Page 241 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 241

и   практически      истинное,      т.-е.   доброе,    почему     оно    и   должно                    д лается     ихъ рабомъ,       теряете    свою    свободу    и   становится     не-
                       быть    ц лыо     человѣческой      дѣятельности.       Киреники      думали, что                       ѣ
                                 ѣ
                       въ   теоретическомъ       отношеніи     достовѣрно,     истинно    не  содержаніе                      разумнымъ,       немыслящимъ        существомъ.      Но    Аристиппъ       не   такъ
                       чувствованія,      оіцущенія,     а  само    оно,   такъ    что  ощущеніе,     чув-                    понималъ      это.   Онъ    всего   болѣе    уважалъ      образованность       ума,
                                                                                                                                            ибо посредствомъ
                                                                                                                              мудрость,
                                                                                                                                                                     нея
                                                                                                                                                                                  ѣ
                       ствованіе     у  нихъ    вовсе     не  объективно,       а  чисто    субъективно.                      и  уже    какъ   образованный,       мудрый  челов къ     пріобрѣтаетъ      свободу
                                                                                                                                                                             и свободный
                                                                                                                                                                                              человѣкъ,
                                                                                                                                                                                                           слѣ до-
                       Поэтому     чисто     субъективно      же   и  ихъ     доброе,    а  именно:    чтЬ
                       я  ощущаю,        чувствую      въ  себѣ ,   какъ    удовлетворяющее          меня,                    вательно     черезъ    посредство      ума, мышленія,       онъ   можетъ     искать
                                                                                                                                                                   Такимъ
                                                                                                                                                                                                        удоволь-
                                                                                                                                                                              образомъ
                                                                                                                                                                                           принципъ
                       какъ    пріятное,    TÖ  и   есть   доброе,    только    потому    что  я  его  такъ                   удовольствій,     наслажденій.      Аристиппа       принципъ      образованнаго,
                                                                                                                                       наслажденія
                                                                                                                                                        есть
                                                                                                                                                               у
                                                                                                                              ствія,
                       именно    ощущаю,        чувствую;     противное     же    этому    есть   дурное.
                                                                                                                                                                          не
                                                                                                                                                                       а
                                                                                                                                                 ѣ
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                      Итакъ     у  кирениковъ        чисто    субъективныя        ощущенія,      чувство-                     мудраго     челов ка,     философа,   мнѣнію,    принципъ      всякаго    челов ка
                                                                                                                                                              его
                                                                                                                              безъ
                                                                                                                                     различія,
                                                                                                                                                                                                            непо-
                                                                                                                                                                                                  знаетъ
                                                                                                                                                                                человѣ къ
                                                                                                                                                  ибо, по
                                                                                                                                                                                             не
                      ванія    суть   критеріи     для   нашего     познаванія     и   цѣли   для  нашей
                                                                                                                              средственно,
                                                                                                                                                                                                        а
                                                                                                                                                                                                           знаетъ
                                                                                                                                                                                         ощущеніе,
                                                                                                                                                чтЬ
                                                                                                                                                      доставляете
                      д ятельности,       какъ    теоретическія      и  практическія       истины.                            это  только    посредствомъ       ума,   ему   пріятное   или   какъ     разумное,
                        ѣ
                                                                                                                                                                        мышленія,
                           2.   Относительно         этическаго      принципа.      Между     тѣмъ   какъ                     мыслящее      существо     вообще,     a  слѣдовательно,      какъ   и  свободное.
                      циники     утверждали,       что  человѣческое       верховное     добро,    благо,                     Правда,     что   Аристиппъ       признавалъ       верховное      добро,     благо,
                      счастье    состоите     въ  свободѣ    отъ  чувственныхъ       удовольствій,    на-                     счастье   челов ка     въ   самой    осязательной,     общедоступной        формѣ,
                      слажденій,      киреники       впали     въ   противоположную           крайность,                      въ  той          ѣ пріятныхъ    ощущеній,     чувствованій,     въ  которой    при-
                      утверждая,       что  челов ческое        верховное     добро,    благо,    счастье                     нимало   формѣ                   Это   самый    осязательный,      самый    понят-
                                                   ѣ
                                                                                                                                        его большинство.
                      состоите     въ  достиженіи      ощущаемаго      нами    удовольствія,     наслаж-                      ный   для   вс хъ    видъ   счастья,   съ которымъ       челов къ     знакомится
                                                                                                                                            ѣ
                     денія.    Между      тѣмъ    какъ   циники      признавали      верховнымъ      доб-                     съ  самаго    рожденія,    между    тѣмъ   какъ   физическое    ѣ  страданіе    есть
                     ромъ,    благомъ,     счастьемъ      для   человѣ ка     отреченіе      отъ   вс хъ                     единственное       несчастіе,    которое         способны    понимать.     Поэтому
                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                                                         всѣ
                     чувственныхъ        удовольствій,     наслажденій,       насколько      это   дозво-                    въ   первыхъ,      грубыхъ,    необразованныхъ        періодахъ     исторіи   обще-
                     ляете    природа,—киреники,           напротивъ,      признавали      верховнымъ                        ственной      жизни    люди    горячо    ищутъ    чувственныхъ       удовольствій,
                     добромъ,     благомъ,    счастьемъ      челов ка    потворство      чувственнымъ                        какъ    единственно-истинныхъ          элементовъ     счастья;    въ то   же  время
                                                                    ѣ
                     удоізольствіямъ,      наслажденіямъ,       насколько    это  дозволяется     благо-                     они    тщательно      избѣгаютъ      чувственныхъ        неудовольствій,       стра-
                     разуміемъ.                                                                                              даній,     какъ     единственно       истинныхъ        элементовъ       несчастья.
                          Поэтому      этическій      принципъ       кирениковъ      —    удовольствіе,                      Правда,     бываютъ      примѣры,       что   даже    въ   эти  времена           или
                     наслажденіе,      пріятное     ощущеніе—кажется            весьма   отдаленнымъ                         другіе    индивиды     и цѣлыя     массы     людей    идутъ    на  встр чу  тѣ
                                                                                                                                                                                                            опас-
                                                                                                                                                                                                      ѣ
                     отъ   Сократова      этическаго     принципа,      добра;    онъ   кажется     даже                     ности    и  смерти,    возбужденные        какою-либо       сильною      страстью.
                     противоположнымъ          ему   и  вообще     не-философскимъ,        ибо,    пови-                     ІІо   мы   говоримъ     здѣсь    о               въ  его  обыкновенному         нор-
                                                                                                                                                                 челов кѣ
                                                                                                                                                                        ѣ
                    димому,     въ   немъ    нѣ тъ   ничего    всеобщаго.      Но   на   самомъ     дѣлѣ                     мальномъ     состояніи,    когда   онъ   предоставленъ      руководству      своихъ
                    это   не   такъ.  Киреники       хотѣли    ближе    опредѣлить     добро,   и опре-                      еетественныхъ       нормальныхъ        наклонностей.
                    дѣлили     содержапіе       добраго    какъ    пріятное,     разумѣя     одиакоже
                    под7»    пріятнымъ       также     всеобщее,      а  не    особенное,     ибо     они                         Во    всякомъ     случаѣ    этическій    принципъ      кирениковъ      неудов-
                    понимали      его   какъ    удовольствіе,      опредѣленное       умомъ,     благо-                      летворителен^        Очевидно,      что  ихъ   этика   сенсуалистическая;        она
                                                                                                                                                   томъ
                                                                                                                                              въ
                                                                                                                                                                                                       челов ка
                                                                                                                                                                                                              ѣ
                    разуміемъ,     мудростью.                                                                                коренилась      софистовъ,    сенсуалистическомъ         взглядѣ     на  есть  чув-
                                                                                                                                                                      его
                                                                                                                             со
                                                                                                                                                             будто
                                                                                                                                 стороны
                                                                                                                                                                            истинная
                                                                                                                                                                                         природа
                         Когда     принципомъ       человѣческой      длительности      поставляются                         ственность;     она    не   проистекала      изъ   всесторонняго,        глубокаго
                    т лесныя     или   даже    душевный       удовольствія,     наслаждеиія,     то  мы                      Сократова      познай     самого    себя,    результате     котораго      состоялъ
                     ѣ
                   обыкновенно        представляемъ       себ ,  что  человѣ къ,    предаваясь     имъ,                      въ  томъ    открыты,       что   истинная     природа,      сущность      челов ка
                                                              ѣ
                                                                                                                                                                                                              ѣ
   236   237   238   239   240   241   242   243   244   245   246