Page 224 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 224

средство  къ  счастью.  Понятія  они замѣнили  ощущеиіями  чув-  извратились  въ  самодовольство,  своеволіе  и  произволъ  всякаго

 —  Ю  '  а  п о т о м у '  в м  ѣ  с т о  обусловливаемаго  понятіями  само-  индивида,  т.-е.  именно  въ  то,  противъ  чего  постоянно  и  энер-
 Г  :  Г  Г  С Ч а С Т Ь Я '  К О Т ° Р  а г о  с ъ  т а к о ю  неутомимою  гически  возставалъ  Сократъ,  какъ  противъ  всеразрушительнаго

 благопязѵ і  К Р а Т Ъ '  У  К И р е П И К Ш ! г  з н а н і е  я в л яется  какъ  принципа  софистовъ.  Такимъ  образомъ  и  циническая,  и  кирен-
 благоразуміе,  истинное  пониманіе,  разум ніе  (wôv7,a«e)  челов*-  ская  школа,  всл дствіе  своей  односторонности,  пришли  къ  тому,
 ѣ
                                 ѣ
 ^  —  '  В Ъ  с м ы с л й  средства  для  наслаж-  чтЬ  уже  было  разрушено  Сократомъ.
 '
 денія  жизнью,  наслажденіе  же  это  и  есть  добро,  какъ  нрин-  Скажемъ  теперь  о  личности  самого  Аристиппа,  выражаю-
 ципъ  ихъ  этики,  обусловливающей  правильную,  добрую  деятель-  щейся  въ  его  практической  д ятельности  и  жизни,  насколько
 т
 ность,  добродетель,  нравственный  долгъ  и  сча ье^  Одиакоіе  ѣ
          эта   д ятельность      и   жизнь    находятся      въ  соотношеніи,      въ  связи,
                 ѣ
 Г  с Г л Г  Ш Ъ  Г ™ * ™ *  П е р  ™  К и р е н  ™  -  -  въ  согласіи  съ  его  теоретическимъ  ученіемъ.
 томъ  смысле,  чтобы  сделать  человека  рабомъ  вн*шняго  чув-  Аристиппъ  обладалъ  т мъ  душевнымъ  спокойствіемъ,  ве-
                                               ѣ
 такъ  к а ? 1 Т  Щ а Г есть  В Ъ  Н а С Ъ  П Р  ™  И  °  щ у щ е н і я ;  н а Ч> а  ощу-  сельемъ  и  тою  душевною  независимостью,  которыя  даютъ  воз-
 °
 У
 чувствоваиіе,
 ощущеніе
 пріятное
 какъ
 добро
 такъ
                              ѣ
 щеше  есть  нечто  внутреннее,  независимое'отъ  внешня го  ^ о   можность  челов ку  обходиться,  если  нужно,  и  безъ  наслажденій,
                                                         равнодушно
                                           литтіеніи,
                                                                                        всякія
 для  наслажденія  въ  истинномъ  смысл*  необходимо  господство  не  печалясь  о  такомъ т мъ,  что  есть,  чувствуя перенося счастли-
          потери,
                      довольствуясь
                                                                             себя
                                          ѣ
 внутренняго  надъ  вн*шнимъ,  необходима  внутренняя  душевная  вымъ  во  всякомъ  положеніи  и  сохраняя  во  вс хъ  обстоятель-
                                                                          ѣ
 —  Г  °  Т Ъ  П  В Н Ѣ  Ш Н Я Г 0 '  ^ х о д и ^ в и у т р е і я  сво-  ствахъ  жизни  душевное  спокойствіе,  веселье.  Онъ  говорилъ  о
 бода  мудраго  и  добродетельнаго.  Поэтому  и  киреники,  какъ  и  себ ,  что  не  знаетъ  достоянія,  которое  было  бы  лучше  доволь-
              ѣ
 циники,  стремились  существенно  къ  одной  и  той же  ц * щ -  ства;  не  знаетъ  болѣзни,  которая  была  бы  хуже  любостяжатель-
 !  В  !  ~  н е з а в и с и м о с ™ >  свобод*  добродетельнаго  мудреца  ности.  Онъ  велъ  жизнь  роскошную,  но  не  боялся  бѣ дности;
 а с Г . "  В ?  Ш Н Я Г 0  '  , Г *  й  Д °  С Т а В Л Я е Т Ъ  6 М у  в е р х о в н о е  благо,  велъ  жизнь  изн женную,  но  не  боялся  напряженныхъ  трудовъ
                               ѣ
 Г
 счастье,  такъ.  что  об*  школы,  и  циническая,  и  киренская  и  лишены,  и  всѣ мъ  сов товалъ  заниматься  тѣлесными  упраж-
 соприкасаются  въ  своихъ  конечныхъ  ц*ляхъ,  въ  стремлеши  ѣ
                                                                      ѣ
 къ  свобод*  мудреца,  хотя  и  расходятся  въ  п р и н ц и п а х ' "  неніями,  гимнастикой.  Вообще  всего  выше  ц нилъ  онъ  свободу,
 въ  опредѣленіи  добра.  '  и  потому  не  желалъ  ни  господствовать  надъ  другими,  ни  под-
                                                                                      ѣ
 Въ  приложены  принципа  свободы  къ  семейной  и  государ-  чиняться  господству  другихъ,  и  даже  не  желалъ  быть  д ятель-
 ственной  жизни  киреники  снова  сходятся  съ циниками.  У  кире-  нымъ  членомъ  какого-либо  государства,  говоря,  что  онъ  не
 никовъ,  какъ  и  у  циниковъ,  мудрецъ  въ  сознаніи  своей  внут-  хочетъ  продать  своей  свободы  ни  за  какую  цѣ ну.  Онъ  ста-
                                           не
                                                                                     другимъ
                                                                            но
                                                                    себ ,
                                               только
                                                         самому
                                                                        ѣ
 ренней  независимости  возвышается  надъ  семействомъ  и  госу-  рался  облегчить  жизнь ут шая  др> зей,  съ равнодушіемъ и перенося
                          участіемъ
          людямъ,
                      съ
 дарствомъ,  не  нуждается  въ  нихъ,  довлѣя  самъ  себ .  По  мнѣ нію  ѣ
 ѣ
                                     ѣ
 Аристиппа,  мудрый  челов къ  долженъ  уклоняться  отъ  обще-  людскія  обиды,  изб гая  всякихъ  ссоръ,  распрей,  раздоровъ,
 ѣ
                                          ѣ
 ственныхъ  д лъ;  вотъ  ПОДЛИННЫЙ  слова  объ  этомъ  основателя  стараясь  укротить  разгн ваннаго  и  примиряться  съ  пріятелями
 ѣ
 иренскои  школы:  „ Я  избралъ  средній  путь,  не  черезъ  власть  и  знакомыми  своими.  Наконецъ,  онъ  выражалъ,  что  наиболь-
 и  не  черезъ  рабство,  а  черезъ  свободу,  которая  скор е  всего  ш а я  удивленія  достоинъ  тотъ  добродѣтельный  человѣ къ,  который,
 ѣ
 ведетъ  къ  блаженству".  р  будучи  окруженъ  дурными  людьми,  неуклонно  идетъ    путемъ
 Свободный  въ  ц ляхъ  цинизмъ  легко  могъ  извратиться  въ  добродѣтели,  и  такимъ  человѣкомъ  признавалъ  онъ  своего  вели-
 ѣ
                                                                                       пріят-
                                                                                  къ
                                                                         любви
                                                           всей
                                                                 своей
 іедонизмъ  уже и  въ  самой  своей  основѣ ,  именно,  когда  у  кире-  к а я  учителя  Сократа.  Словомъ,  при  наслажденіямъ,  Аристиппъ
                  ощущеніямъ,
                                    удовольствіямъ,
         нымъ
 никовъ,  какъ  и  у  циниковъ,  самодовлѣніе  и  свобода  мудреца
         высказывается       во  всей   своей   жизни    человѣкомъ     съ   умомъ    далеко
   219   220   221   222   223   224   225   226   227   228   229