомъ      отношеніе      циниковъ      и  кирениковъ      какъ   къ                 но   заслуживающихъ          вниманія    какими    либо   особенностями,       поло-
                        Сократу,     такъ    и  между     собою,    а  именно     такимъ     образомъ-                       жительна™       или    отрицательна™        достоинства,     ихъ    философскаго
                             Сократъ,      какъ   мы    видѣли,    говоря   о  добр ,   какъ   содержаніи                    ученія.
                                                                                    ѣ
                        добродѣтели,      a  сл довательно,       и  о  самой   добродѣтели,      не  опре-                       ІІредставимъ       теперь     сущность      этого    ученія    каждаго      изъ
                                                ѣ
                        дѣлилъ    съ   точностью,      въ   чемъ    именно     состоятъ     они.    Своимъ
                                                                                                                                               ѣ
                       характеромъ        и  своею    жизнью      онъ   показывалъ      примѣръ       обра-                  наиболѣе      изв стныхъ      кирениковъ.
                                                                                                                                      Ѳеодоръ,
                                                                                                                                                   непосредственный
                       зецъ    внутренняго       душевнаго       спокойствія,     веселья,    внутренней                     былъ  1. родомъ     изъ    г.  Кирены.      О ученикъ    Аристипиа      Младшаго,
                                                                                                                                                                                              можно
                                                                                                                                                                             его
                                                                                                                                                                                                         сказать
                                                                                                                                                                                    ученіи
                       душевной      независимости,        свободы     отъ   вн шняго      и  отъ    внѣ ш-                  то  же,   чтЬ   и   объ   ученіи     прочихъ     нов йшихъ        кирениковъ,       а
                                                                                ѣ
                       иихъ    потребностей,       пуждъ,     основываясь      на   истинномъ      знаніи                                                                         ѣ
                                                                                                                                                                                                         пользу:
                       которое     выражается       въ   формѣ     всеобщихъ       понятій;     въ   этомъ                   именно,     что   въ  немъ      есть  нѣ что,    говорящее       въ  его проще     и
                                                                                                                             это
                                                                                                                                                его
                                                                                                                                   простота
                                                                                                                                                     принципа;
                                                                                                                                                                                               быть
                                                                                                                                                                     ничто
                                                                                                                                                                              не
                                                                                                                                                                                   можетъ
                       смыслѣ     Сократъ     представлялъ       собою     образецъ     основаннаго      на                  ясн е,    какъ   воззваніе    къ  удовольствію,     къ  веселой   жизни    вообще;
                       знанш,     на  понятіи,   и  сл довательно      разумна™,      воздержанія       отъ                      ѣ
                                                       ѣ
                                                                                                                                                                       кирениковъ
                                                                                                                                         этой
                                                                                                                                                             ученію
                                                                                                                                                 стороны
                       в сяк ихъ  влеченій   къ  вн шнему:       а  между    тѣмъ   онъ   же  самъ   гово-                   но   и  съ имѣть   одни    только    наслажденія,       а  недостаетъ      чего-то:
                                                    ѣ
                                                                                                                                                                                                            было
                                                                                                                                                                                                   это
                                                                                                                                                                                                        и
                                                                                                                                                                                        еслибы
                                                                                                                             пельзя
                       рилъ,   что   онъ    не   знаетъ    другого    добра,   кромѣ   того,   чт0  годно
                                                                                                                                                                 было
                                                                                                                                                                              наслаждаться
                                                                                                                                                                                                безпрестанно;
                                                                                                                                                                        бы
                      полезно     для   чего-нибудь,      такъ    что   доброе    отождествлялъ        онъ                   возможно,     то   невозможно    жизни    проходите      безъ    удовольствія,     и
                                                                                                                                                      часть
                                                                                                                             такимъ
                                                                                                                                       образомъ
                      съ   полезнымъ       для   челов ка,     но   вм стѣ    и  съ   истиннымъ       и  съ                  притомъ     жизнь     наполнена      многими     неудовольствіями,        сл дова-
                                                                       ѣ
                                                        ѣ
                                                                                                                                                                                                          ѣ
                      прекраснымъ.        Ясно,    что   взглядъ    на   понятіе,    сущность      добро-                    тельно    сказанный      принципъ      удовольствія      не  можетъ     быть   про-
                      д тели,    содержаніе      которой     и   есть  добро,   долженъ     измѣняться
                        ѣ
                                                                                                                             ведешь
                      смотря    по   тому,    какое    изъ   этихъ     двухъ    воззрѣній      на   добро                    шая    (по последовательно,       и   чувственное      удовольствіе,     эта    луч-
                                                                                                                                                                                                  все-таки
                                                                                                                                                                                                               не
                                                                                                                                                                       часть
                                                                                                                                                                               удовольствія,
                                                                                                                                         мнѣ нію
                                                                                                                                                     кирениковъ)
                      получите     перев съ.      И   въ  самомъ     д л ,   д ятельность      человѣ че-                    можетъ     доставить    истиннаго      удовлетворенія       человѣку     мудрому,
                                                                              ѣ
                                                                         ѣ
                                                                       ѣ
                                           ѣ
                      скаго   разума     съ   его  знаніемъ,      выражающимся         въ   формѣ     все-
                      оощихъ     понятій,     можетъ     быть   двоякаго     рода:    она   можетъ     со-                   ооразованному.       Поэтому     естественно,      что   въ   киренской     школѣ
                                                                                                                                         мысль
                                                                                                                                                                                                               съ
                                                                                                                                                                                       удовольствія
                                                                                                                                                   взглянуть
                                                                                                                             возникла
                                                                                                                                                                        принципъ
                                                                                                                                                                  на
                                                                                                                                                                                                          не
                      стоять   или    въ   разумномъ      воздержаніи       отъ   влеченій     ко   всему                    вн шней     только    стороны,     т.-е.   полагать     удовольствіе     въ  чемъ-
                      вн шыему;     или   въ  разумномъ     удовлетворены        ихъ,  т.-е.  въ  разум-                       ѣ
                        ѣ
                                                                                                                                            чтб
                                                                                                                                                         ѣ
                     номъ     пользовании     всѣмъ     вн шнимъ,       какъ   жизненными       благами                     то   такомъ,    отъ   челов къ      всегда  можетъ   и имѣть   самъ   черезъ  и себя,
                                                          ѣ
                                                                                                                                                                                                              чтб
                                                                                                                            независимо
                                                                                                                                                  вп шіыхъ
                                                                                                                                                                 отношеній
                                                                                                                                                                                    обстоятельствъ,
                     въ   наслаждены        ими.    Вотъ    эти-то     двѣ   стороны      воззрѣнія     на                                           ѣ
                                                                                                                               ѣ
                                                                                                                                             ѣ
                                                                                                                            вм стѣ     съ  т мъ    есть   нѣ что    духовное.
   222   223   224   225   226   227   228   229   230   231   232