Page 224 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 224
средство къ счастью. Понятія они замѣнили ощущеиіями чув- извратились въ самодовольство, своеволіе и произволъ всякаго
— Ю ' а п о т о м у ' в м ѣ с т о обусловливаемаго понятіями само- индивида, т.-е. именно въ то, противъ чего постоянно и энер-
Г : Г Г С Ч а С Т Ь Я ' К О Т ° Р а г о с ъ т а к о ю неутомимою гически возставалъ Сократъ, какъ противъ всеразрушительнаго
благопязѵ і К Р а Т Ъ ' У К И р е П И К Ш ! г з н а н і е я в л яется какъ принципа софистовъ. Такимъ образомъ и циническая, и кирен-
благоразуміе, истинное пониманіе, разум ніе (wôv7,a«e) челов*- ская школа, всл дствіе своей односторонности, пришли къ тому,
ѣ
ѣ
^ — ' В Ъ с м ы с л й средства для наслаж- чтЬ уже было разрушено Сократомъ.
'
денія жизнью, наслажденіе же это и есть добро, какъ нрин- Скажемъ теперь о личности самого Аристиппа, выражаю-
ципъ ихъ этики, обусловливающей правильную, добрую деятель- щейся въ его практической д ятельности и жизни, насколько
т
ность, добродетель, нравственный долгъ и сча ье^ Одиакоіе ѣ
эта д ятельность и жизнь находятся въ соотношеніи, въ связи,
ѣ
Г с Г л Г Ш Ъ Г ™ * ™ * П е р ™ К и р е н ™ - - въ согласіи съ его теоретическимъ ученіемъ.
томъ смысле, чтобы сделать человека рабомъ вн*шняго чув- Аристиппъ обладалъ т мъ душевнымъ спокойствіемъ, ве-
ѣ
такъ к а ? 1 Т Щ а Г есть В Ъ Н а С Ъ П Р ™ И ° щ у щ е н і я ; н а Ч> а ощу- сельемъ и тою душевною независимостью, которыя даютъ воз-
°
У
чувствоваиіе,
ощущеніе
пріятное
какъ
добро
такъ
ѣ
щеше есть нечто внутреннее, независимое'отъ внешня го ^ о можность челов ку обходиться, если нужно, и безъ наслажденій,
равнодушно
литтіеніи,
всякія
для наслажденія въ истинномъ смысл* необходимо господство не печалясь о такомъ т мъ, что есть, чувствуя перенося счастли-
потери,
довольствуясь
себя
ѣ
внутренняго надъ вн*шнимъ, необходима внутренняя душевная вымъ во всякомъ положеніи и сохраняя во вс хъ обстоятель-
ѣ
— Г ° Т Ъ П В Н Ѣ Ш Н Я Г 0 ' ^ х о д и ^ в и у т р е і я сво- ствахъ жизни душевное спокойствіе, веселье. Онъ говорилъ о
бода мудраго и добродетельнаго. Поэтому и киреники, какъ и себ , что не знаетъ достоянія, которое было бы лучше доволь-
ѣ
циники, стремились существенно къ одной и той же ц * щ - ства; не знаетъ болѣзни, которая была бы хуже любостяжатель-
! В ! ~ н е з а в и с и м о с ™ > свобод* добродетельнаго мудреца ности. Онъ велъ жизнь роскошную, но не боялся бѣ дности;
а с Г . " В ? Ш Н Я Г 0 ' , Г * й Д ° С Т а В Л Я е Т Ъ 6 М у в е р х о в н о е благо, велъ жизнь изн женную, но не боялся напряженныхъ трудовъ
ѣ
Г
счастье, такъ. что об* школы, и циническая, и киренская и лишены, и всѣ мъ сов товалъ заниматься тѣлесными упраж-
соприкасаются въ своихъ конечныхъ ц*ляхъ, въ стремлеши ѣ
ѣ
къ свобод* мудреца, хотя и расходятся въ п р и н ц и п а х ' " неніями, гимнастикой. Вообще всего выше ц нилъ онъ свободу,
въ опредѣленіи добра. ' и потому не желалъ ни господствовать надъ другими, ни под-
ѣ
Въ приложены принципа свободы къ семейной и государ- чиняться господству другихъ, и даже не желалъ быть д ятель-
ственной жизни киреники снова сходятся съ циниками. У кире- нымъ членомъ какого-либо государства, говоря, что онъ не
никовъ, какъ и у циниковъ, мудрецъ въ сознаніи своей внут- хочетъ продать своей свободы ни за какую цѣ ну. Онъ ста-
не
другимъ
но
себ ,
только
самому
ѣ
ренней независимости возвышается надъ семействомъ и госу- рался облегчить жизнь ут шая др> зей, съ равнодушіемъ и перенося
участіемъ
людямъ,
съ
дарствомъ, не нуждается въ нихъ, довлѣя самъ себ . По мнѣ нію ѣ
ѣ
ѣ
Аристиппа, мудрый челов къ долженъ уклоняться отъ обще- людскія обиды, изб гая всякихъ ссоръ, распрей, раздоровъ,
ѣ
ѣ
ственныхъ д лъ; вотъ ПОДЛИННЫЙ слова объ этомъ основателя стараясь укротить разгн ваннаго и примиряться съ пріятелями
ѣ
иренскои школы: „ Я избралъ средній путь, не черезъ власть и знакомыми своими. Наконецъ, онъ выражалъ, что наиболь-
и не черезъ рабство, а черезъ свободу, которая скор е всего ш а я удивленія достоинъ тотъ добродѣтельный человѣ къ, который,
ѣ
ведетъ къ блаженству". р будучи окруженъ дурными людьми, неуклонно идетъ путемъ
Свободный въ ц ляхъ цинизмъ легко могъ извратиться въ добродѣтели, и такимъ человѣкомъ признавалъ онъ своего вели-
ѣ
пріят-
къ
любви
всей
своей
іедонизмъ уже и въ самой своей основѣ , именно, когда у кире- к а я учителя Сократа. Словомъ, при наслажденіямъ, Аристиппъ
ощущеніямъ,
удовольствіямъ,
нымъ
никовъ, какъ и у циниковъ, самодовлѣніе и свобода мудреца
высказывается во всей своей жизни человѣкомъ съ умомъ далеко