Page 244 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 244

у
 в ы т е к а л а  й з ъ з к а г о  и  п ° Р -  Верховнымъ  принципомъ  мегариковъ  былъ  Сократовъ  прин-
 х
 в е
 было  то  з ™ е н  е  X  Ч ѵ 1  С О ф И С Т О В Ъ '  Р У  л ь т а ™м*  котораго  ципъ  —  мысль  субъекта  какъ  понятіе.  Но  мегарики  развили
 е з
 природа  че!о ѣ ка  A  l u  У Ш Ж 1 Ш 0 С Т Ь  е с т ь  ™ н а я  сущность,  этотъ  принципъ  съ  помощью  ученія  элейцевъ  такимъ  образомъ:
 человека,  Z a Z Z Z Z  Ч у В Ш е н н о с г ь  истинная  природа  Они  признали  ученіе  элейцевъ  о  противоположности  чув-
 быть  в™'  должно  ственнаго  и  умственнаго  познаванія,    отличивъ     эти  виды    позна-

 Г  » а о а ж  Д е н Г  д  а ~ Г Г  и Г н о — ;  ванія  по  ихъ  содержаяію  или предмету.  Чувства—утверждали
 біаго,  счастье  человѣ ка  «ерховное  добро,  они—предлагаютъ  намъ  только  особенное  и преходящее,  измѣ-
          няющееся,       а  умомъ,    мышленіемъ      мы   сознаемъ    въ себѣ    всеобщее,
 "
 ч ^ Г Г Г Г с т о Г Г о  о ч ю е р г н у т ь  ™  у ю  пребывающее,  неизмѣнное.  Въ  этомъ  отношеніи  мегарики  стояли
          на   одной    почвѣ    съ   Платономъ       и  платониками.
               Сократъ      наіпелъ,     что   главное    дѣло    нашего     мышленія      со-
          стоите    въ   вырабатываніи        всеобщихъ      понятій,   которыя     суть   со-

          знаніе   сущаго     или истины;       а  потому,—заключили           мегарики,—
          истинное,    пребывающее,        иеизмѣнное      бытіе  принадлежитъ        не  чув-
 Ж  л і г  «  f  t  ä  »  ственнымъ,  единичнымъ  вещамъ,  а  мыслимымъ,       умственнымъ


 чается  и а ы Г 7 р  ™  £  £  Д  і  -  ~  понятіямъ.  Сл довательно,  нонятія  суть  н что  отличное  отъ
                                                                    ѣ
                            ѣ
         единичныхъ        вещей,    и   потому    они   имѣютъ      отдѣльное     отъ   нихъ
         бытіе,    бытіе   в чпое,    непреходящее.        Поэтому,     напримѣръ,      чело-
                            ѣ
 4.  Мегарики.  века  вообще,  какъ  всеобщее  понятіе,   имѣетъ     вѣ чное,  т.-е.  непре-
         ходящее      бытіе,   отд лыюе       отъ   единичныхъ        людей,     имѣющихъ
                                   ѣ
         временное      существованіе.       В ъ  этомъ     смыслѣ     человѣкъ     былъ,—
         говорили     мегарики,—прежде            нежели     явился     тотъ    или   другой

         человѣкъ     какъ    индивидъ.      Это    ученіе    есть  также     общее     мега-
         рикамъ     и  Платону      съ   платониками.
 « . » р с « о „  Р  р  " '  "  »"-..я  называется  Итакъ,  понятіе  у  мегариковъ  есть  уже  н что  подходящее
                                                                       ѣ
         къ   тому,   что   Платонъ     и платоники      называютъ      идеею,   въ  отличіе
 а р а т ! " Т о  M e r a P C  f  ™ > № в е ш ш « ь  y m , „ .  С „ -  отъ  понятія  въ  смыслѣ  Сократовомъ.  Сократово  понятіэ  есть
 е й  ^ченіе  Р  Г ; „ е *  Ъ  ™  ^  «  усшилъ  только  субъективное  сознаніе  сущаго,  какъ  пониманіе,  со  сто-
        роны     познающаго      субъекта,     сущности     единичностей,      особеннаго,
        добываемое       чрезъ    обобщеніе       и  объединеніе       ихъ.   Понятіе     же
        у  мегариковъ       есть   объективное      самосущее,      имѣющее      отдѣльное

        бытіе    отъ    единичностей,        и  вмѣстѣ      съ  тѣмъ    сознаваемое       въ
                                         какъ
                                                                                 подходите
                                                                мегариковъ
                                                             у
                                                 понятіе
                                 Такъ
 Г  ™   себѣ    субъектомъ.     къ   Платоновымъ        идеямъ,     то Платонъ      обозна-
        такимъ
                   образомъ
        чаете    понятіе    мегариковъ     словомъ     идея,  и  называете     мегариковъ
 г , ,  с  г : г  с і  Ш а т < м о  » °  ю  »  -  д ° р ; . г т  друзьями  идей,  т.-е. приверженцами  ученія  объ  идеяхъ.
 роны  расходится  съ  него  Вт  ПРМТ  дру^и  С Ю  Однакоже  мегарики  и  Платонъ  съ  платониками  расходятся
 сходится  сь  Шатоновою  діаГектикой?  въ  ученіи  о  понятіяхъ  и  идеяхъ.
   239   240   241   242   243   244   245   246   247   248   249